Если в период средневековья философия была органически связана с религией, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарными науками, то в Новое время – с естествознанием, так что даже философия подчас обретает математическую форму изложения.
В конце XVI – начале XVII в. в передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический способ производства. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Наука, которую унаследовало Новое время от прошлых эпох, наиболее зримо была представлена философией, математикой и астрономией. И. Ньютон формулирует основные законы классической механики, открывает закон всемирного тяготения. Коперник математически обосновывает гелиоцентрическую систему мира.
Г. Галилей рассматривает познание как изучение великой книги природы опытным путем. Основа методологии Галилея – метод научного идеализирования.
С развитием капитализма начинается распространение материалистических идей в Англии (XVII в.). Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки считают Фрэнсиса Бэкона (1561–1626). Бэкон известен как автор «нового органона наук». Ф. Бэкон полагал, что только опытное исследование природы, эксперимент дают подлинную истину. При этом он рассматривал ощущение как источник всякого знания, полагал вместе с тем, что необходимым условием научного знания является рациональная переработка мышлением чувственных данных. Целью познания, согласно Ф. Бэкону, является расширение мощи и господства человека над природой: «знание – сила». Естественно-научное знание – сила, которая может способствовать благоприятному развитию человечества. Бэкон разрабатывает учение о природе, обращаясь при этом к взглядам Демокрита об атомическом строении тел. Задачей философии он считает выработку истинного метода познания. Индукция, анализ, наблюдение и эксперимент – главные условия эмпирического метода (факты – чувства – мысли).
|
|
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596–1650).
В истории новой философии Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философской системы. Он попытался создать философскую систему на основе признания самостоятельных субстанциональных начал – материи и духа, тела и души. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных независимых субстанций: духовной и материальной. Неотъемлемым свойством, или атрибутом материальной, телесной субстанции он считал протяжение, атрибутом духовной субстанции – мышление.
|
|
Совершенной субстанцией выступает лишь Бог, и он существует «сам из себя», он есть причина «самого себя». Мир же, сотворенный Богом, Декарт разделил на два рода самостоятельных субстанций, не связанных друг с другом: мыслящую и протяженную. Дуализм привел к отделению физики от метафизики (т. е. философии).
Человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций. Истинность познания, считает Декарт, вытекает из существования врожденных идей. Мыслитель полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире. Он исходил из факта существования мысли и приходил к признанию существования человека, к его телесности, а затем и к реальности всего физического мира. («Я мыслю, следовательно, я существую»). Не отрицая полностью значения данных чувств и опыта в познании, он усматривал в них лишь дополнительный способ подтверждения знаний, полученных главным образом путем разума и дедукции.
Декарт – философ, математик (создатель аналитической геометрии), основатель современной физики (оптики) дал начало эстетике классицизма, ввел в оборот понятие рефлекса.
Рационалистическая традиция после Декарта получила продолжение в трудах таких мыслителей, как Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.
Б. Спиноза (1632–1677) рассматривал свою систему как своеобразное завершение картезианской философии. Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя ее Богом и Природой одновременно (пантеизм). Тем самым, в отличие от Декарта, он становится на позицию философского монизма. При этом Спиноза стремился объяснить мир исходя из него самого. Многие ученые Нового времени понимали под субстанцией природу (без Бога), которую рассматривали как причину самой себя.
Немецкий философ и ученый Г. В. Лейбниц (1646–1716) внес большой вклад в развитие науки. Независимо от Ньютона он открыл дифференциальное и интегральное исчисление, предвосхитил закон сохранения энергии, явился основоположником математической логики.
Г. В. Лейбниц поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей субстанцией – монадой. В этих утверждениях Лейбниц преодолевает механический характер научных и философских представлений своего времени. Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление самодеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью – душой каждой вещи. Душа составляет сущность каждой субстанции – монады, а высшей монадой является Бог.
К числу наиболее видных представителей эмпиризма в философии, следовавших идеям Ф. Бэкона, следует отнести английских (Т. Гоббса – систематизатора бэконовского материализма, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма, французских (Э. Кондильяка, К. Гельвеция, П. Гольбаха) философов и др.