Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Общепризнанна классификация 10 групп свойств и показателей качества:
1. Показатели назначения —полезный эффект от использования;
2. Показатели надежности —свойство выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах;
3. Показатели технологичности – характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
4. Показатели безопасности —безопасность человека и др. объектов при его эксплуатации, обслуживании, транспортировании;
5. Эргономические показатели — характеризуют взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием; 6. Эстетические показатели; 7. Показатели транспортабельности; 8. Экологические показатели; 9.Патентно-правовые показатели – патентную защиту и патентную чистоту продукции; 10. Показатели стандартизации и унификации – насыщенность продукции стандартными, оригинальными частями.
Управление качеством продукции — это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
С-мы: БИП, КАНАРСПИ, КС УКП
Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах (стандарты, методики, инструкции).
Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, а также контроль за исполнением этой документации.
Стандартизация основана на ряде принципов: повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость; системность.
В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: гос. стандарты РФ (ГОСТ-Р); стандарты отраслей (ОСТ); технические условия (ТУ); стандарты п/п (СТП); стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО).
В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты делятся на следующие виды:
§ стандарты основополагающие (в РФ их 5);
§ стандарты на продукцию и услуги;
§ стандарты на процессы;
§ стандарты на методы контроля, испытаний, анализа, измерений. 3. Понятие и виды сертификации
Определенные гарантии потребителю в области качества продукции дает сертификация.
Сертификация продукции (услуг) - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицированной продукции, контроля за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа.
В международной и российской практике различают обязательную и добровольную сертификацию. Обязательная сертификация осуществляется в соответствии с национальными законодательствами стран и, как правило, преследует цели защиты безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя продукции (услуг) и охраны окружающей среды. Добровольная сертификация осуществляется по желанию изготовителя (продавца) продукции и направлена на повышение конкурентоспособности продукции и п/п.
Сертификация может осуществляться в следующих формах:
1. Самосертификация (сертификация первой стороной). При этой форме сертификации изготовитель (продавец) берет на себя полную ответственность за качество продукции. Соответственно при этом им заполняется декларация, в которой изготовитель заявляет, что продукция (услуга) или система качества удовлетворяет требованиям определенных критериев (стандартов, технических условий, норм, спецификаций). Прилагаются соответствующие документы для возможного анализа со стороны потребителей или третьей стороны.
2. Сертификация второй стороной. Проводится покупателем, заказчиком, предприятием, выпускающим конечную продукцию, у своих поставщиков.
3. Сертификация третьей стороной. Осуществляется независимыми органами, аккредитованными на право такой оценки. Выбор формы сертификации зависит от ее обязательности или добровольности.
Конкурентоспособность — это свойство товара данной фирмы вытеснить с рынка аналогичный товар фирм-конкурентов за счет относительно высоких технических показателей и относительно низких затрат на ее изготовление и реализацию.
В общем случае коэффициент конкурентоспособности Ккс определяется как:
Ккс = Кпол / Кэк
Кпол — коэффициент полезности продукции; Кэк — экономический показатель затрат на достижение полезности.