Особенности самовоспитания

Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицатель­ных качеств. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание выступает непременным условием совершенствования человеческой личности. Среди содержательных компонентов самовоспитания следует выделить: глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессионального развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы – сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Существенную роль в самовоспитании играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.

Особенности самовоспитания выражают его психологические предпосылки, основные условия и используемые в его процессе методы. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритич­ному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых уста­новок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная деятельность человека, самовоспитание направлено на преодоление всего отрица­тельного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание – сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе него требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритич­ное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей но саморазвитию.

Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет, самоконтроль и др.

Можно руководствоваться в практической деятельности по самовоспитанию следующими правилами:

- сосредоточь свое внимание на начатом деле;

- не отвлекайся во время работы;

- подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом;

- не закончив начатого дела, не переходи к другому;

- старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;

- умей себя поощрять и подбадривать, будь оптимистом;

- проявляй терпение, встречаясь с трудными и экстремальными ситуациями;

- думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в подобных обстоятельствах;

- со всеми проявляй вежливость и тактичность;

- избегай грубости, даже с теми, кто тебе грубит;

- веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение;

- сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;

- учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку;

- внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок;

- подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания.

Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложна, многообразна и изменчива, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: