Понятие государственного долга и управление им

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг).

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний долг — это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20—30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

1. Кредиты, полученные правительством.

2. Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.

3. Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.

Государственный долг также подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг является суммой выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

В соответствии с законодательством следует выделять государственный и общегосударственный долг. Общегосударственный долг — более широкое понятие, чем государственный долг, и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Обслуживание государственного долга — совокупность отношений по погашению долга и новым займам. Так на 1 октября 2007 г. внешний долг России составил:

- в иностранной валюте — 346,6 млрд долл. США;

- в национальной валюте — 84,3 млрд долл. США1.

Большие расходы связаны и с обслуживанием долга. Так, к 2020 г. России предстоит выплатить по долговым обязательствам 212 млрд долл., из них 70 млрд долл. составят проценты по основному долгу.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей — обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, особенно внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом не только определяет экономическую; независимость страны, но и обеспечивает сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

Управление государственным долгом предполагает контроль за двумя важнейшими показателями величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП (или в экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста. Простая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет больше возможностей выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Так, при росте государственного долга существуют возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени

на будущие поколения. А если финансирование обслуживания государственного долга осуществлять за счет эмиссии новых денег, то такая схема приводит к классическому инфляционному сценарию — появляется слишком много денег и мало товаров.

В процессе управления государственным долгом решаются сле­дующие задачи:

• минимизация стоимости долга для заемщика;

• недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

• эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

• обеспечение своевременного возврата кредитов;

• максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Специфика категории государственного долга определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный банк. Управление погашением государственного долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований.

Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию.

Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений.

Конверсия представляет собой механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника. Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем обмена их свопа в национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы.

Финансовый Механизм конверсионной схемы включает ликвидацию части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т.п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты,

Долг в обмен на экспорт — имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот, вариант позволяет поддерживать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а, следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность как правило, осуществляется в рамках, программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно также определить доли акции (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги — предполагается законодательно установить такие льготы для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их вкладывать инвестиции. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для Экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счёт будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте осуществляется в мировой практике в отдельных случаях. Такие выплаты производятся по привлекательному для кредиторов курсу, но деньги в счет процентных платежей переводятся на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только в качестве прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такими средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться только по истечении установленного в договоре конверсии срока (минимум через год).

Долг в обмен на наличные предполагается выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операций такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк), и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Список литературы:

1. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом.специальностям, специальности «Финансы и кредит»/под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб.и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с. С.236-267

2. Финансы и кредит: учебник/под ред.проф. М.В.Романовского, проф.Г.Н.Белоглазовой. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2009. – 609 с. С.162-182

3. Финансы: учебник/под ред.д.э.н., проф. С.И.Лушина. д.э.н., проф. В.А.Слепова. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Экономистъ. 2006., 268 с. С.356-363

4. Попкова И.А. управление гос.долгом: проблемы и возможности. Финансы 1/2010. С.49-52



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: