Заключение. Рассмотренные в учебном пособии проблемы дают нам основание утверждать, что философия является одной из теоретических форм общественного сознания

Рассмотренные в учебном пособии проблемы дают нам основание утверждать, что философия является одной из теоретических форм общественного сознания, ядром мировоззрения, неотъемлемым компонентом культуры человека и общества. Безусловно, вопросы, изучаемые философией на всем протяжении человеческой истории, всегда волновали и людей, далеких от поиска теоретически обоснованных ответов на них. Но это вовсе не означает, что, отвечая на эти вопросы, люди становились философами. Они философствовали? Да. Но это философствование осуществлялось на общественно-психологическом, а не на теоретическом уровне сознания.

Развивая и совершенствуя рационально-теоретический способ отношения человека к миру, философия, с одной стороны, ориентирует его на освоение все новых и новых типов объектов (от виртуальных, бесструктурных до сложноорганизованных, саморазвивающихся и эволюционирующих), встречающихся в обыденной практике, позволяет осмысливать новейшие достижения науки, помогает людям искать смысл своего существования и ориентироваться в быстро меняющейся природной и общественной сфере;

с другой стороны, философское знание помогает открывать и создавать «посредников» между субъектом и объектом познания и деятельности (язык, прибор, модель, мышление, новейшие технические устройства, культура и т. п.), что свидетельствует об органической взаимосвязи философии и науки, о том, что человек, занимающийся научным познанием, не может обойтись без философского видения мира.

Вступление России в XXI век сопровождается сложными внутренними преобразованиями, смысл и содержание которых не всегда непосредственно очевидны. Без философского осмысления их сложно понять. К тому же, далеко не все эти преобразования позитивно воспринимаются людьми, особенно старшего поколения, сформировавшегося на базе диалектико-материалистического мировоззрения, прошедшего период строительства социализма и коммунизма, защищавшего их завоевания в Великой Отечественной войне, восстанавливающего разрушенное войной народное хозяйство. Отсюда и призывы к сохранению и развитию ценностей, завоеванных в борьбе и труде. Молодое поколение, поверхностно знающее историю, тоже не всегда глубоко и правильно воспринимает происходящее в стране и в мире. Все это и заставляет обращаться к философии, рассматривающей в предельных основаниях взаимоотношение человека и мира.

Коллектив авторов надеется, что проблемы, рассмотренные в учебном пособии, помогут всем, интересующимся философией и ищущим ответы на волнующие их вопросы, определить линию поведения в сложный период общественного развития России и мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: