Фактор M. «Практичность – развитое воображение»

Высокие оценки характерны для лиц с богатым воображением, выдумщиков, фантазёров, ориентированных на собственные желания, погружённых в себя, витающих в облаках, мало обращающих внимание на повседневные дела и обязанности. Их поведение отличается эксцентричностью и своеобразием. Они не заботятся о том, чтобы носить такую же одежду, как у всех, или делать то же, что и все. У них самобытное мировоззрение и своя собственная, неповторимая манера поведения. Вероятно, это основная черта, отличающая творческих одарённых лиц независимо от рода деятельности.

Среднее значение фактора в среде художников музыкантов, писателей и учёных значительно выше, чем в популяции общего типа.

Низкие оценки говорят о практичности и добросовестности человека. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.

Фактор N. «Проницательность – наивность»

Фактор интерпретируется как искусственность, расчетливость в поведении в противовес естественности и простоте.

Лица с высокими оценками по фактору «N» характеризуются искусственностью, расчетливостью, проницательностью, умением вести себя холодно и рационально, не поддаваться эмоциональным порывам, видеть за аффектом логику. Они держатся корректно, вежливо, отстраненно, ко всему подходят разумно и несентиментально. Прежде чем предпринять что-либо, с холодной аналитичностью оценивают возможные шансы, хитро и умело строят своё поведение, скептически относятся к лозунгам и призывам, склонны к интригам и утончённому коварству. В общении мягки, аристократично вежливы, следят за своей речью и манерами.

Низкие оценки свидетельствуют о грубости, бестактности, прямолинейности, неумении ясно мыслить, об отсутствии проницательности и социальной ловкости. Обычно это открытые, наивные люди, общительные и компанейские, любящие простые естественные вещи и чувственные радости. Они плохо понимают мотивы поведения окружающих, всё принимают на веру, легко загораются общими увлечениями, сентиментальны, чувствительны, не могут логикой обуздать свои эмоции, не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто и грубовато.

В групповых взаимоотношениях лица с низкими оценками по фактору «N» вызывают больше доверия, особенно у детей. Однако на эффективность деятельности группы они влияют отрицательно. Лица с высокими оценками по фактору помогают точному аналитическому анализу групповых проблем и принятию общих решений, в то время как лица с низкими оценками этому препятствуют.

Фактор O. «Уверенность в себе – тревожность»

Высокая оценка по фактору свидетельствует о доминировании тревожно-депрессивного настроения. Эти люди неизменно чем-нибудь озабочены, всегда податливы, отягощены дурными чувствами, склонны к самоупрёкам, недооценивают свои возможности, принижают свою компетентность, знания и способности. В обществе они чувствуют себя неуверенно, держатся замкнуто и обособленно.

Низкие оценки характерны для лиц веселых, жизнерадостных, довольных жизнью, уверенных в успехах и своих возможностях. Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных мелких делах.

Фактор Q1. «Консерватизм – радикализм»

(Факторы Q1, Q2 , Q3, и Q4 не обнаруживаются в поведении и проявляются только в высказывании испытуемыми своей точки зрения).

Люди с высоким знанием по этому фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных, политических и даже житейских проблем, но никакую информацию не принимают на веру, никакие принципы не являются для них абсолютными, ко всему они относятся скептически, не доверяют авторитетам, всё стараются проанализировать и принять самостоятельно, любят, когда эксперимент приносит что-то новое, неожиданное. Они легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают новые взгляды и идеи, отличаются критичностью мышления.

Низкие оценки характерны для лиц консервативных, ригидных, не любящих перемен. Это люди устоявшихся мнений. Они знают, во что нужно верить; несмотря на несостоятельность каких-либо принципов с сомнением относятся к новым идеям, склонны к морализаторству и чтению нравоучений. Они противятся переменам, не интересуются аналитическими и интеллектуальными соображениями.

В групповой динамике лица с высокими значениями по этому фактору часто побуждают группу пойти по новому пути, делают много замечаний в ходе обсуждения внутригрупповых проблем. Обследование большого числа деловых лидеров выявило у них высокие оценки по этому фактору.

Фактор Q2. «Самостоятельность – зависимость от группы»

При низких оценках по фактору человек зависит от группы, следует за общественным мнением, предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируясь на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива в принятии решений.

При высокой оценке человек предпочитает принимать собственные решения, независим, следует по самостоятельно выбранному пути, принимает решения и действует сам, однако при этом не всегда доминантен, т. е., имея собственное мнение, не стремится навязать его окружающим.

Нельзя сказать, что он не любит людей, просто он не нуждается в их обществе и поддержке.

Фактор Q3. «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»

Высокие оценки свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Человек с высоким значением по этому фактору действует планомерно и упорядоченно, упорно преодолевает препятствия, не разбрасывается, начатое дело доводит до конца. Он хорошо осознаёт социальные требования и старается их аккуратно выполнять, заботится о впечатлении, которое производит своим поведением, о своей общественной репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору.

Низкие оценки указывают на слабую волю и плохой самоконтроль (особенно над желаниями). Деятельность таких людей не упорядочена и хаотична. Они часто теряются, действуют непоследовательно, безалаберно, не умеют организовать порядок выполнения своих дел. Нередко они оставляют своё дело незаконченным и без достаточного обдумывания берутся за что-то другое.

Данный фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно коррелирует с успехами в технике, математике, организаторской деятельности и других сферах, где требуется объективность, уравновешенность и решительность.

В групповой динамике оценки по данному фактору положительно связаны с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем.

Фактор Q4. «Расслабленность – напряжённость»

При низких значениях по фактору человек характеризуется расслабленностью, вялостью, спокойствием, низкой мотивацией, леностью, излишней удовлетворённостью и невозмутимостью.

Высокая оценка свидетельствует о напряжённости, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Человек с высокой оценкой по данному фактору чувствует себя разбитым, усталым, но не может остаться без дела даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для его состояния характерна эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительности и нетерпимости.

Фактор МД. «Адекватность самооценки»

Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени самооценка человека отличается от адекватной.

Форма краткого отчета по результатам исследования Ф.И.О. _______________________курс ____группа_________дата_______ 3.8. Изучение личности (Тест Кеттелла, 16 PF) 1. Вводные замечания (2-3 строчки) ________ 2. Цель занятия _________________________ 3. МД «Адекватность самооценки» (балл) _______ 4. Интерпретация факторов. Укажите максимально возможный балл по каждому фактору, затем ваш показатель по этому фактору и дайте ему интерпретацию (2-3 строчки по каждому фактору). Фактор А. «Замкнутость – общительность»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор В. «Интеллект»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор E. «Подчиненность – доминантность»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор F. «Сдержанность – экспрессивность»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор G. «Подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор Н. «Робость – смелость»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор I. «Жесткость – чувствительность»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор L. «Доверчивость – подозрительность»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор M. «Практичность – развитое воображение»: максимальный балл __, ваш балл __ Фактор N. «Проницательность – наивность»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор O. «Уверенность в себе – тревожность»: максимальный балл ____, ваш балл _ Фактор Q1. «Консерватизм – радикализм»: максимальный балл ____, ваш балл ____ Фактор Q2. «Самостоятельность – зависимость от группы»: максимальный балл __, ваш балл __ Фактор Q3. «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»: максимальный балл _, ваш балл__ Фактор Q4. «Расслабленность – напряжённость»: максимальный балл ____, ваш балл ____

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: