Они уже знают — что

Они хотят подкупить собственного сына. Подкупить тем, чтобы он сам мог выбрать себе страну. Вернуть семью, от которой он отказался не по собственной воле. Друзей — ведь и их за него тоже выбирали все эти шесть лет. А главное — выбрать, кем ему быть: мальчиком Алешей или слащавым Редедей.

Они хотят предложить ему то, на что просто невозможно не купиться: свободу выбора. От такого предложения не отказываются.

В этой истории изменены имена пострадавших — всех, кроме Виктора Чекалина.

«Известия»

29.12.1999 г.

Ловушка для простодушных

Незаконнорожденная церковь, именующая себя УПЦ — Киевский патриархат, над которой, по словам ныне покойного патриарха Мстислава, «смеются во всем мире», продолжает удивлять православных граждан Украины. Недавний официальный выход из УПЦ-КП пяти ее епископов во главе с митрополитом Антонием (Масендичем) и их совместное заявление приоткрыли завесу лжи над этой загадочной организацией и обнажили господствующие в ней порядки, «каноны и правила». Откровение епископов привело в состояние шока наших читателей. Вмешательство государственных сановников в дела церкви, ложь, шантаж и давление, которые на себе испытывают даже высшие иерархи УПЦ-КП, некогда опрометчиво согласившиеся на пресловутое объединение церквей, не могут не вызывать беспокойства.

Сегодня мы публикуем фрагменты беседы с покинувшими УПЦ-КП архиереями: архиепископом Винницким и Брацлавским Спиридоном, епископом Харьковским и Полтавским Романом, епископом Житомирским Софронием и епископом Яготинским Иоанном, переполошившими своим мужественным поступком Филарета и К°.

Архиепископ Спиридон: — Наши действия объясняются просто: ныне всем стало ясно, что само «объединение» церквей и создание УПЦ-КП было ничем иным, как ловушкой, приготовленной Филаретом и его державными покровителями. Они спасали Филарета, оказавшегося в 1992 году генералом без армии: епископами УПЦ он был смещен с должности предстоятеля и лишен священного сана за преступления перед Церковью. Филарет остался один с епископом Иаковом, Владимирским собором, зданием экзархата и церковной казной УПЦ. Тогда-то верхи и решили его «объединить» с УАПЦ.

В. А.: — По убеждению многих, решающую роль сыграла именно казна Филарета, хранящая много тайн, в том числе о финансах компартии. Но как бы кто чего не заподозрил, для ее спасения был брошен депутатский десант из «демократов» националистического толка — Червония, Поровского, Павлычко и даже из бывших противников Филарета — Скорик и Шевченко. А потому в отношении опального владыки бывшие партийные бонзы и национал-радикалы сохраняют трогательное единство. Но как решились епископы УАПЦ на это объединение?

Епископ Иоанн: — Всем были разосланы телеграммы с требованием срочно прибыть в Киев, но с какой целью — неизвестно. Патриарх УАПЦ Мстислав тоже ничего не знал и никакого собора не собирал. Епископы отказались от объединения с Филаретом, некоторые вообще покинули собрание. Но тогда к ним на Трехсвятительскую нагрянули депутаты. Они убеждали митрополита Антония, что Филарет — не помеха, он лишь на три-четыре месяца, а затем его уберут.

Епископ Роман: — Архиереи УАПЦ не ожидали такого мощного давления. Депутаты говорили, что в Киев приезжает «агент Москвы» (новый избранный предстоятель УПЦ Владимир (Сабодан), а Президенту и парламенту ничего не остается делать, как признать УАПЦ единственной законной православной церковью в Украине. К ней отойдут и Владимирский собор, и здание на Пушкинской, и финансы (4 млрд. руб.) И если мы не примем Филарета и упустим такой шанс, то эти «кляті москалі» УАПЦ просто раздавят. В случае отказа нас чуть ли не признают врагами народа и украинского православия. Многих смущало наличие среди агитаторов греко-католиков. Я сам подошел к Л. Скорик и спросил: «Пани Лариса, а что вы, греко-католичка, здесь делаете?» Она мне, конечно, ответила: «Я прежде всего украинка!» Поэтому после «проработки» часть духовенства пошла на объединение. Но трое из семи епископов УАПЦ сразу покинуло нашу церковь. Всего же за это время из УПЦ-КП вышло 10 епископов. Когда пpиехал Мстислав и депутаты попробoвали таким же образом поговорить с ним, он резко заявил: «Кто их сюда пустил, здесь что, Верховный Совет?» И в гневе покинул собрание.

Епископ Софроний: — После того как епископы УАПЦ, по сути, спасли Филарета, образовав УПЦ-КП, они стали ему попросту не нужны. Мы были, как кость в горле. Особенно после того, как, благодаря нашим усилиям, ему не удалось стать сначала местоблюстителем, а затем патриархом УПЦ-КП. И он начал выдавливать епископов УАПЦ из епархий, заменяя их своими ставленниками, которые беспрекословно изберут его патриархом. Более того, он создал так называемый высший церковный совет УПЦ-КП, куда вошли те же воинствующие депутаты, люди совершенно нецерковные, которые, тем не менее, руководят церковью!

В. А.: — Но почему вопрос о неканоничности и неблагодатности УПЦ-КП всплыл только сейчас?

Архиепископ Спиридон: — Потому что филаретовские ложь и фальсификация открылись только на соборе в октябре прошлого года. Ведь до этого нам говорили, что митрополит Антоний (Масендич) и архиепископ Владимир (Романюк) были тайно посвящены в епископский сан Филаретом и Иаковом в домашней церкви Филаретa еще в декабре 1991 года, то есть тогда, когда он был каноническим епископом. Однако на второй день собора выяснилось, что это ложь. Филарет рукополагал, уже будучи лишенным сана. Я был первым епископом, кого Филарет и Иаков рукоположили после харьковского собора УПЦ, где Филарет был смещен с должности предстоятеля. Это было 5 июня 1992 года. Лишение Филарета священнического сана последовало 11 июня. Однако они скрыли от меня, что уже до 5 июня Филарет был запрещен в священнослужении синодом РПЦ. Другими словами, моя хиротония недействительна, как недействительны и хиротонии, которые делал Филарет после 11 июня. Кроме того, он скрыл истинные результаты поездок делегаций УПЦ-КП в Константинополь и Грузию. Вселенский патриарх ему прямо сказал: «Воздержитесь от хиротоний» А Грузинский Патриарх Илия II заявил, что законность лишения Филарета священнического сана признают все восточные патриархи и пока он будет в руководстве церкви, ни о какой ее каноничности не может быть и речи.

Епископ Софроний: — Иными словами, мы не епископы, мы — никто. Филарет ввел нас в обман, мы же, в свою очередь, рукополагая священников, обманывали и их. Ведь все таинства священников УПЦ-КП недействительны. И сам Филарет, когда служит во Владимирском соборе, совершает великий грех, ибо является монахом, а «дерзает яко священно». Это маскарад. Если бы журналисты надели архиерейские облачения, они что, стали бы епископами? Если нет нa священнике благодати Святого Духа и Апостольской преемственности, он сам идет и ведет свою паству к вечной гибели.

В. А.: — Но Филарет утверждает, что УПЦ-КП благодатная. Поскольку благодатной осталась и РПЦ в 1448 году, отошедшая от Вселенского патриарха и более ста лет им не признаваемая как самостоятельная.

Архиепископ Спиридон: — Это очередная ложь. Во-первых, думаю, что вы знаете, в каком состоянии находился Вселенский патриархат после завоевания турками-мусульманами. Во-вторых, Филарет тщательно скрывает, что, несмотря на непризнание за Москвой автокефалии, епископат РПЦ остался благодатным, а не расстриженным и лишенным священнического сана. А потому Апостольская преемственность сохранялась и сохраняется до сих пор. В любом конце света православный священник будет сослужить со священником УПЦ, а с филаретовцами — лишь после переосвящения. Их хиротонию не признают и католики.

В. А.: — Однако, судя по репортажам УТ, oтношения Филарета с восточными патриархами выглядели куда более теплыми.

Епископ Роман: — Как это делается на УТ, я, каюсь, сам был свидетелем и участником. Когда уезжал патриарх Мстислав и Филарет провожал его в аэропорту, то в новостях нужно было срочно показать теплый прощальный поцелуй Мстислава и Филарета. Я был под рукой, и меня попросили привезти на УТ кассеты. Там был Зиновий Кулик, и мы с ним искали моменты прощания. Я плохо разбираюсь в технике, но был удивлен, как умело командовал Кулик видеоинженерами: вправо-вправо, влево-влево, задержать, пока каким-то образом из двух кадров не получился один. Так был рожден прощальный поцелуй Мстислава.

В. А.: — В своем заявлении о выходе из УПЦ-КП вы утверждали, что против вас начата кампания произвола и угроз...

Епископ Софроний: — Шантаж стал особенно сильным перед избранием патриарха и на самом соборе. Они боялись, что Филарета не изберут патриархом. Накануне мы приехали к митрополиту Антонию (Масендичу), он сидел в кабинете бледный, как стена, и только повторял: «Что делать, что делать?» У него был советник Президента Украины Богдан Тернопильский и прямо сказал: если сорвешь собор, мы тебя убьем. А на самом соборе Зинченко, Червоний и Поровский угрожали епископам, что, если они будут голосовать против Филарета, они их сотрут в порошок. По регламенту каждый делегат имел право выступать лишь раз, но депутаты не отходили от микрофона. Червоний, например, выступал 22 раза. А когда выступали епископы, они им устраивали обструкцию, называя кагебистами, гомосексуалистами и прочими грязными словами.

В. А.: — А насколько реальными были эти угрозы?

Епископ Иоанн: — За два месяца до собора в машине митрополита Антония неизвестно кем были повреждены тормоза. И если бы водитель не сделал круг во дворе, авария была бы неминуема. Теперь, когда заволновались приходы и некоторые священники подают прошения о принятии их в лоно УПЦ, в Богуславском Николаевском мужском монастыре в ночь с 30 на 31 января исчез иеромонах Матфей, который вместе с настоятелем монастыря игуменом Викентием перешел в УПЦ. Его просто выкрали из кельи. Никто не знает его местопребывания. А со вторника на среду, поcле угроз по телефону и тоже ночью, неизвестные пытались ворваться в келью самого игумена. И только благодаря шуму, поднятому соседями, злоумышленники скрылись на «рафике».

Епископ Софроний: — Или возьмите случай, о котором недавно поведали «Вісті з України». В отдел внешнецерковных отношений, руководимый митрополитом Антонием, ворвалась группа захвата ОМОНа с автоматами, во главе с небезызвестной матушкой Варварой. Она приказала, чтобы их вывели из кабинета, поскольку решила, что Масендич хочет захватить здание на Пушкинской. И лишь после того, как священники предъявили документы, их оставили в покое.

В. А.: — А что, женщины — матушка Варвара и Евгения Петровна — играют по-прежнему влиятельную роль в киевском патриархате?

Епископ Софроний: — Это ужас! Надо видеть, как священники бегут к Евгении Петровне, целуют ручку и берут у нее благословение. А она благословляет священников! Я сам видел, как это делает священник Ярослав с Пушкинской. Какое это унижение!

В. А.: — А какой статус у Евгении Петровны в патриархате?

Епископ Софроний: — Да никакого! «Владычица киевская и всея Украины» — так ее называют священники.

Епископ Роман: — Вообще, о морали и христолюбии в киевском патриархате можно говорить очень долго. Понимаете, это не церковь. Вот депутаты, члены высшего совета — они миряне и должны брать благословение у епископов. Но куда там! Не делает этого и монахиня Варвара. Помню, когда приехал патриарх Мстислав, она у меня спрашивает: «А что этому старому хрычу здесь нужно?» В киевском патриархате все построено на унижении епископов и священников. На заседаниях сначала восседает Филарет, около него депутаты — Червоний, Поровский, Шевченко, Зинченко (Зинченко вообще приглашается на каждый собор, на каждый синод, на каждый прием и на каждый обед), а уж затем епископы. Когда Филарет выезжает, перед ним до самой машины расстилают ковровую дорожку, но стоит ему пройти, перед епископами ee демонстративно сворачивают. Могут захлопнуть перед носом дверь, а сплетни и оскорбления — общепринятая норма. В УПЦ-КП нет духовности, методы его работы — захватить, разогнать, выгнать. Кто знает облачения владыки Варфоломея (УПЦ), захваченные унсовцами, тот мог видеть их на одном из архиереев УПЦ-КП. Это же грех! И стратегия у этой организации одна: вот у УПЦ столько-то храмов и монастырей, а мы создали еще больше, на бумаге. А если проверить статистику патриархата, то и половины указанных приходов не наберется. В моей Харьковско-Полтавской епархии числится десятка два приходов, а служба ведется лишь в трех.

Епископ Иоанн: — Такая же ситуация и по другим областям. В Одесской области — два прихода, в Сумской — один, остальные же все на бумаге. В некоторых местах священники боятся, как бы люди не узнали об их принадлежности к УПЦ-КП, и за богослужениями поминают и патриарха Алексия и Владимира. Такие приходы есть в Иванковском районе, в Чернобыле.

В. А.: — Но вы уже начали пожинать плоды того, что стали на пути Филарета к патриаршеству?

Епископ Роман: — Да. Приехав в Харьков в свое епархиальное управление, я не смог туда попасть, сторож говорит, что я уже здесь «не работаю», и показывает указ, в котором говорится, что в связи с моим отпуском временно управляющим назначается архимандрит Макарий. Но я никакого отпуска не просил. А потому поехал искать правду в Киев. Зашел к патриарху, а он и говорит: не волнуйтесь, владыко, сейчас пойдем к Филарету и разберемся. Я говорю, что сам написал рапорт на Филарета и отдал его вам, и почему теперь я должен идти к Филарету разбираться? Мне стало плохо, они вызвали «скорую помощь», сделали инъекцию, хотели уложить в постель, но, придя в себя, я ушел и в тот же вечер написал заявление о выходе из УПЦ-КП. Аналогичные «мероприятия» Филарет проводит и с другими епископами. Приезжает архиерей на кафедру, а там уже получили телеграмму: такого-то епископа не принимать, а еще лучше — с треском выгнать. Это старые кагебистские штучки: расправляться с неугодными чужими руками.

Затем я встретил пресс-секретаря патриарха УПЦ-КП, он мне предложил отмежеваться от заявления, опубликованного в «Независимости»,— и вам, мол, все простят. Сейчас якобы к Филарету потянулись политические партии, поддержка депутатско-президентского корпуса непоколебима, и за УПЦ-КП — будущее. Но я уже в эти игры не играю. Я не хочу заботиться о привлечении казачества, массовости. Я хочу служить в храме, куда приходят люди не утверждать что-то и не бороться против кого-то, а молиться. И делать это по велению сердца.

Архиепископ Спиридон: — Я полагаю, что вы понимаете, почему мы желаем лучше служить в канонической Церкви пономарем, чем считаться епископом УПЦ-КП. Мы устали жить во лжи и вводить в обман православных. Мы возвращаемся в законную каноническую Православную Церковь, которая ведет к Богу и спасению. Мы украинцы, патриоты своей державы, и нам небезразлично, что делают с украинским православием политиканы.

В. А.: — Но вы понимаете, что Филарет не простит вам обращения к прессе и выкинет против вас не одну тонну компромата?

Епископ Роман: — Я с первых дней в киевском патриархате. Никогда не собирал сплетен, но знаю многое и о многих. Некоторым деятелям УПЦ-КП, полагаю, надо не только молчать, а положить крест на престол и уйти. Это я бы посоветовал сделать, прежде всего, самому Филарету.

Беседу вел В.Анисимов.

«Независимость», 9 февраля 1994 г.

Заявление епископов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

Мы, митрополит Переяславский и Сичеславский Антоний, архиепископ Винницкий и Брацлавский Спиридон, епископ Житомирский и Овручский Софроний, епископ Харьковский и Полтавский Роман, епископ Ягоринский Иоанн, заявляем о своем выходе из Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Этот выход мы мотивируем тем, что УПЦ-КП является церковью неканонической и неблагодатной, которая не руководствуется канонами Православной Церкви.

Еще с момента возрождения УАПЦ митрополит Иоанн (Боднарчук) утверждал, что эта церковь является канонической, и все хиротонии епископов — законны. Но впоследствии эти его утверждения стали сомнительными, так как до этого времени неизвестно, кем именно был рукоположен архиепископ Василий (Боднарчук). Эти сомнения подтвердились и после писем митрополита Иоанна в Московскую Патриархию и статьями, опубликованными в прессе. Он прямо говорил, что епископат УАПЦ — неблагодатен.

После объединения УАПЦ и части УПЦ во главе с Филаретом (Денисенко) наши сомнения немного развеялись, так как последний утверждал, что вскоре Киевский Патриархат будет признан. Но после поездки в Константинополь в июле 1992 года Филарет резко изменил ориентацию, говоря, что путь признания может затянуться на длительное время. Это обусловлено тем, что Филарета, лишенного сана, не признает весь православный мир. И пока он будет находиться в числе епископата, в диалог с УПЦ-КП никто вступать не будет. Это подтвердил и предстоятель Грузинской Православной Церкви во время визита к нему делегации УПЦ-КП во главе с митрополитом Антонием. Но несмотря ни на что, Филарет постепенно узурпировал власть Церкви, прилагая все усилия к тому,чтобы стать Патриархом.

Во время проведения Всеукраинского Православного Собора в Киеве нам стало известно — наши хиротонии недействительны, что до сего времени от нас тщательно скрывалось. Это снова вызвало у нас глубокие сомнения относительно благодатности церкви.

После Собора власть Филарета еще больше ужесточилась. Он и вовсе стал пренебрегать епископатом УАПЦ, попирая каноны церкви, заботясь только о своем кресле. Например, как может человек с высшим духовным образованием, хорошо знающий каноны Церкви, не знать о том, что на одной кафедре не могут быть два епископа с одинаковыми титулами, настаивая на том, чтобы за ними сохранился титул Митрополита Киевского в то время, когда Патриарх носит этот же титул?

Унижая новоизбранного Патриарха, на Соборе Филарет заявил, что без него Киевский Патриархат не может существовать. Неуважение к Патриарху проявляется еще и в том, что никогда Филарет не идет на прием к нему, а вызывает Патриарха к себе в кабинет.

Последние события, произошедшие в Церкви, тоже вызвали у нас тревогу и возмущение. В отсутствие митрополита Антония, управляющего делами Киевской патриархии, по приказу Филарета было учинено вооруженное нападение на его кабинет. Когда митрополит Антоний с благословления Патриарха поехал на лечение, были сделаны провокационные заявления о том, что митрополит удрал в Московский Патриархат и получил Саратовскую кафедру. Резиденция митрополита Антония была незаконно захвачена, а сам митрополит обвиняeтся в разворовывании епархиального имущeства и средств. Но кроме личных вещей, митрополит Антоний, уезжая, ничего не брал. Тем более, на счету Киевской епархии и по сегодняшний день насчитывается 1000 миллионов карбованцев. О каком же разграблении может идти речь? Оценивая последние события, митрополит Антоний действительно обратился к Патриарху Московскому, зная, что все действия относительно его не случайны.

В Житомирской, Харьковской, Винницкой и других епархиях относительно архиереев, по указанию Филарета, тоже были произвол, шантаж, запугивание, угрозы.

В своих последних интервью Филарет упирает на то, что идет очищение церкви от архиереев, моральное состояние и порядочность которых его не удовлетворяет. Но о какой морали и порядочности может говорить человек, за аморальную жизнь лишенный сана Церковью, которой он служил, пренебрегающий мнением иерархов православного мира и не уважающий каноны Церкви, использующий их так, как это выгодно ему?

Основа каждого государства — закон, и долг каждого его гражданина — твердо придерживаться этого закона. Тем более нарушения канонов Церкви недопустимы в православии. Видя, как эти каноны попираются Филаретом и его сторонниками, мы окончательно решили выйти из УПЦ-КП. Это ни в коей мере не означает, что мы — предатели национальной Церкви, как нас теперь кое-кто называет. Мы — патриоты нашего независимого государства и стремимся к независимой Украинской Церкви. Влившись в законную Церковь, своими молитвами и посильным трудом мы стремимся ускорить предоставление независимости нашей Украинской Православной Церкви.

Дорогие отцы, братья и сестры! Присмотритесь внимательно, каким путем вы идете. Этот путь не является спасительным. С болью в сердце обращаемся к вам и молим не дать себя обмануть. Филарет и его сторонники, используя национальные чувства верующих, занимаясь политиканством, ведут вас к вечной гибели. Вы же должны понять, что в независимом государстве, признанном всем миром, должна быть законная Украинская Православная Церковь, которую признают все Православные Церкви мира. Поэтому мы призываем вас избрать верный путь, ведущий ко Христу и Его благодати.

Пусть благословит вас Господь!

Митрополит Антоний (Масендич)

Архиепископ Спиридон (Бабский)

Епископ Софроний (Власов)

Епископ Роман (Попенко)

Епископ Иоанн (Сиопко)

«Независимость», 5 января 1994 года.

Заявление епископов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

Мы, митрополит Переяславский и Сичеславский Антоний, архиепископ Винницкий и Брацлавский Спиридон, епископ Житомирский и Овручский Софроний, епископ Харьковский и Полтавский Роман, епископ Ягоринский Иоанн, заявляем о своем выходе из Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Этот выход мы мотивируем тем, что УПЦ-КП является церковью неканонической и неблагодатной, которая не руководствуется канонами Православной Церкви.

Еще с момента возрождения УАПЦ митрополит Иоанн (Боднарчук) утверждал, что эта церковь является канонической, и все хиротонии епископов — законны. Но впоследствии эти его утверждения стали сомнительными, так как до этого времени неизвестно, кем именно был рукоположен архиепископ Василий (Боднарчук). Эти сомнения подтвердились и после писем митрополита Иоанна в Московскую Патриархию и статьями, опубликованными в прессе. Он прямо говорил, что епископат УАПЦ — неблагодатен.

После объединения УАПЦ и части УПЦ во главе с Филаретом (Денисенко) наши сомнения немного развеялись, так как последний утверждал, что вскоре Киевский Патриархат будет признан. Но после поездки в Константинополь в июле 1992 года Филарет резко изменил ориентацию, говоря, что путь признания может затянуться на длительное время. Это обусловлено тем, что Филарета, лишенного сана, не признает весь православный мир. И пока он будет находиться в числе епископата, в диалог с УПЦ-КП никто вступать не будет. Это подтвердил и предстоятель Грузинской Православной Церкви во время визита к нему делегации УПЦ-КП во главе с митрополитом Антонием. Но несмотря ни на что, Филарет постепенно узурпировал власть Церкви, прилагая все усилия к тому,чтобы стать Патриархом.

Во время проведения Всеукраинского Православного Собора в Киеве нам стало известно — наши хиротонии недействительны, что до сего времени от нас тщательно скрывалось. Это снова вызвало у нас глубокие сомнения относительно благодатности церкви.

После Собора власть Филарета еще больше ужесточилась. Он и вовсе стал пренебрегать епископатом УАПЦ, попирая каноны церкви, заботясь только о своем кресле. Например, как может человек с высшим духовным образованием, хорошо знающий каноны Церкви, не знать о том, что на одной кафедре не могут быть два епископа с одинаковыми титулами, настаивая на том, чтобы за ними сохранился титул Митрополита Киевского в то время, когда Патриарх носит этот же титул?

Унижая новоизбранного Патриарха, на Соборе Филарет заявил, что без него Киевский Патриархат не может существовать. Неуважение к Патриарху проявляется еще и в том, что никогда Филарет не идет на прием к нему, а вызывает Патриарха к себе в кабинет.

Последние события, произошедшие в Церкви, тоже вызвали у нас тревогу и возмущение. В отсутствие митрополита Антония, управляющего делами Киевской патриархии, по приказу Филарета было учинено вооруженное нападение на его кабинет. Когда митрополит Антоний с благословления Патриарха поехал на лечение, были сделаны провокационные заявления о том, что митрополит удрал в Московский Патриархат и получил Саратовскую кафедру. Резиденция митрополита Антония была незаконно захвачена, а сам митрополит обвиняeтся в разворовывании епархиального имущeства и средств. Но кроме личных вещей, митрополит Антоний, уезжая, ничего не брал. Тем более, на счету Киевской епархии и по сегодняшний день насчитывается 1000 миллионов карбованцев. О каком же разграблении может идти речь? Оценивая последние события, митрополит Антоний действительно обратился к Патриарху Московскому, зная, что все действия относительно его не случайны.

В Житомирской, Харьковской, Винницкой и других епархиях относительно архиереев, по указанию Филарета, тоже были произвол, шантаж, запугивание, угрозы.

В своих последних интервью Филарет упирает на то, что идет очищение церкви от архиереев, моральное состояние и порядочность которых его не удовлетворяет. Но о какой морали и порядочности может говорить человек, за аморальную жизнь лишенный сана Церковью, которой он служил, пренебрегающий мнением иерархов православного мира и не уважающий каноны Церкви, использующий их так, как это выгодно ему?

Основа каждого государства — закон, и долг каждого его гражданина — твердо придерживаться этого закона. Тем более нарушения канонов Церкви недопустимы в православии. Видя, как эти каноны попираются Филаретом и его сторонниками, мы окончательно решили выйти из УПЦ-КП. Это ни в коей мере не означает, что мы — предатели национальной Церкви, как нас теперь кое-кто называет. Мы — патриоты нашего независимого государства и стремимся к независимой Украинской Церкви. Влившись в законную Церковь, своими молитвами и посильным трудом мы стремимся ускорить предоставление независимости нашей Украинской Православной Церкви.

Дорогие отцы, братья и сестры! Присмотритесь внимательно, каким путем вы идете. Этот путь не является спасительным. С болью в сердце обращаемся к вам и молим не дать себя обмануть. Филарет и его сторонники, используя национальные чувства верующих, занимаясь политиканством, ведут вас к вечной гибели. Вы же должны понять, что в независимом государстве, признанном всем миром, должна быть законная Украинская Православная Церковь, которую признают все Православные Церкви мира. Поэтому мы призываем вас избрать верный путь, ведущий ко Христу и Его благодати.

Пусть благословит вас Господь!

Митрополит Антоний (Масендич)

Архиепископ Спиридон (Бабский)

Епископ Софроний (Власов)

Епископ Роман (Попенко)

Епископ Иоанн (Сиопко)

«Независимость», 5 января 1994 года.

Раскаяние митрополита Антония

Митрополиту Переяславскому и Сичеславскому УПЦ-КП Антонию (Масендичу) не позавидуешь. Полтора года тому, будучи правой рукой патриарха УАПЦ Мстислава, он без ведома руководителя своей церкви принял участие в санкционированной царствующей номенклатурой афере — пресловутом объединении православных церквей в Украине — и все это время стойко отражал нападки на кровное детище — УПЦ-Киевский патриархат и расстриженного в монахи Филарета, спасенного от политического небытия. Как и следовало ожидать, результаты объединения плачeвны. Вместо двух православных церквей в Украине их стало три. Народ в «объединенную» церковь (УПЦ-КП) не пошел. Умер патриарх УАПЦ Мстислав, униженный государственными чиновниками и преданный бывшими соратниками. Под репрессии властей попала и сама автокефальная церковь, которую упразднили без ее ведома. Началось шельмование в президентско-филаретовских средствах массовой информации и на УТ исторической Православной Церкви Украины — УПЦ Владимира (Сабодана), поиск «зрадникiв», непатриотов и «агентов Москвы». Невиданные дoселе штурмы православных храмов казачками и унсовцами пошатнули и без того хрупкий гражданский мир в Украине. Словом, политика Л. Кравчука и его команды на религиозном поприще привела к кризису украинского Православия и его расколу. Уставшие от лжи и несмирившиеся с отведенной им ролью марионеток, стали покидать УПЦ-КП ее епископы (таковых уже более десятка). Наконец, ушел и один из основателей Киевского патриархата, управляющий делами этой церкви митрополит Антоний (Масендич).

— Владыко, вы один из отцов-основателей УПЦ-КП. Вокруг объединения церкви, которое до сих пор многие, в том числе и Генпрокуратура Украины, считают незаконным, ходит много нелицеприятных слухов...

— Не буду скрывать: мой уход в свое время из Русской Православной Церкви был продиктован патриотическими стремлениями. Передачи радиостанций «Свобода» и «Голос Америки» подвигали меня к тому, чтобы я уехал в Украину. Вы знаете мою деятельность того периода. Я пришел к Боднарчуку, тогда митрополиту Иоанну (УАПЦ). Конечно, у меня было желание, чтобы Православная Церковь в Украине стала независимой. У Боднарчука меня убедили, что епископские хиротонии его организации — канонические (по этому поводу я обращался к митрополиту Андрею и теперешнему филаретовскому епископу Даниилу). Придя в УАПЦ, я понимал, что нашей церкви придется побыть в изоляции, но не сомневался: со временем Московский Патриархат даст автокефалию УПЦ, и в Украине будет единая Православная Церковь в союзе с Русской и другими Поместными Церквами мирового православия. Кто же мог предполагать, что я стану врагом тем каноническим священникам, с которыми служил десять лет, а они моими врагами? Это впоследствии стало моей постоянной болью.

Благодаря патриарху Мстиславу мне удалось очень высоко подняться по иерархической лестнице в УАПЦ. Кстати, я не собирался ехать в Киев, но патриарх сам меня сюда направил.

— Вы стали вторым человеком в УАПЦ и, по сути, руководили этой церковью в Украине?

— Да. Я полагал, что смогу использовать свое высокое положение, дабы сблизиться с законной Православной Церковью и искать пути, коими УАПЦ приобретет канонический статус. И все шло к тому. Но на пути стоял митрополит Филарет. Он тогда был предстоятелем УПЦ, и вы знаете его резкие высказывания против автокефалии.

Я находился с визитом в Харькове, когда поступило сообщение, что Филарет подал в отставку. Это, конечно, было радостным событием, я позвонил в Совет по делам религий и спросил: пора уже поздравлять митрополита Владимира (Сабодана)? Предполагалось, что именно он, обладающий большим авторитетом в Православии, возглавит Украинскую Церковь. Однако мне сказали: пока воздержитесь.

Тем временем Филарет, дав обещание уйти в отставку, по возвращении в Киев резко измени свой курс. Вдобавок до меня стали доходить слухи, что епископ нашей церкви Владимир (Романюк) стал появляться у Филарета. Романюк говорил мне, что обсуждал с Филаретом вопросы сближения позиций наших церквей. Однако об объединении с Филаретом речи не шло, поскольку я знал его, еще будучи клириком РПЦ, членом Поместного Собора, избравшего Патриарха Русской Православной Церкви — Алексия II, и никаких иллюзий в отношении Филарета не имел.

Однако события стали стремительно развиваться. УАПЦ как раз готовилась праздновать вторую годовщину собора, избравшего патриарха Мстислава. Патриарх, благословив его проведение, не смог прибыть. На соборе мне были даны полномочия (из-за отсутствия патриарха) принимать решения по своему усмотрению после телефонных консультаций с Мстиславом. Затем неожиданно мне позвонила референт Филарета и передала просьбу о встрече. Я приехал. Филарет был в страшном испуге, поскольку священники УПЦ уже приходили принимать резиденцию предстоятеля УПЦ на Пушкинской (этому тогда воспрепятствовали УНСО и милиция — В. А.). Я сказал Филарету: «Если вы не уйдете, вас накажут, лишат сана». Он отмахнулся: они не посмеют этого сделать — поскольку якобы за ним стоят церковь и многие архиеpеи. Затем Киев торжественно встречал нового Предстоятеля УПЦ Владимира (Сабодана). Первая его служба была в Киево-Печерской Лавре, и я, конечно, пошел на всенощную. Но какой-то монах узнал меня и набросился: «Ты раскольник, и нечего тебе здесь делать». Меня это очень задело... После службы я заехал во Владимирский собор. Он был закрыт (филаретовцы боялись, что верующие отдадут его законной церкви — УПЦ. — В. А.) но служба шла. Меня встретили, на удивление, радостно. А тут еще филаретовский епископ Спиридон объявил: вот, мол, москали все захватили, а посему у нас будет объединение с автокефальной церковью, которая пришла нам на помощь. Я ничего не понял. Знал, что УНСО встало на защиту Филарета, но не понимал, причем здесь УАПЦ. Спиридон сообщил, что уже назначен объединительный собор, и мы будем вместе. Я сказал: «Владыко, о чем вообще идет речь, о каком объединении? Я — митрополит, управляющий делами УАПЦ, и ничего не знаю». Спиридон ответил, что Владимир (Романюк) уже обо всем с Филаретом договорился. Но кто такой Романюк? Он всего лишь викарный епископ и не имеет права ни с кем договариваться. Вечером ко мне на Трехсвятительскую опять приехaл Спиридон, уговаривал встретиться с Филаретом. Я сдался на просьбы...

