Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации.
Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении ХVI–ХVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая – акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее четко теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40–60-х гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники. Идеологию западников представляли В. Г. Белинский, И. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др.
Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство – А. С. Хомяков (1804–1860), И. В. Киреевский (1806–1856), К. С. Аксаков (1817–1860), Ю. Ф. Самарин (1819–1876).
|
|
Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и социальные устремления людей.
В середине XIX в. в России сформировалось материалистическое течение в философии, представленное А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, М. А. Антоновичем и др. В социально-политическом плане эти мыслители принадлежали к революционной демократии. Многие из них прославились как публицисты и литературные критики.
Некоторые революционные демократы и, прежде всего, Герцен и Чернышевский создали труды, вошедшие в историю философской мысли.
Соловьев В. С.(1853–1900) — крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. В. С. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, создать синтез науки и религии.
Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения.
В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного), что является основанием для выводов о необходимости единства науки, философии и религии.
|
|
Интеллектуализму В. С. Соловьева (разум на службе веры) в русской религиозной философии противостояла антиинтеллектуалистическая тенденция, которая наиболее последовательно выражена у Л. Шестова(1886–1938), для которого вера – высшая сторона бытия человека. С идеей о существовании особой, внелогической способности постижения человеческого бытия солидаризируется видный православный философ С. Н. Булгаков (1871–1944).
Русская философия характеризовалась рядом основных черт.
1. Судьба России, ее сущность и будущеебыли основным вопросом русской философской мысли. Так как вся история, судьба России осмысливалась в философских категориях (случайность – необходимость, божественная предопределенность и свободная воля), русская философия как бы возвращается к византийской традиции.
2. Этический характер и направленность. Вслед за античными философами русские философы полагают, что истинное назначение человека – делать человека лучше, показать пути к счастью, оберегать от пороков и греха и реализовать христианство.
3. Культурологическая направленность. В основном акцент делается на исследование гуманитарных вопросов, в меньшей степени уделяется внимание естественным наукам и вообще проблемам научного познания мира. Выдающийся лидер этого антисциентистского направления – Вл. Соловьев1.
4. Народ – одна из главных категорий. Она вырастает до космических масштабов. В русской философии, как и в литературе, никогда не было презрения к народу; она одухотворена сочувствием к народу, состраданием.
Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Как любое крупное явление, она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре.
Контрольные вопросы
1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?
2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?
3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?
4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?