Один из методов количественного измерения чувствительности покупателя к изменению цен - анализ эластичности. Эластичность - мера реагирования одной переменной на изменение другой.
Мера степени ценовой эластичности - коэффициент эластичности (E).
Эластичность спроса по цене – отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены (реакция изменения величины спроса на изменение цены товара).
Е
Q1 - величина спроса при новой цене, Q0 - величина спроса при старой цене,
В зависимости от значения коэффициента E различают:
§ неэластичный спрос (E < 1) - спрос, не меняется из-за небольшого изменения цены (предметы роскоши);
§ спрос, имеющий единичную эластичность (E = 1) - эластичность, при которой 1 % изменения величины спроса или предложения приводит к 1% изменения цены (сотовый телефон);
§ эластичный спрос (E > 1) - спрос меняться из-за незначительных колебаний цен (товары первой необходимости);
Эластичность спроса по доходу измеряется отношением процентного изменения спроса на продукт к процентному отношению дохода и отражает влияние изменений в доходах на расходы потребителей. Если Е >0 – величина спроса изменяется в том же направлении, что и доход (товары высшей категории), если Е< 0 - величина спроса изменяется в направлении, противоположном изменению дохода (товары низшей категории).