Русская философия ХIХ–ХХ веков

Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влия­нием процесса христианизации.

Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении ХVI–ХVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборст­ва двух тенденций. Первая – акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Евро­пы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наи­более четко теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40–60-х гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники. Идеологию западников представляли В. Г. Белинский, И. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др.

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство – А. С. Хомяков (1804–1860), И. В. Киреевский (1806–1856), К. С. Аксаков (1817–1860), Ю. Ф. Самарин (1819–1876).

Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и со­циальные устремления людей.

В середине XIX в. в России сформировалось материалистическое течение в философии, представленное А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, М. А. Антоновичем и др. В социально-политическом плане эти мыслители принадле­жали к революционной демократии. Многие из них прославились как публи­цисты и литературные критики.

Некоторые революционные демократы и, прежде всего, Герцен и Черны­шевский создали труды, вошедшие в историю философской мысли.

Соловьев В. С.(1853–1900) — крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. В. С. Соловьев попытался соз­дать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино за­просы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззре­ния, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Он попытался вклю­чить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, создать синтез науки и религии.

Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философ­ского) и мистического (созерцательно-религиозного), что является основанием для выводов о необходимости единства науки, философии и религии.

Интеллектуализму В. С. Соловьева (разум на службе веры) в русской религиозной философии противостояла антиинтеллектуалистическая тенденция, которая наиболее последовательно выражена у Л. Шестова(1886–1938), для которого вера – высшая сторона бытия человека. С идеей о существовании особой, внелогиче­ской способности постижения человеческого бытия солидаризируется видный православный философ С. Н. Булгаков (1871–1944).

Русская философия характеризовалась рядом основных черт.

1. Судьба России, ее сущность и будущеебыли основным вопросом русской философской мысли. Так как вся история, судьба России осмысливалась в философских категориях (случайность – необходимость, божественная предо­пределенность и свободная воля), русская философия как бы возвращается к византийской традиции.

2. Этический характер и направленность. Вслед за античными философами русские философы полагают, что истинное назначение человека – де­лать человека лучше, показать пути к счастью, оберегать от пороков и греха и реализовать христианство.

3. Культурологическая направленность. В основном акцент делается на исследование гуманитарных вопросов, в меньшей степени уделяется внимание естественным наукам и вообще проблемам научного познания мира. Выдающийся лидер этого антисциентистского направления – Вл. Соловьев1.

4. Народ – одна из главных категорий. Она вырастает до космических масштабов. В русской философии, как и в литературе, никогда не было презрения к народу; она одухотворена сочувствием к народу, состраданием.

Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Как любое крупное явление, она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре.

Контрольные вопросы

1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?

2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?

3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?

4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: