double arrow

Методы разработки сметы затрат на производство

Смета затрат - сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлением расходов.

В процессе разработки сметы затрат на производство в отечественной науке и практике применяются 3 основных метода:

– Сметный метод

– Сводный метод

– Калькуляционный метод

Сметный метод является наиболее распространенным на российских промышленных предприятиях. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы определяются по данным соответствующих разделов годового плана.

Порядок определения сметных затрат:

Каждую статью сметы необходимо обосновать. Разработка сметы затрат на производство должна соответствовать запланированному объему реализации товаров. Корректировка может быть сделана с учетом изменения нормативов складских запасов, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущих периодов.

Сводный метод составления сметы затрат на производство предусматривает предварительную разработку смет затрат по цехам, а затем окончательную разработку сводной сметы затрат по предприятию. Для разработки сводной сметы затрат на машиностроительном предприятии рекомендуется начинать с заготовительных цехов, затем вспомогательных, а далее переходить к механообработке и сборочным цехам. Сводная смета затрат предприятия – сумма цеховых смет затрат с последующим исключением из общей суммы внутризаводского оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.

Калькуляционный метод основан на использовании выполненных расчетов или калькуляции себестоимости всех видов продукции, работ, услуг, запланированных годовой производственной программой предприятия, остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе расчетов разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов.

Себестоимость продукции выражает в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на пр-во и реализацию единицы или некот. объема однородной продукции в действ. эконом. условиях.

В общем виде плановую с/с продукции можно выразить суммой следующих затрат, сгруппированных по их экономическому содержанию: Сп = Мз + Зо + Ос + Ао + Пр, где

Мз – материальные затраты; Зо – затраты на оплату труда; Ос – отчисление на социальные нужды; Ао – амортизация основных фондов; Пр – прочие затраты.

На основе плановых калькуляций отдельных изделий (работ, услуг) разрабатывается план с/с-сти выпускаемой продукции. При планир-ии снижения с/с-сти рассчит-ся общегод. экономия:

Эгод = S(С1 – С2) * Nгод, где

С1 – базовая себестоимость единицы продукции;

С2 – планируемая себестоимость единицы продукции;

Nгод – годовой объем пр-ва прод-ции.

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. Цена как экономическая категория выполняет следующие функции: учетная; распределительная; функция сбалансирования спроса и предложения; функция цены как рационального размещения производства; стимулирующая. Максимальная цена товара определяется спросом, а минимальная – издержками. Значительное влияние на цену товаров оказывают цены и качество товаров конкурентов. В условиях конкуренции предприятия при реализации стремятся найти оптимальную цену. Реальная цена товара определяется на рынке на основе спроса и предложения. Оптимальная цена, рассчитанная предприятием, должна стремиться к реальной цене. Методы расчета предполагаемой цены на товар объединяются в 2 группы:

- методы, основанные на затратном подходе (основной принцип – прибавление к издержкам производства товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить п/п);

- методы, основанные на целевом ценообразовании.

В целевом ценообразовании издержки пр-ва являются исходным элементом расчета, но в отличие от затрат метода прибыль устанавливается не в % отношении к издержкам пр-ва, а является индивид. величиной каждого товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности пр-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: