Критерии общественного прогресса

Оценка исторического опыта — движется ли оно по пути прогресса или стоит на месте — осуществляется по некоторым критериям, среди которых надо выделить такие, как:

1. Производительные силы общества, орудия труда и предметы труда. Главной производительной силой является человек труда. Их взаимное развитие ведет к совершенствованию как средств производства, так и самого человека.

Производительные силы являются к о л и ч е с т в е н н ы м показателем общественного прогресса. Но это не значит, что их развитие не несет в себе качественных изменений. Еще не так давно бухгалтеры для рационализации своего труда пользовались обыкновенными счетами, которые были заменены арифмометрами. Сегодня уже повсеместно распространены компьютеры, которые выполняют не только счетные операции, но и многие другие функции.

Развитие науки, техники, компьютеризация хозяйственной и иной трудовой деятельности означает, что научно-технический и технологический процессы остановить невозможно. В конечном итоге развитие производительных сил есть не что иное, как увеличение производительности труда, как вычленение из непосредственного трудоёмкого производства живой рабочей силы и возложение ее тягот на машину. Однако это ведет и к негативным последствиям для человека, живой труд которого заменяется машинным и сам он становится излишним.

Нужно отметить, что социально-экономические эпохи отличаются друг от друга не тем, что производится в их недрах, а тем, как производится, какими средствами труда.

2. Производственные отношения являются к а ч е с т в е н н ы м критерием общественного прогресса. В их основе лежит отношение к средствам производства или, выражаясь юридическим языком, к собственности. В зависимости от этого материальное и иное бытие людей различно, поскольку они принадлежат к разным социальным слоям.

Комиссия ООН по проблемам развития ежегодно готовит данные по качеству (индексу) развития человеческого потенциала в разных странах по следующим показателям:

– продолжительность жизни,

- уровень образования (грамотность населения, охват его начальным, средним и высшим образованием),

- размер душевого ВВП (внутренний валовой продукт) в долларах с учетом покупательной способности каждой валюты в конкретной стране.

В доклад комиссии, основанный на показателях за 2003 г., вошли 175 стран мира. Для России эти данные унизительны. Если в 1970-е гг. СССР по этим показате­лям прочно входил в первую тридцатку, то ныне Россия значительно отстала.

Приведенные неполные цифры показывают, что качество жизни бывших советских людей изменилось далеко не в их пользу. Не менее 80 % населения России живет у черты бедности или уже опустились ниже неё. Даже российский Президент в своем послании Федеральному собранию «признавал, что четверть населения страны живет ниже черты бедности, а это более 36 млн человек. Ежедневно Россия теряет не менее 2500 человек, а, следовательно, ежегодные потери приближаются к 1 млн.

3. Одним из критериев прогрессивного развития общества является расширение свободы человека. Она выступает мерой, объединяющей количественные и качественные показатели в диалектическое единство.

Понятие «свобода» многозначно по своему содержанию. Это дает возможность многим недобросовестным пользователям его употреблять в угоду своим корыстным политическим и иным интересам. Можно сказать, что свобода — это способность к активной практической деятельности в соответствии со своими планами (целями и интересами), в ходе которой он их реализует. Но свободы как таковой не су­ществует. Она всегда детерминирована как внешними силами (законами природы или об­щества), так и внутренними (самодисциплина и ответственность за свои поступки).

Категорию свободы рассматривали многие философы ХVII–ХIX вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах и др.). Если в древности и в средневековье свободу и необходимость противопоставляли друг другу, полагая, что там, где есть необходимость, не может быть свободы и наоборот, то Гегель отмечает их диалектическую взаимосвязь: «Свобода, не имеющая в себе никакой необходимости, и одна лишь голая необходимость без свободы суть абстрактные и, следовательно, неистинные определения. Свобода существенно конкретна, вечным образом определена в себе и, следовательно, вместе с тем необходима»1.

Свободная сознательная деятельность человека составляет его родовую сущность, которая выделяет его из царства животных. Занимаясь относительно свободной деятельностью по преобразованию природы и своего бытия, человек тем самым преобразовывает и себя, создавая свою историю. С этой точки зрения, всемирная история есть не деятельность какой-то самозванной элиты, для которой человек является лишь инструментом, рабочим скотом, осуществляющими ее идеи, но творцом истории. Ибо она есть не что иное, как совокупность жизнедеятельности каждого отдельного человека, независимо от того, принадлежит ли он к этой элите или является ее принципиальным противником, или просто ее не замечает.

Свобода является необходимым продуктом, результатом исторического развития. Движение истории от одной эпохи к другой есть вместе с тем расширение рамок свободы, ибо «каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе»2.

Рассматривая свободу человека в качестве меры общественного прогресса, необходимо отметить, что объем ее зависит от степени развития общества, его экономических, политических, культурных связей и отношений. Свобода — великое слово, но под знаменем свободы велись и ведутся самые разбойничьи войны.

Свобода — великое слово и великое достояние людей. Каждый имеет право на свободу. Никто не имеет права лишать ее ни одного человека, если он добросовестно и ответственно исполняет свои обязанности перед обществом, ибо жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: