По периоду установления

Стратегические, на длительный период (от 1 года до 10 лет). Длительность периода зависит от состояния внешней среды организации. Чем она подвижнее, тем меньше период.

Тактические цели. Вытекают из стратегических, охватывают период от 1 года до 3-5 лет.

Оперативные цели. Это конкретные задачи, которые должны быть выполнены за 1 год, пол года, месяц, день.

Например, у студента вуза стратегическая цель получить диплом бакалавра – 4 года. Тактические цели – регулярно сдавать экзамены и зачеты – каждые пол года. Оперативные цели - посещать лекционные и семинарские занятия, защищать курсовые работы, делать отчеты по практике.

По измеримости - количественные и качественные.

По повторяемости – постоянно решаемые, повторяющиеся, разовые. Если цель повторяется, то на ее решение можно выделить больше средств, что окупится при аналогичной ситуации в дальнейшем. Это заставляет искать общие алгоритмы достижения в различных целях, что в итоге уменьшит затраты.

Например, в работе вуза каждый год стоит цель о наборе новых студентов. Ситуация может изменяться в связи с постановлениями правительства, международной обстановкой, способов проведения вступительных экзаменов (если в этом есть необходимость) и т.д. Однако общее направление – привлечь студентов в вуз, сделать его привлекательным, престижным. И вот здесь можно затратить сразу много средств на хороший каталог и его распространение, телевизионную рекламу, профориентационную работу по школам, презентации, налаживание контактов с другими городами и т.д. Хорошо проведенная кампания в один год оставляет контакты для дальнейшего сотрудничества.

Может изменяться характер беседы с абитуриентами, в связи с меняющимися условиями корректироваться ее содержание, формы проведения. Однако общая цель повторяется из года в год – сделать набор.

По иерархии предприятия. Цели всего предприятия, цели отдельных подразделений (проектов), личные цели работников.

И так, перед каждым работником, перед каждым подразделением и организацией в целом ставится множество различных целей. Для их реализации используют дерево целей.

Дерево целей – графическая модель, отображающая структуру сложной проблемы, в которой наглядно выделяются иерархия целей, разбивка задач по уровням решения. Расчленить стратегическую цель на подцели - значит построить "дерево целей". Для достижения определенной сложной цели строится свое дерево целей.

Стратегическая цель сама по себе никогда не может быть достигнута, поэтому ее следует представлять в виде системы подцелей, т. е. промежуточных целей, более ближних и краткосрочных целей.

Стратегические цели всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный интервал достижения. Краткосрочные цели выступают своего рода средствами для достижения стратегических целей. Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, подчинены им. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных стратегических целей.

Следовательно, следующим шагом после определения стратегической цели учреждения, будет определение условий или вех ее достижения. Блоки условий одновременно могут быть и системой подцелей, поскольку их выполнение и будет обуславливать достижение главной (стратегической) цели. Расчленить стратегическую цель на подцели - значит построить "дерево целей".

.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР.[6]

Например, реализовать стратегическую цель "Повышение процента выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии". В целом, можно выделить внутренние и внешние условия выполнения учреждением профессионального образования достижения данной стратегической цели. Внутренние условия определяются факторами, зависящими от самого учреждения. Внешние условия зависят от факторов окружающей среды

Внутренние условия в данном примере

• приведение содержания образования в соответствие с потребностями работодателей;

• обеспечение высокого уровня подготовки кадров.

Внешние

• развитие системы социального партнерства и т. Д

На основе выше изложенного строим первый уровень дерева целей

В свою очередь, привести содержание образования в соответствие с потребностями работодателей можно будет при условии:

• введения подготовки по новым профессиям, востребованным рынком труда;

• за счет пересмотра получаемых квалификаций в уже имеющихся профессиях, например, в профессии слесарь учреждение присваивало квалификацию по профессиям слесарь-инструментальщик и слесарь-ремонтник, а работодателям больше нужны слесари механосборочных работ;

• введения регионального компонента с учетом требований работодателей или специфики региона;

• уточнения содержания практических работ в соответствии со спецификой предприятия;

• другие.

Продолжаем выстраивать второй уровень дерева целей

Схема "дерева целей" допускает любую степень детализации подцелей, вплоть до превращения их в отдельные конкретные мероприятия.

Например, мы можем выделить следующие подцели в цели «введение подготовки по новым профессиям», а именно: приглашение соответствующих преподавателей, создание дополнительных лабораторий, определение новых баз практики и т.д.

Существуют правила построения "дерева целей":

• генеральная цель не складывается из частных, более конкретных целей. Она формулируется администрацией учреждения, а затем "распадается" на более частные цели;

• ни одна цель высшего уровня не достигается сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается;

• нижние цели выводятся из верхних;

• расчленение генеральной цели прекращается по достижении элементарного (мероприятийного) уровня "дерева целей";

• если стратегическая цель достаточно сложна, то она распадается на целый ряд уровней целей, причем, чем ниже уровень, тем конкретнее цель;

• каждый последующий (нижестоящий) уровень разбивает цели предыдущего уровня на более простые и конкретные задачи до тех пор, пока подход к решению сложной проблемы не будет понятен

• при переходе на нижние уровни системы целей повышается не только их конкретность, но и количественная определенность целевых нормативов и показателей.

Контрольные вопросы.

1. Миссия и видение организации. Правила формирования.

2. Внимательно прочитайте приведенные в тексте примеры миссий и видений организаций, проведите свой анализ их соответствия.

3. Посмотрите миссию своего вуза. Предложите свои варианты. Сформулируйте слоганы, наиболее актуальные на сегодняшний день.

4. Правильно ли утверждение. Можно сформировать единую миссию для организаций, занимающимся одним видом деятельности. Например, для всех вузов Москвы. Ответ обоснуйте.

5. Практические задания. Работа в командах по 4-6 человек.

Создать свою организацию, сформулировать ее миссию и видение. Миссию сформулировать в двух вариантах – расширенном и в виде слоганов.

Построить дерево целей для достижения определенной стратегической задачи вашей организации.




double arrow
Сейчас читают про: