Указатель имен

БЭКОН ФРЭНСИС (1561–1626) – один из родоначальников английского материализма. В своих философских трудах критиковал схоластику и умозрительные построения в науке, противопоставив им «естественную» философию, базирующуюся на опытном познании. Считал, что наиболее эффективным методом научного познания является индукция, играющая ведущую роль в экспериментальном естествознании.

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770–1831) – немецкий философ, создатель систематической теории диалектики как философ­ского учения о развитии. По Гегелю, в основе мирового развития лежит творческая деятельность мирового разума, универсальная схема которой – «абсолютная идея» – осуществляется в бытии, истории и познании как внутренняя необходимость, отчуждая себя в ряде последовательных актов. Источником развития является внутреннее противоречие, т. е. единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих противополож­ностей, присущее абсолютной идее и, следовательно, реальности в целом. Поэтому для постижения сущности любого объекта необходим диалек­тический метод. Последовательно применяя его, Гегель переосмысливает все сферы культуры, создавая диалектическую философию права, религии, истории, эстетику и историю философии. Диалектическая логика Гегеля легла в основу современной теории познания.

ГОТТ ВЛАДИМИР СПИРИДОНОВИЧ (1912–1991) – известный советский философ, гл. редактор журнала «Философские науки». Автор многочисленных работ по философским проблемам физики, проблемам онтологии и теории познания. Занимался разработкой вопросов категориально-понятийного аппарата науки, прежде всего – физики.

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822–1885) – русский пуб­лицист, социолог, философ. Философско-социологические взгляды Данилевского изложены в работе «Россия и Европа». Он выдвинул идею разнородности цивилизаций, считая основным злом в истории любого народа потерю «нравственной народной самобытности».

ДЕКАРТ РЕНЕ (1596–1650) – французский философ, математик, физик. Представитель рационализма. Утверждал, что научное знание должно быть построено как единая система, большое значение придавал методу познания («Рассуждение о методе» – 1637 г.). Признавал наличие двух субстанций: телесной и мыслящей, т. е. стоял на позициях дуализма.

КАМЮ АЛЬБЕР (1913–1960) – французский философ-экзистенциалист, защищал учение о нужности человека в мире. Бессмысленность и безна­дежность существования не могут быть, с точки зрения А. Камю, доказаны, они должны быть просто приняты. А. Камю считал, что место централь­ного философского вопроса должна занять проблема самоубийства, а зада­ча философа – помочь человеку, который находится в пограничной ситу­ации – между жизнью и смертью – сохранить жизнь. Внешний мир враж­дебен человеку, тем не менее человек обязан заставить себя жить и творить самого себя.

КАНТ ИММАНУИЛ (1724–1804) – представитель немецкой классичес­кой философии. В соответствии с его априоризмом основные принципы научного знания и человеческого воления заимствованы не из опыта, но заданы изначально, т. е. всегда обладают свойством всеобщезначимости (например, геометрия Евклида). Стоическая этика служила для Канта предварительной ступенью его морального принципа – т. н. категориче­ского императива: индивидуум как масштаб нравственной деятельности всех.

КУН ТОМАС (р. 1922) – американский историк и теоретик науки, один из представителей постпозитивизма. Разработал концепцию парадигм нормальной науки и научных революций. Создание парадигмы означает достижение согласия относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, т. е. интерпретации эмпирических фактов. Сравнение парадигм может происходить не на научном, а на естественном и философском метаязыке. Открытие аномаль­ных фактов, не объяснимых в рамках господствующих воззрений, при­водит, по Куну, к научным революциям, в ходе которых складываются новые парадигмы.

ЛЕВИТ КАРЛ (1897–1973) – немецкий философ. Испытал влияние фено­менологии Гуссерля, антропологии Шелера, экзистенциализма. Основ­ными понятиями современной философии Левит считает «жизнь» и «экзи­стенцию», открытые и разработанные Ницше и Кьеркегером. Точкой пере­сечения для обоих была проблема нигилизма. Постоянный импульс раз­мышления Левита – это мысль о физической и метафизической бездом­ности современного человека внутри мира. Поиски решения – на путях историзма, экзистенциализма и религии. Христианский Бог, по Левиту, обнаружил себя не в небесном теле или священном животном, а в человеке и, таким образом, в истории.

ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870–1921) – известный политический деятель, основатель коммунистического движения в России и советского государства. Будучи последователем философии К. Маркса и Ф. Энгельса, в своих философских взглядах придерживался диалектического и исторического материализма. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» выступил с критикой позитивистской философии как субъективно-идеалистической. В этой же работе дал предельно широкое понимание материи, которое позволяло, оставаясь на позициях материализма, преодолеть проблему «исчезновения материи», с которой столкнулись ученые-физики после открытия электрона.

Настаивая на необходимости творческого развития марксизма, выдвинул идею возможности построения коммунизма в одной стране (без мировой революции, как настаивали основоположники марксизма), возможности существования «научной идеологии» (в отличие от Маркса и Энгельса, которые никогда не применяли понятие идеологии к своей теории, трактуя идеологию как «ложное сознание»), разработал концепцию империализма как последней фазы развития капитализма.

ЛОКК ДЖОН (1632–1704) – английский философ-просветитель. Разра­ботал эмпирическую теорию познания. Отрицал существование врож­денных идей, все знание проистекает из опыта. Из простых идей, порождаемых в уме свойствами вещей, посредством соединения, сопо­ставления и абстрагирования, образуются сложные. Познание истинно настолько, насколько идеи сообразны с действительностью. Деист. В обла­сти социальной философии развивал теорию общественного договора: государству передается часть естественных прав (правосудие, внешне­политическая деятельность) ради эффективной защиты остальных – свободы слова, веры и собственности.

МАРКС КАРЛ (1818–1883) – немецкий философ XIX в., создатель научного социализма, политической экономии капитализма, материалистической диалектики и материалистического понимания истории. В основе развития общества, по Марксу, лежат производственные отношения, которые определяют все другие виды отношений – политические, идеологические, моральные, религиозные и другие. Ввел категорию «общественно-экономическая формация». Выделил пять общественно-экономических формаций.

ОРТЕГА-и-ГАСЕТ ХОСЕ (1883–1955) – испанский философ, находился под влиянием Дильтея и Ницше. В центре его внимания стояли социальные проблемы. Впервые изложил основные принципы доктрины «массового общества». Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала – толпы. Это неизбежный результат демократической активности масс. Видит выход в создании новой аристо­кратической элиты – людей, способных на произвольный «выбор», руко­водствующихся только непосредственным «жизненным порывом». Рацио­нализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». В эстетике выступал как теоретик модернизма.

ПАРМЕНИД (ок. 540 – ок. 470 до н. э.) – основатель элейской школы. Мир Парменид представлял в виде неподвижного и сплошь заполненного шара. Резко противопоставлял «учение истины» (о том, что истинное бытие еди­но, неделимо, вечно, неподвижно, неизменно) «учению мнения» (о том, что существует множество вещей – возникающих и преходящих, движу­щихся, делимых на части). «Учение истины» достоверно, «учение мне­ния» лишь правдоподобно. Наивно материалистическая физика Парменида исходит из допущения двух начал: активного – огненного, светлого; и инертного – темного. Недоверие к показаниям чувств, высокая оценка умозрительного знания вносят в учение Парменида элемент рациона­лизма.

ПЛАТОН (427–347 до н. э.) – греческий философ, учение о государстве, теория идей, этика и гносеология которого представлены в его диалогах. Доказывал возможность точного знания, опирался на сократовскую диа­лектику, которая обнаруживает единое и всеобщее в многообразии яв­лений. Чувственные вещи относятся к неподлинному бытию или небытию, подлинное бытие – это мир идей. Вещи причастны идеям, идеи отражаются в вещах. Знание – это «припоминание» душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Гармоничное сочетание деятельности трех сословий и их добродетелей создает справедливый государственный строй. Платон предлагает ликвидировать частную собственность, чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность.

ПОППЕР КАРЛ РАЙМОНД (1902–1994) – английский философ и социолог, создатель концепции критического рационализма. Предложил в качестве критерия научности концепции фальсифицируемость, т. е. потенциальную опровержимость: теории, для которых не существует кри­тического опыта, не научны. Поппер на этой основе критикует марксизм. Один из первых теоретиков антикумулятивизма как модели развития науки; по Попперу, рост знания происходит методом проб и ошибок, путем выдвижения смелых гипотез, обнаружения заблуждений и избавления от них. Поппер говорит о «третьем» мире научных теорий, отношения в котором напоминают дарвинское описание борьбы за существование.

ФУКУЯМА ФРЭНСИС (р. 1921) – современный американский социолог и политолог. Автор ряда статей и книг по проблемам социальной философии, в том числе – книги «Конец истории и последний человек». Разрабатывал философию кризиса Запада. В концепции «конца идеологии» постулировал политическую победу либерально-демократического строя. В понятие «пост-исторического существования» вложил смысл современного состояния Западной Европы и США.

ШЕЛЕР МАКС (1874–1928) – немецкий философ, один из основопо­ложников философской антропологии, феноменологической аксиологии и социологии знания. Рассматривал ценности как независимые от человека и человечества «предметные миры», каждый из которых обладает своей сущностью. При соотнесении с миром ценностей в животной душевно-телесной стихии возникает собственно человеческое начало – личность как носительница духовных актов; в этих актах, которые и составляют сущность человеческой личности, постигаются идеальные «предметы» – ценности. Человек, по Шелеру, понимается исходя из своеобразия его положения в космосе.

ШОПЕНГАУЭР АРТУР (1788–1860) – немецкий философ; его учение – один из идейных истоков «философии жизни». В своей основной работе «Мир как воля и представление» отстаивал примат воли по отношению к разуму. Воля – не придаток разума, наоборот, воля, т. е. мотивы, желания, побуждения к действию – относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность поведения. Шопенгауэр превращает волю в «абсолютное хотение». Большое значение Шопенгауэр придает проблеме гениальности, творческих способностей, их связи с психиче­скими заболеваниями и безумием.

ЭПИКУР (341–270 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-материалист и атеист. Для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, вводит понятие спонтан­ного «отклонения» атомов от прямой линии. Познание, по Эпикуру, имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, от страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике Эпикур обосно­вывает разумное наслаждение, в основе которого лежит индивидуа­листический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является, по Эпикуру, не деятельность, а покой (атараксия).

ЭЛЛЮЛЬ ЖАК (р. 1912) – французский философ, социолог, юрист. Социальный прогресс рассматривает как порабощение человека техно­логией и поглощение личности массовым потребительским обществом. Ради материальных благ люди приносят в жертву индивидуальную свободу и духовные ценности. В конце концов технические средства стано­вятся самоцелью «технологического общества», в котором люди – про­стые придатки к машине. Революционные движения называет истори­ческой аномалией. Революция как стихийный бунт в конечном счете при­водит к результатам, прямо противоположным ожидаемым, разрушает демократию и прокладывает путь к тоталитарным режимам. Единствен­ную альтернативу порабощению людей «технологическим обществом» видит в развитии индивидуальной свободы воли, совпадающей с религи­озным обновлением человечества.

ЯСПЕРС KAPЛ (1883–1969) – немецкий философ и психиатр. Его философией является экзистенциализм, основные категории которого – свобода, историчность, коммуникация. Ясперс исходит из того, что в «по­граничных ситуациях» (болезни, страдание, вина) становится свободным взгляд человека на его бытие. В работе «Смысл и назначение истории» Ясперс утверждает, что история выступает как нечто однократное, непо­вторимое. Будущее человечества Ясперс связывает не с одной из мировых религий, а с философской верой, что и обуславливает особую роль фило­софии в обществе.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Предмет философии. Становление философии.  
Философия и житейская мудрость  
Эпикур………………………... ……………………………………...  
Философия как наука  
Кант…………………………………………………………………...  
Ортега-и-Гассет………………………………………………………  
Философия и техника  
Парис………………………………………………………………….  
Природа философского знания и краткий очерк истории философии  
Кант………………………………………………………………  
   
Раздел 2. Проблемы бытия  
Бытие и небытие  
Парменид…………………………………………………………......  
Платон………………………………………………………………...  
Гегель…………………………………………………………………  
Материя, движение, пространство, время.  
Ленин………………………………………………………………….  
Готт……………………………………………………………………  
Диалектика  
Гегель…………………………………………………………………  
   
Раздел 3. Проблемы познания  
Назначение знания. Необходимость метода.  
Бэкон………………………………………………………………….  
Помехи («идолы») в познании и борьба с ними  
Бэкон………………………………………………………………….  
Эмпирический метод  
Бэкон………………………………………………………………….  
Рационалистический метод  
Декарт………………………………………………………………...  
Критика теории врожденных идей  
Локк…………………………………………………………………...  
Проблема критериев научности  
Кун…………………………………………………………………….  
Поппер………………………………………………………………..  
   
Раздел 4. Проблемы человека и общества.  
Философская антропология  
Рикман………………………………………………………………...  
О сущности человека  
Шелер…………………………………………………………………  
Человек и техника  
Эллюль………………………………………………………………..  
О смерти и бессмертии  
Шопенгауэр…………………………………………………………..  
О материалистическом понимании истории  
Маркс, Энгельс……………………………………………………….  
Маркс…………………………………………………………………  
Маркс…………………………………………………………………  
Гражданское общество и государство  
Гегель…………………………………………………………………  
Гегель…………………………………………………………………  
Возможен ли прогресс человечества?  
Камю……………………………………………………………….…  
О смысле истории  
Левит………………………………………………………………….  
Об историческом развитии и историзме  
Фукуяма……………………………………………………………...  
Поппер………………………………………………………………..  
Многообразие культур, цивилизаций и форм социального опыта.  
Ясперс………………………………………………………………...  
Данилевский………………………………………………………….  
   
Экзаменационные вопросы…………………………………………………….  
Словарь…………..……………………………………………………………….  
Указатель имен…………………………………………………………………..  

Редактор Т. Н. Капустина

Свод. темплан 2005 г.

ИД № 06039 от 12.10.01.

Подписано в печать. Формат 64x84 1/16.

бумага офсетная. отпечатана на дупликаторе

Усл. печ. л. 9, 375. уч.-изд. л. 9, 375. Тираж 300. Заказ

Издательство ОмГТУ. 644050, Омск, пр-т Мира, 11.

Типография ОмГТУ


[1] «Фауст» Гете, перев. Н. Холодковского.

[2] Все, за что мы ни беремся, противится нам потому, что оно имеет свою собственную волю, которую необходимо пересилить

[3] «В гладиаторских боях мы обыкновенно презираем робких и униженно молящихся о пощаде; наоборот, мы хотели бы сохранить жизнь тех, кто храбр и мужественен, кто сам отважно предает себя смерти» (Цицерон. «За Милона», гл. 34).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: