Ускорение прогресса

Ускорение общественного прогресса, ускорение ритма истории определяется развитием науки и техники, высоких технологий, всеобщим образованием людей.

Если в первобытном обществе время «тянулось» медленно и одно поколение сменялось другим без какого-либо совершенствования орудий труда, если в эпоху древности и средневековья технические достижения появлялись время от времени, то с появлением новой цивилизации, капитализма движение времени ускоряется. За сто лет своего существования были созданы такие производительные силы общества, каких не могли создать все предшествующие эпохи вместе взятые.

Ускорение «ритма истории» будет выглядеть яснее, если мы, вместе с Дж. Пауэлом, мысленно сведем 50 тыс. лет человеческой истории к 50 годам жизни одного человека. Тогда окажется, что лишь 10 лет тому назад этот человек (кроманьонец) переселился из пещеры в первое сделанное своими руками жилище. Пять лет назад он создал письменность. Чуть более двух лет прошло со времени знакомства с первыми законами механики и логики. Полгода назад изобрел книгопечатание и узнал, что Земля — это шар, вращающийся вокруг Солнца. Лишь месяц назад построил паровую машину и вскоре открыл электричество. Две недели назад построил первый самолет, изобрел радио. На прошлой неделе изобрел телевизор, атомный реактор и электронную вычислительную машину, а вчера впервые об­летел Землю на космической ракете.

Об ускорении «ритма истории» говорит факт продолжительности жизни человека. В родовом обществе она не превышала 10–12 лет. В период античности – 20–25 лет. К концу средневековья она поднялась до 30–40 лет. Ныне в наиболее развитых странах она составляет 70–75 лет.

Критерием ускорения общественного прогресса может служить удвоение численности населения Земли. В первобытные времена для его удвоения требовались, вероятно, тысячелетия. Затем интервалы времени сокращались. Можно полагать, что население мира практически удвоилось всего за последние 50 лет.

Ускорение общественного прогресса можно наблюдать и на развитии образования в мире. Многие развитые страны законодательно ввели у себя обязательное среднее образование для граждан. Это связано не только с требованием научно-технической и технологическо-информационной революции, но и с развитием самого человека. Являясь положительным фактором исторического процесса, всеобщее образование, однако, распределено среди человечества, во‑первых, неравномерно. Многие авторы отмечают, что ныне в мире до 1 млрд человек не обучены ни чтению, ни письму. Еще в не столь далеко ушедшие времена в СССР было введено обязательное среднее образование для всех граждан школьного возраста. В нынешней России оно таковым уже не является. Это привело к тому, что не менее 4 млн детей школьного возраста не посещают школу. Военные комиссариаты, производя набор в армию, отмечают полную неграмотность многих призывников.

Во-вторых, увеличение времени на образование молодого поколения ведет к вычленению его из состава непосредственных производителей ценностей. Если в прошлом посильная трудовая деятельность детей начиналась с 4–5 лет, то ныне – с 17–22. Тем самым возрос временной интервал социализации нового поколения, его социального взросления, отстающего от взросления биологического.

Ускорение общественного прогресса определяется некоторыми факторами, среди которых можно назвать следующие:

– уровень развития науки, техники, технологий и образования;

– надежды населения на лучшее будущее;

- темпы экономического роста определяются уровнем развития промышленности, применением в ней научных достижений и людскими ресурсами, способными материализовать их в практической деятельности.

Несмотря на многие противоречия, присущие современной человеческой истории, общественный прогресс осуществляется неуклонно, хотя и со многими издержками. Он то ускоряется, то замедляется. Регресс кратковремен. Прогресс неумолимо направлен ко все более полному и разностороннему развитию человечества и каждого отдельного человека.

Контрольные вопросы

1. Что такое общественный прогресс?

2. Что понимается под «золотым веком» человечества?

3. Каковы критерии общественного прогресса?

4. Каковы основные этапы общественного прогресса?

5. Что означает ускорение общественного прогресса?

6. Идет ли нынешняя Россия по пути прогресса или регресса?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: