Философия Нового времени

Если в период средневековья философия была органически связана с религией, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарными науками, то в Новое время – с естествознанием, так что даже философия подчас обретает математическую форму изложения.

В конце XVI – начале XVII в. в передовых странах Западной Европы заро­ждается капиталистический способ производства. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Наука, которую унаследовало Новое время от прошлых эпох, наиболее зримо была представлена философией, математикой и астрономией. И. Ньютон формулирует ос­новные законы классической механики, открывает закон всемирного тяготе­ния. Коперник математически обосновывает гелиоцентрическую систему мира.

Г. Галилей рас­сматривает познание как изучение великой книги природы опытным путем. Основа методологии Галилея – метод научного идеализирования.

С развитием капитализма начинается распространение материалистических идей в Англии (XVII в.). Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки считают Фрэнсиса Бэкона (1561–1626). Бэкон известен как автор «нового органона наук». Ф. Бэкон полагал, что только опытное исследование природы, экспери­мент дают подлинную истину. При этом он рассматривал ощущение как ис­точник всякого знания, полагал вместе с тем, что необходимым условием на­учного знания является рациональная переработка мышлением чувственных данных. Целью познания, согласно Ф. Бэкону, является расширение мощи и господства человека над природой: «знание – сила». Естественно-научное знание – сила, которая может способствовать благоприятному развитию человечества. Бэкон разрабатывает учение о природе, обращаясь при этом к взглядам Демокрита об атомическом строении тел. Задачей философии он считает выработку истинного метода познания. Индукция, анализ, наблюдение и экспери­мент – главные условия эмпирического метода (факты – чувства – мысли).

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596–1650).

В истории новой философии Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философской системы. Он попытался создать философскую сис­тему на основе признания самостоятельных субстанциональных начал – мате­рии и духа, тела и души. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных незави­симых субстанций: духовной и материальной. Неотъемлемым свойством, или атрибутом материальной, телесной субстанции он считал протяжение, атри­бутом духовной субстанции – мышление.

Совершенной субстанцией выступает лишь Бог, и он существует «сам из себя», он есть причина «самого себя». Мир же, сотворенный Богом, Декарт разделил на два рода самостоятельных субстанций, не связанных друг с другом: мыслящую и протяженную. Дуализм привел к отделению физики от метафизики (т. е. философии).

Человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций. Истинность познания, считает Декарт, вытекает из существования врожденных идей. Мыслитель полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире. Он исходил из факта существования мысли и при­ходил к признанию существования человека, к его телесности, а затем и к ре­альности всего физического мира. («Я мыслю, следовательно, я существую»). Не отрицая полностью значения данных чувств и опыта в познании, он усмат­ривал в них лишь дополнительный способ подтверждения знаний, полученных главным образом путем разума и дедукции.

Декарт – философ, математик (создатель аналитической геометрии), основатель современной физики (оптики) дал начало эстетике классицизма, ввел в оборот понятие рефлекса.

Рационалистическая традиция после Декарта получила продолжение в трудах таких мыслителей, как Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.

Б. Спиноза (1632–1677) рассматривал свою систему как своеобразное завершение картезианской философии. Спиноза вводит понятие единой и бес­конечной субстанции, называя ее Богом и Природой одновременно (пантеизм). Тем самым, в отличие от Декарта, он становится на позицию философского монизма. При этом Спиноза стре­мился объяснить мир исходя из него самого. Многие ученые Нового времени понимали под субстанцией природу (без Бога), которую рассматривали как причину самой себя.

Немецкий философ и ученый Г. В. Лейбниц (1646–1716) внес большой вклад в развитие науки. Независимо от Ньютона он открыл дифференциальное и интегральное исчисление, предвосхитил закон сохранения энергии, явился основоположником математической логики.

Г. В. Лейбниц поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул прин­цип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно су­ществующей субстанцией – монадой. В этих утверждениях Лейбниц преодо­левает механический характер научных и философских представлений своего времени. Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление самодеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью – душой каждой ве­щи. Душа составляет сущность каждой субстанции – монады, а высшей мона­дой является Бог.

К числу наиболее видных представителей эмпиризма в философии, сле­довавших идеям Ф. Бэкона, следует отнести английских (Т. Гоббса – систематизатора бэконовского материализма, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма, французских (Э. Кондильяка, К. Гельвеция, П. Гольбаха) философов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: