Государственные займы, их классификация

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

1. По субъектам заемных отношений •— займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. По месту размещения — внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке рыночные и нерыночные:

• рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они широко используются при финансировании бюджетного дефицита;

• нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Например, ими могут выступать коммерческие банки, крупные страховые компании.

4. По срокам привлечения средств:

• краткосрочные (до I года) (векселя);

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет) (облигации);

• долгосрочные (более 5 лет, но не более 30).

5. По обеспеченности долговых обязательств:

• закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

• беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на:

• выигрышные облигации;

• процентные;

• с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Основным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Облигации получили название облигаций с нулевым купоном — весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают:

• с твердым доходом;

• с плавающим доходом.

В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства:

• с правом досрочного погашения;

• без права досрочного погашения.

9. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

а) погашение единовременным платежом;

б) частями, в том числе:

• равными долями;

• возрастающими долями;

• снижающимися долями.

Для выпуска займов необходимо соблюдение следующих условий:

• наличие временно свободных денежных средств;

• спрос инвесторов на ценные бумаги, выпускаемые государством или местными органами власти;

• объективная потребность государства или местных органов власти в финансовых ресурсах.

Займы призваны решать следующие задачи:

1. Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.

2. Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.

3. Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

• бюджетные учреждения;

• государственные и муниципальные унитарные предприятия;

• российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года.

Другим способом привлечения временно свободных денежных средств выступает эмиссия государственных ценных бумаг. Основные ценные бумаги государства, выпускающиеся на протяжении последних 70 лет, — облигации. Облигация — это ценная бумага с фиксированным доходом, по которой эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем.

В зависимости от эмитента различают следующие виды облигаций:

1. Облигации местных органов власти, выпущенные для финансирования строительства, модернизации, ремонта и т.п. объектов муниципальной собственности.

2. Облигации федеральных органов исполнительной власти, доходы по которым направляются на выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение.

3. Облигации внутренних государственных займов — ориентированы на крупных инвесторов и служат для обеспечения долгосрочного развития страны.

4. Купонономинальные долговые обязательства российского государства — предназначены для инвесторов — юридических лиц, хотя в приобретении части из них может участвовать и население.

5. Казначейские обязательства — это ценные бумаги, целью которых являлось секъюритизировать задолженность Минфина РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска в том, чтобы выплачивать эту задолженность не живыми деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые в свою очередь могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: