Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Роль и место отрасли машиностроения в системе отраслей народного хозяйства. Современное состояние машиностроительной отрасли




Отрасль - совокупность предприятий, объединений, характеризующихся единством эк. назначения производимой продукции, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью тех. базы и ТП, особым проф. составом кадров и специфическими условиями работы.
М/с и металлообработка вкл. в себя: м/с, производство м/с изделий, пр-во м/с конструкций, ремонт машин и оборудов.

М/с включает 18 осн. отраслей: энергетич. м/с (турбины, генераторы); тяжелое и трансп. м/с (металлургия, горно-шахтные и горно-рудное и т.д.); электротехническая пром-ть; хим. и нефтяное м/с; станкостроит. и инструментальная; пр-ть межотраслевых производств; приборостроение; а/м пр-ть; тракторное и с/х м/с; структурно-дорожное и коммунальное м/с; м/с для легкой и пищевой пр-ти и бытовых приборов; пр-во санитарно-техн. оборудования и изделий; авиац. пр-ть; судостроительное; радиопром-ть; электронная; оборонная; проч. отрасли м/с.

По роли и значению в н/х сущ. 3 группы: 1) отрасли, обеспечивающие НТП во всем н/х (приборостр, хим, электротех, энергетич); 2) отрасли, обеспечивающие развитие НТП в м/с (станкостр и инструментальное); 3) отрасли, обеспеч. НТП в отд. отраслях н/х.

Совр. положение в отрасли: с 90-х гг. произошло уменьш. емкости рынка на 59%, объем производства опустился ниже допустимого по различным отраслям.

Состояние машиностроения в настоящее время можно охарактеризовать как глубокий системный кризис.

За период перестройки спад машиностроении произошел на 60%.

Предприятия машиностроения: в 1990г. – 5252, в 2000г. – 56646

Численность персонала: в 1990г. – 9652тыс., в том числе рабочих – 7496тыс., в 2000г. – 4715тыс., 3485тыс.

Снизился выпуск продукции: кузнечно-прессовые машины – в 23 раза; тракторы – в 17 раз;

металлорежущие станки – в 9 раз; наукоемкая продукция – с 17 тыс.шт. в 1990г. до 100 шт. в 2000г.; производство станков с ЧПУ – в 167 раз.

За годы реформ в нашей стране объемы промышленного производства сократились в несколько раз, а доля машиностроения в общепромышленном выпуске составила: 85г. – 20,9%; 90г. – 24,2%; 95г. – 18,05%; 2000г. – 19,4%; 2001г. – 19,7%; 2002г. – 19,5%;

в то время как в Японии этот показатель составляет 50-52%; в Германии и Швеции – 42 и 48%; во Франции и США – 38 и 40%.

Одной из главных проблем машиностроительного комплекса является старение основных фондов и его активной части – оборудования, 70% которого находится в эксплуатации свыше 20 лет.

За последние десятилетия снизились темпы обновления технологической базы в машиностроении, которые составляют 4,6-4,9%, что почти вдвое ниже чем в среднем по промышленности (8,7%). Состояние внутреннего рынка машиностроительной продукции характеризуется низким уровнем спроса на продукцию отечественных производителей. Для предприятий энергомашиностроения, транспортного, нефтегазового и ряда других положение на рынке в основном определяется инвестиционной политикой естественных монополий.




Для предприятий тракторного и с/х-го машиностроения это связано с отсутствием финансовых средств у производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

В автомобильной промышленности эти трудности связаны с низкой конкурентоспособностью отечественных автомобилей по сравнению даже с подержанными зарубежными аналогами.

Для наукоемких отраслей это связано с общим падением промышленного производства в стране.

Кроме того, факторами, негативно влияющими на развитие рынка машиностроения, являются:

1. опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий

2. недостаточно эффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций и реального сектора экономики

3. уровень налогообложения, существенно сокращающий оборотные средства предприятия

4. недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса

5. кадровый дефицит на предприятиях отрасли.

Вывод: необходима замена устаревшего оборудования и обеспечение стабильного уровня пр-ва; Основной метод ценообразования – затратный, т.е. ниже с/с продукцию продавать нельзя; потребность в тех. перевооружении: надо выпускать прогрессивн. технику, кот. есть в странах-сотрудниках; необходима диверсификация производства (станкостроения).

О глубине кризиса свидетельствуют след. факты: не обеспечивается замена оборудования (станочный парк на уровне 70-х гг), происходит пост. отток высококвалиф. кадров, распад оборонной промышленности, деградация НТП (на 25% фин-е науки, на 50-60% внедрение научн. исследований, 0,3% рынка наукоемкой продукции в РФ), свертывание инвестиций (было вложено 7,3 за 3 г., а надо 9трил. руб. ежегодно на целев. программы), происходит стихийное разрушение мощностей м/с, т.е. кап. вложения не покрывают убытки.



Причины кризиса м/с:нестыковка отраслевого принципа, высокий уровень монополизации пр-ва, выс. концентрация пр-ва (преоблад. крупные и сверхкрупн. п/п), отсутствие макроэк. политики развития, принудительная приватизация, несовершенство налогового законодательства.

Стратегич. цели и приоритетные направления формирования отрасли: 1) преодолеть за короткий срок (15-20 лет) сложившегося состояния м/с; 2) переориентация структуры м/с (созд-е системы машин для перевооружения всех отраслей нац. эк-ки на новейшей основе); 3) полное обеспечение пр-ва оборонной техники в соотв. с целями принятой военной доктрины; 4) формирование устойчивого экспортного потенциала.

Меры, необходимые для достижения этих целей: 1) внедрить на каждом предприятии службу маркетинга; 2) отказ от отраслевого подхода (все связи д. формироваться между конкретными предприятиями); 3) дивесифицировать пр-во, создание новых пр-в и технологий; 4) развитие форм хозяйствования, отвечающих рын. требованиям; 5) необходимо установить произв. связи на основе корпорирования пр-тий (усиление холдинговой зависимости); 6) гос. органы д. развивать конкуренцию и состязательность, препятствовать монополизации; 7) необходимо поддерживать пр-я. Экспортная и импортная политика д. исходить из поддержки пр-й, содействовать освоению рос. промышленностью наиб. прогрессивных зап. технологий, исп-ние протекционистской политики; 8) запустить механизм банкротства и внешнего управления обанкротившимися предпритиями.





Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 440; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8732 - | 7140 - или читать все...

Читайте также:

 

54.211.135.32 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.