Поточный метод организации производства

Поточный метод организации производства экономически целесообразно применять при наличии трех условий: во-первых, массового или крупносерийного производства, обеспечивающего высокий уро­вень загрузки рабочих мест поточной линии в течение длительного периода времени; во-вторых, тща­тельной отработки конструкции и технологического процесса, так как резкое изменение конструкции и технологического процесса изготовления изделия ведет к значительным потерям на производстве в связи с перестановкой (перепланировкой) оборудования, а также в связи с необходимостью включения в со­став поточной линии новых типов оборудования в результате появления новых технологических операций; в-третьих, четкой организации обслуживания рабочих мест поточной линии, снабжения их мате­риалами, комплектующими деталями с целью предотвращения незапланированных простоев в течение рабочей смены.

Поточный метод производства в его наиболее законченной и совершенной форме непрерывно-поточного производства имеет ряд характерных черт:

- закрепление отдельных операций расчлененного производственного процесса за строго опре­деленными рабочими местами, оборудованием, полностью загружая их. Такое закрепление опе­раций обеспечивает непрерывную повторяемость этих операций, а, следовательно, четкую спе­циализацию оборудования, рабочих мест.

- Расположение оборудования и рабочих мест по ходу технологического процесса.

- Механизация и автоматизация передвижения предметов труда от операции к операции, что стало возможным в результате закрепления выполнения данной операции строго за определен­ным рабочим местом и «цепной» расстановки оборудования в непосредственной близости друг от друга с учетом норм техники безопасности. В качестве межоперационного транспорта использу­ют самые разнообразные механические транспортные средства, которые являются важными структурными элементами поточной линии.

- Синхронность операций, т.е. их равенство или кратность такту. Другими словами: установле­ние порядка, при котором через промежуток времени, равный такту, на первую операцию поточ­ной линии должна поступать заготовка, а с последней операции потока должен выходить готовый объект поточной обработки или сборки. При этом под тактом потока понимается промежуток времени между двумя выпускаемыми друг за другом с последней операции изделиями. Поточная линия с полной синхронизацией всех операций обеспечивает кратчайший производст­венный цикл и минимальный размер незавершенного производства, создает предпосылки для работы с регламентированным тактом и для использования механизированных транспортных средств непрерыв­ного действия. Пример синхронизации операций дан в табл.3

Таблица 3 - Синхронизация операций при разработке поточной линии

№ пе- рехо- дов Длитель-ность переходами Длитель-ность операции Загрузка Рабочего % Устанавли-ваемое время операции Мероприятия по синхронизации
          -
        Объединение двух переходов
    3,1   ЗД     Применение более производи-тельного инструмента
  0,5 1,2 1,2   2,9     Поручение этой работы менее опытному рабочему
    6,1   3,1     Применение более совершен-ного приспособ-ления и расчлене-ние одного перехода на два
  - 3,0      

Характерной особенностью развития поточного производства в настоящее время является вклю­чение в поточные линии разнообразных процессов: сварки, термической обработки, окраски, штамповки, механической обработки. Например, поточная линия, занятая изготовлением защитных щитков мотоцик­ла, включает разные типы металлорежущего оборудования, сварочные аппараты, прессы разной мощно­сти, верстаки.

По степени специализации производства поточные линии подразделяются на одно- и много­предметные.

Количество наименований изделий, закрепляемых за конкретной поточной линией, зависит от за­данной программы выпуска изделий и трудоемкости их изготовления. Чем больше выпуск и трудоем­кость изготовления отдельных изделий, тем меньше их наименований закрепляется за поточной линией.

Однопредметные и многопредметные поточные линии в зависимости от степени синхрониза­ции операций производственного процесса могут быть организованы как непрерывно-поточные линии с полной синхронизацией операций производственного процесса или как прерывно-поточные (прямоточные) линии с частичной синхронизацией операций производственного процесса.

Непрерывно-поточные линии характеризуются непрерывностью производственного процесса из­готовления продукции. На такой линии каждая деталь и изделие движется без каких-либо перерывов. Наиболее широкое использование эта форма нашла в процессах сборки узлов и изделий.

Если не достигается полная синхронизация операций производственного процесса, то организуют прерывно-поточные (прямоточные) линии. На таких поточных линиях движение деталей от начала до конца потока в местах несинхронности прерывается. В этих местах детали периодически накапливаются и пролеживают определенное время. Скопление этих деталей называют оборотными заделами, которые требуют наличия специальных мест или устройств для их размещения. Прерывно-поточные (прямоточ­ные) линии нашли широкое применение главным образом в процессах механической обработки деталей машин, различных приборов.

По способу поддержания ритма различают поточные линии с регламентированным и свобод­ным ритмом.

Регламентированный (принудительный) ритм достигается с помощью определенной скорости движения конвейера. Такой ритм может дополняться, в случае необходимости, звуковыми, световыми сигналами или разметкой конвейера, предупреждающими рабочих на поточной линии о наступлении срока окончания операции. Регламентированный ритм служит важной предпосылкой для создания авто­матических поточных линий.

Поточные линии со свободным ритмом не имеют технических средств, строго регламентирую­щих ритм работы. На этих линиях соблюдение ритма возлагается непосредственно на работников данной линии или мастера. Для передачи деталей используются чаще всего транспортные средства периодиче­ского действия.

По положению объектов на поточной линии они подразделяются на стационарно-поточные и передвижно-поточные линии. На стационарно-поточных линиях объект обработки или сборки непод­вижен (например, сборка тяжелых машин), так как перемещение его затруднено, при этом рабочие пере­ходят от одного объекта к другому. На передвижно-поточных линиях объект обработки передвигается с помощью различных транспортных устройств, а рабочие места неподвижны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: