Качество, стандартизация, сертификация, конкурентоспособность продукции машиностроения

Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлет­ворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Общепризнанна классификация 10 групп свойств и показателей качества:

1. Показатели назначения —полезный эффект от использования;

2. Показатели надежности —свойство выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатаци­онные показатели в заданных пределах;

3. Показатели технологичности – характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

4. Показатели безопасности —безопасность человека и др. объектов при его эксплуатации, обслуживании, транспортировании;

5. Эргономические показатели — характеризуют взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием; 6. Эстетические показатели; 7. Показатели транспортабельности; 8. Экологические показатели; 9.Патентно-правовые показатели – патентную защиту и патентную чистоту продукции; 10. Показатели стандартизации и унификации – насыщенность продукции стандартными, оригинальными частями.

Управление качеством продукции — это взаимоувязанный ком­плекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необ­ходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых пу­тем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество про­дукции.

С-мы: БИП, КАНАРСПИ, КС УКП

Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах (стандарты, методики, инструкции).

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, а также контроль за исполнением этой документации.

Стандартизация основана на ряде принципов: повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость; системность.

В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: гос. стандарты РФ (ГОСТ-Р); стандарты отраслей (ОСТ); технические условия (ТУ); стандарты п/п (СТП); стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты делятся на следующие виды:

§ стандарты основополагающие (в РФ их 5);

§ стандарты на продукцию и услуги;

§ стандарты на процессы;

§ стандарты на методы контроля, испытаний, анализа, измерений. 3. Понятие и виды сертификации

Определенные гарантии потребителю в области каче­ства продукции дает сертификация.

Сертификация продукции (услуг) - деятель­ность по подтверждению соответствия продукции установлен­ным требованиям.

Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицированной продукции, контроля за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа.

В международной и российской практике различают обяза­тельную и добровольную сертификацию. Обязательная серти­фикация осуществляется в соответствии с национальными законодательствами стран и, как правило, преследует цели защи­ты безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя про­дукции (услуг) и охраны окружающей среды. Добровольная сертификация осуществляется по желанию изготовителя (продав­ца) продукции и направлена на повышение конкурентоспособности продукции и п/п.

Сертификация может осуществляться в следующих формах:

1. Самосертификация (сертификация первой стороной). При этой форме сертификации изготовитель (продавец) берет на себя полную ответственность за качество продукции. Соответственно при этом им заполняется декларация, в которой изготовитель заявляет, что продукция (услуга) или система каче­ства удовлетворяет требованиям определенных критериев (стандартов, технических условий, норм, спецификаций). При­лагаются соответствующие документы для возможного анализа со стороны потребителей или третьей стороны.

2. Сертификация второй стороной. Проводится покупателем, заказчиком, предприятием, выпускающим конечную продук­цию, у своих поставщиков.

3. Сертификация третьей стороной. Осуществляется незави­симыми органами, аккредитованными на право такой оценки. Выбор формы сертификации зависит от ее обязательности или добровольности.

Конкурентоспособность — это свойство товара данной фирмы вытеснить с рынка аналогичный товар фирм-конкурентов за счет относительно высоких технических показателей и относи­тельно низких затрат на ее изготовление и реализацию.

В общем случае коэффициент конкурентоспособности Ккс определяется как:

Ккс = Кпол / Кэк

Кпол — коэффициент полезности продукции; Кэк — экономи­ческий показатель затрат на достижение полезности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: