Раздел 1. Теоретические основы корпоративного управления

Бархатов В.И., Плетнев Д.А., Силова Е.С.

Корпоративное управление на предприятиях отрасли

Учебное пособие

Челябинск

Издательство Челябинского государственного университета


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Челябинского государственного университета

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» Горшков Александр Владимирович

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой магистерской подготовки Международного института финансов, управления и бизнеса ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» Мильчакова Наталья Николаевна

Бархатов В.И., Плетнев Д.А., Силова Е.С.

Корпоративное управление на предприятиях отрасли: учеб. пособие / Бархатов В.И. и др. Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Ун-та, 2010. 184 с.

ISBN

Учебное пособие содержит теоретический и практический материал по дисциплине «Корпоративное управление на предприятиях отрасли». В пособии рассмотрены проблемы, связанные с функционированием современных корпораций и корпоративных образований, рассмотрены теоретические основы корпоративного управления, модели корпоративного управления, внешние и внутренние институты корпоративного управления.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502. – «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)», магистрантов, обучающихся по направлению 080100.68 – Экономика.

Табл. 8. Ил. 1. Библиогр.: 38

ISBN

© ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2010

© Бархатов В.И., Плетнев Д.А., Силова Е.С.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 5

Раздел 1. Теоретические основы корпоративного управления. 7

Тема 1. Природа корпоративного управления. 7

1.1. Корпоративное управление как институт. 7

1.2. Корпорация как объект корпоративного управления. 9

1.3. Модели корпоративного управления. 12

1.4. Основные виды корпоративных объединений. 20

Тема 2. Органы корпоративного управления. 32

2.1. Общее собрание акционеров. 32

2.2. Функции и задачи совета директоров. 40

2.3. Коллективные руководящие органы (правление, дирекция) 49

Тема 3. Корпоративные ценные бумаги. 58

3.1. Особенности корпоративных ценных бумаг. 59

3.2. Эмиссия корпоративных ценных бумаг. 63

3.3. IPO и этапы его проведения. 66

Тема 4. Дивидендная политика корпораций. 74

4.1. Теоретические аспекты дивидендной политики. 74

4.2. Особенности объявления, начисления и выплаты дивидендов. 79

Раздел 2. Внутренние институты корпоративного управления. 89

Тема 1. Существенные корпоративные действия. 89

1.1.Институты, регулирующие одобрение крупных сделок. 90

1.2. Институты, регулирующие одобрение сделок с заинтересованностью.. 91

1.3. Институты, регулирующие реорганизацию АО.. 98

Тема 2. Институт раскрытия информации в акционерном обществе. 107

2.1. Состав раскрываемой информации. 107

2.2. Виды сообщений о существенных фактах. 108

2.3. Виды сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг. 109

Практический блок. 117

Тема 3. Институт независимого директора и комитеты при совете директоров 118

3.1. Институт независимого директора. 118

3.2. Деятельность комитетов при совете директоров. 120

Раздел 3. Внешние институты корпоративного управления. 130

Тема 1. Государственное регулирование деятельности корпораций. 130

1.1. Регистрационный и лицензионный режимы предпринимательской деятельности 130

1.2. Антимонопольное регулирование. 131

1. 3. Государственное регулирование естественных монополий. 133

1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 135

1.5. Иные виды государственного регулирования. 136

Тема 2. Принципы и Кодекс корпоративного управления. 144

Тема 3. Рынок корпоративного контроля. 150

3.1. Механизмы слияний и поглощений. 150

3.2. Институт банкротства как инструмент рынка контроля. 160

Практический блок. 172

Рекомендуемая литература. 173

Глоссарий. 177


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время корпорации являются ядром любой экономической системы, вопросы корпоративного управления и его совершенствования становятся все более актуальными для российских корпораций. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях отрасли» и магистрантов направления 080100.68 «Экономика фирмы». В учебно-методическом пособии представлены цель и задачи изучения дисциплины, материалы лекций, глоссарий. Пособие состоит из трех основных разделов. В первом разделе «Теоретические основы корпоративного управления» рассмотрены понятие, сущность, виды и особенности корпораций, история возникновения и развития корпораций; сущность, основные подходы и модели корпоративного управления. Большое внимание уделяется анализу значения, структуры, компетенций и порядку работы органов управления корпораций: общего собрания акционеров, совета директоров, правления и ревизионной комиссии. Рассмотрены особенности коллективных и единоличных органов управления. Также в данном разделе проанализированыпонятия и виды корпоративных ценных бумаг, их отличия и права, предоставляемые их владельцам, особенности и порядок эмиссии корпоративных ценных бумаг. Проведено исследованиепонятия и сущности дивидендов, типов дивидендной политики, теорий дивидендов.

Во втором разделе «Внутренние институты корпоративного управления» рассматриваются основные внутренние механизмы и процедуры корпоративного управления, которые обеспечивают поддержание баланса интересов основных участников корпоративных отношений, в том числе рассматриваются особенности, понятие и признаки крупной сделки и сделки с заинтересованностью, порядок одобрения таких сделок, содержание понятий «аффилированное лицо», «независимый директор» и «группа лиц».Изучен институт реорганизации АО, формы и порядок реорганизации и вопросы, связанные с ликвидацией акционерного общества. В разделе проанализирован институт раскрытия информации, включая перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию АО на разных этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, а также роль информационной прозрачности компании. Также во втором разделе изучен институт независимого директора и роль комитетов при совете директоров.

В третьем разделе «Внешние институты корпоративного управления» внимание уделяется внешним механизмам корпоративного управления, среди которых рассматриваются государственное регулирование деятельности корпораций, кодекс корпоративного поведения и основные принципы «хорошего» корпоративного управления, роль и значение регуляторов, включая фондовые биржи. Также в третьем разделе рассматриваются основные вопросы функционирования рынка корпоративного контроля, включая институты банкротства и враждебных поглощений.


Раздел 1. Теоретические основы корпоративного управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: