double arrow

Роль и место отрасли машиностроения в системе отраслей народного хозяйства. Современное состояние машиностроительной отрасли

Отрасль - совокупность предприятий, объединений, характеризующихся единством эк. назначения производимой продукции, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью тех. базы и ТП, особым проф. составом кадров и специфическими условиями работы.
М/с и металлообработка вкл. в себя: м/с, производство м/с изделий, пр-во м/с конструкций, ремонт машин и оборудов.

М/с включает 18 осн. отраслей: энергетич. м/с (турбины, генераторы); тяжелое и трансп. м/с (металлургия, горно-шахтные и горно-рудное и т.д.); электротехническая пром-ть; хим. и нефтяное м/с; станкостроит. и инструментальная; пр-ть межотраслевых производств; приборостроение; а/м пр-ть; тракторное и с/х м/с; структурно-дорожное и коммунальное м/с; м/с для легкой и пищевой пр-ти и бытовых приборов; пр-во санитарно-техн. оборудования и изделий; авиац. пр-ть; судостроительное; радиопром-ть; электронная; оборонная; проч. отрасли м/с.

По роли и значению в н/х сущ. 3 группы: 1) отрасли, обеспечивающие НТП во всем н/х (приборостр, хим, электротех, энергетич); 2) отрасли, обеспечивающие развитие НТП в м/с (станкостр и инструментальное); 3) отрасли, обеспеч. НТП в отд. отраслях н/х.

Совр. положение в отрасли: с 90-х гг. произошло уменьш. емкости рынка на 59%, объем производства опустился ниже допустимого по различным отраслям.

Состояние машиностроения в настоящее время можно охарактеризовать как глубокий системный кризис.

За период перестройки спад машиностроении произошел на 60%.




Предприятия машиностроения: в 1990г. – 5252, в 2000г. – 56646

Численность персонала: в 1990г. – 9652тыс., в том числе рабочих – 7496тыс., в 2000г. – 4715тыс., 3485тыс.

Снизился выпуск продукции: кузнечно-прессовые машины – в 23 раза; тракторы – в 17 раз;

металлорежущие станки – в 9 раз; наукоемкая продукция – с 17 тыс.шт. в 1990г. до 100 шт. в 2000г.; производство станков с ЧПУ – в 167 раз.

За годы реформ в нашей стране объемы промышленного производства сократились в несколько раз, а доля машиностроения в общепромышленном выпуске составила: 85г. – 20,9%; 90г. – 24,2%; 95г. – 18,05%; 2000г. – 19,4%; 2001г. – 19,7%; 2002г. – 19,5%;

в то время как в Японии этот показатель составляет 50-52%; в Германии и Швеции – 42 и 48%; во Франции и США – 38 и 40%.

Одной из главных проблем машиностроительного комплекса является старение основных фондов и его активной части – оборудования, 70% которого находится в эксплуатации свыше 20 лет.

За последние десятилетия снизились темпы обновления технологической базы в машиностроении, которые составляют 4,6-4,9%, что почти вдвое ниже чем в среднем по промышленности (8,7%). Состояние внутреннего рынка машиностроительной продукции характеризуется низким уровнем спроса на продукцию отечественных производителей. Для предприятий энергомашиностроения, транспортного, нефтегазового и ряда других положение на рынке в основном определяется инвестиционной политикой естественных монополий.



Для предприятий тракторного и с/х-го машиностроения это связано с отсутствием финансовых средств у производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

В автомобильной промышленности эти трудности связаны с низкой конкурентоспособностью отечественных автомобилей по сравнению даже с подержанными зарубежными аналогами.

Для наукоемких отраслей это связано с общим падением промышленного производства в стране.

Кроме того, факторами, негативно влияющими на развитие рынка машиностроения, являются:

1. опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий

2. недостаточно эффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций и реального сектора экономики

3. уровень налогообложения, существенно сокращающий оборотные средства предприятия

4. недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса

5. кадровый дефицит на предприятиях отрасли.

Вывод: необходима замена устаревшего оборудования и обеспечение стабильного уровня пр-ва; Основной метод ценообразования – затратный, т.е. ниже с/с продукцию продавать нельзя; потребность в тех. перевооружении: надо выпускать прогрессивн. технику, кот. есть в странах-сотрудниках; необходима диверсификация производства (станкостроения).

О глубине кризиса свидетельствуют след. факты: не обеспечивается замена оборудования (станочный парк на уровне 70-х гг), происходит пост. отток высококвалиф. кадров, распад оборонной промышленности, деградация НТП (на 25% фин-е науки, на 50-60% внедрение научн. исследований, 0,3% рынка наукоемкой продукции в РФ), свертывание инвестиций (было вложено 7,3 за 3 г., а надо 9трил. руб. ежегодно на целев. программы), происходит стихийное разрушение мощностей м/с, т.е. кап. вложения не покрывают убытки.

Причины кризиса м/с:нестыковка отраслевого принципа, высокий уровень монополизации пр-ва, выс. концентрация пр-ва (преоблад. крупные и сверхкрупн. п/п), отсутствие макроэк. политики развития, принудительная приватизация, несовершенство налогового законодательства.

Стратегич. цели и приоритетные направления формирования отрасли: 1) преодолеть за короткий срок (15-20 лет) сложившегося состояния м/с; 2) переориентация структуры м/с (созд-е системы машин для перевооружения всех отраслей нац. эк-ки на новейшей основе); 3) полное обеспечение пр-ва оборонной техники в соотв. с целями принятой военной доктрины; 4) формирование устойчивого экспортного потенциала.

Меры, необходимые для достижения этих целей: 1) внедрить на каждом предприятии службу маркетинга; 2) отказ от отраслевого подхода (все связи д. формироваться между конкретными предприятиями); 3) дивесифицировать пр-во, создание новых пр-в и технологий; 4) развитие форм хозяйствования, отвечающих рын. требованиям; 5) необходимо установить произв. связи на основе корпорирования пр-тий (усиление холдинговой зависимости); 6) гос. органы д. развивать конкуренцию и состязательность, препятствовать монополизации; 7) необходимо поддерживать пр-я. Экспортная и импортная политика д. исходить из поддержки пр-й, содействовать освоению рос. промышленностью наиб. прогрессивных зап. технологий, исп-ние протекционистской политики; 8) запустить механизм банкротства и внешнего управления обанкротившимися предпритиями.






Сейчас читают про: