Классическая немецкая философия

Немецкая философия конца XVIII – первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, именуется классической.

И. Кант (1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. В его философском учении выделяются два этапа – докритический и критический. Первый период характеризуется особым вниманием Канта к вопросам естествознания, к поиску метафизических оснований частных наук.

Начиная с 1770 г., Кант развивает так называемую критическую философию, связанную с исследованием возможностей разума, определяющих наше познание, его границы. Согласно концепции Канта, имеется два источника человеческого познания – чувственность и рассудок, руководимые разумом.

В теории познания Кант по существу совершает «коперниканский переворот». Если до него материалисты считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то Кант рассматривает процесс познания в главном произведении «Критика чистого разума» как творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от «вещей-в-себе» хотя бы в силу относительности нашего знания. Таким образом, «вещь для нас», т. е. воспринимаемый нами «объект», всегда – лишь сторона объекта.

Философия Канта – это прежде всего теория познания, сердцевину которой составляет учение об априорных синтетических, т. е. трансцендентальных, суждениях. Философия Канта – это трансцендентальная философия. Именно ею он обогатил мировую философию.

Критическая, антидогматическая философия Канта, – и в этом ее ценность – призывает к осознанию предела возможностей, в первую очередь, познавательных. Три вопроса, которые были ключевыми в его системе: «Что я могу знать?», «На что я смею надеяться?», «Что я должен делать?». На первый во­прос отвечает метафизика (философия), на второй – религия, на третий – мо­раль.

Заслугой Канта считают и то, что он, в частности, в работе «Критика практического разума» преодолевает концепцию европейских просветителей, философов Нового времени (Руссо, Локка) о естественно-природном человеке и пытается раскрыть спе­цифику человеческой сущности. В соответствии со своей критической фило­софией он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфиче­ски человеческая сфера морали, культуры, самой социальности. Именно в ми­ре умопостигаемых отношений свободная воля практического разума прину­ждает действовать индивида не в силу эгоистических стремлений к чувствен­ному удовольствию, а в соответствии с так называемым категорическим императивом, по требованиям долга к выдвигаемым свободным разумом целям.

Практический разум – область религии и нравственности. Нравствен­ность (мораль) – автономна, не зависит от чистого разума. Мораль­ные нормы – не область сущего, а область должного. Аналогично рассматри­вается область права.

Следуя Канту и так же называя свою философию критической, Иоганн Фихте (1762–1814), отбросив, однако, кантовскую «вещь-в-себе», пошел по пути субъективного идеализма. Он считал, что не-Я (внешний мир) целиком есть продукт деятельности познающего субъекта-Я.

Фридрих Шеллинг (1775–1854) считал, что познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснение, если не признать природу тождествен­ной духу, разуму. Таким образом, у Шеллинга постулируется идеалистическое тождество мышления и бытия.

Георг Гегель (1770–1831), принимая предложенный Шеллингом принцип тождества природы и духа, считал, что все существующее есть лишь покров, под которым скрывается понятие. В гегелевском учении понятие есть форма движения Мирового духа, Абсолютной идеи, которая сначала развивается сама в себе как логический процесс, затем переходит в природное бытие и там повторяет пройденное в духовной форме развития, затем, наконец, проявляется в человеческом познании через раскрытие законов действительности. Абсолютная идея познает самое себя в виде Абсолютной истины.

Выявив систему категорий (у Гегеля их 72, у Канта – 12), Гегель пытался объяснить мир. Он полагал, что посредством идей и понятий можно теоретически объяснить мир. Можно выделить три этапа становления философии Гегеля – «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1817) и «Энциклопедия философских наук» (1817).

История рассматривается Гегелем в соответствии с его общей системой: всемирно-исторический процесс представляется как осуществление Мирового разума, который реализует свои цели через потребности, интересы и страсти людей («хитрость Разума»).

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Абсолютный идеализм философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Такимпонятием его философской системы является Абсолютная идея(первоначало или субстанция всего существующего). Заслуга Гегеля состоит в развитии диалектики.

Первым немецким философом, подвергшим критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фейербах (1804–1873). Свою философскую систему Фейербах назвал «новой философией» и «философией будуще­го». Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом при­роды, а его мыслительную деятельность единственным носителем разума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого божественного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют, полагал Фейербах, данные естествознания, всех опытных наук.

Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он – последовательный сторонник материалисти­ческого сенсуализма, противник агностицизма.

Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия – учением о человеке, или антропологией.

Значительное место в творчестве мыслителя занимает критика религии, раскрытие ее социальных и гносеологических корней.

Созданные за сравнительно короткий исторический срок системы классической немецкой философии имеют некоторые общие признаки: во-первых, развитие диалектики не только как способа критики «чистого разума» (Кант), но и как универсального метода развития познания и системы логических категорий (Гегель); во-вторых, применение диалектического метода к историческому процессу, попытки сформулировать законы общественного развития, но на базе объективного идеализма; в-третьих, вера в исторический прогресс, в результаты научного, в том числе философского познания; и, наконец, гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, а не средство (Кант) и как универсальный предмет философии (антропологический материализм Фейербаха).

Классическая немецкая философия оказала существенное влияние на последующий ход развития мировой философ­ской мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: