Теория поэтапного формирования умственных действий, сформулированная и исследованная П.Я. Гальпериным, имеет особое значение в педагогике и основана на идеях о том, что организация внешней деятельности, способствующая переходу внешних предметных действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений, развитием качеств личности специалиста. Этот процесс включает следующие шесть этапов.
1. Формирование мотивационной основы действия – складывается отношение обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения.
2. Осуществление предварительного ознакомления с действием, т. е. построение ориентировочной основы действий, выделение системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия.
3. Выполнение материализованного действия, в ходе которого обучаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действий, в частности – на схему ориентировочной основы действий.
|
|
4. Внешнеречевой этап – проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий.
5. Выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя.
6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.
Теория поэтапного формирования умственных действий результативна главным образом при формировании практических навыков и умений специалистов в различных видах профессиональной деятельности. Она позволяет в общем и специальном обучении ставить задачу повышения качества формируемых действий и понятий обучаемых при сокращении сроков их подготовки.