Филарет был взволнован. Я посочувствовал: дескать, жалко расставаться с деньгами, зданием Экзархата, Владимирским собором. А он сразу к делу: «Если перечислю на ваши счета деньги Украинской Православной Церкви, где гарантия, что вы у меня их не заберете?» (по некоторым сведениям — 4 миллиарда крб.— В. А.).

Разумеется, я всю ночь не спал, пытался связаться с патриархом Мстиславом, чтобы узнать, как себя вести и что делать? Но ни в канцелярию, ни домой дозвониться не смог. Утром, представив, каковы могут быть последствия этой акции, я уехал из города, решив ничего без патриарха не предпринимать. Однако уклониться уже не удалось. Ко мне в кабинет на Трехсвятительскую явилась делегация: Павлычко, Червоний, Поровский, Скорик, Тернопольский и т. д. Они сразу объявили: вам дано задание созвать объединительный собор УАПЦ. Вы знаете, какие события происходят,— надо действовать немедленно. Я упорствовал: мол, не имею права этого делать. «Вы обязаны, это распоряжение Президента Украины», — был ответ.

— Вы хотите сказать, что инициатором аферы по спасению Филарета и присвоенных им пожертвований украинского Православия был Леонид Кравчук?

— У меня как раз на этот счет очень большие сомнения. Они, видимо, просто использовали его имя. Ведь знали, что я не подниму трубку и не позвоню: Леонид Макарович, правда ли? Конечно, депутаты утверждали, что все высшие чиновники, выступающие против Филарета, будут смещены со своих должностей. Действительно, вскоре «пали» Колесник (его место занял филаретовец Зинченко), Пилипенко (год спустя эта участь постигла и опротестовавшего объединительный собор Генерального прокурора Шишкина— В. А.). Кроме того, депутаты обещали, что Президент отдаст нам Софию Киевскую и все остальное, если мы примем Филарета. Конечно, Кравчука и Филарета связывает 30-летняя совместная работа на идеологическом поприще, говорят, что у них и дачи по соседству (я, впрочем, никогда не удостаивался чести быть в их компании и участвовать в их доверительных разговорах). И все-таки не думаю, что у Президента однозначное отношение к УПЦ-КП. На объединение я согласился еще и потому, что депутаты заверяли: Филарет пробудет в руководстве лишь три-четыре месяца, затем его «уберут на покой». Ведь объединиться с лишенным сана и изобличенным в прессе даже собственными детьми — это позор. Сам Филарет говорил, что не будет претендовать на власть в церкви, а значит, перед нами открывались возможности переговоров и объединения с канонической Православной Церковью Украины.

— Вас не удивило, что среди депутатов-искусителей половина греко-католики? Какое они имеют отношение к Православию? Почему они, скажем, не добиваются объединения своей церкви с римо-католической и независимости от Римского патриархата?

— Меня это, конечно, насторожило. Я заявил, что должен посоветоваться с патриархом Мстиславом (ведь он не переносит Филарета). Однако Павлычко отрезал, что это вообще не моя забота: мол, из резиденции Президента проще созвониться с патриархом и все уладить. Что мне оставалось делать? Я обещал депутатам сообщить все епископам и посоветоваться. Нет, настаивали они. Сейчас же идем к Филарету согласовывать условия объединения и так далее. Пришлось поехать. Pазговор у Филарета свелся к одному: все в опасности. Митрополит Владимир (Сабодан) собирает в Лавре собор, после которого все имущество перейдет к УПЦ. А потому мы обязаны опередить их. Я удивился: «Ведь осталось три дня. Кто же за это время успеет подготовить собор?» — «Созывайте немедленно на четверг, а в пятницу уже совместное богослужение в Софии»,— таков был ответ.

Ночью я опять пытался связаться с патриархом и даже отправил ему факс, но ответа не было. Затем созвонился с владыкой Андреем Ивано-Франковским (руководителем крупнейшей епархии УАПЦ). Рассказал, что нам обещают Софию и прочее, просил совета. Если бы Андрей не поддержал, то я бы не рискнул созвать архиереев. Но он сказал, что патриарх за океаном, а нам, видимо, надо прислушаться к тому, что говорят депутаты. Я обзвонил епископов, вызвал немедленно в Киев. Однако о цели не сообщил.

Они съехались в четверг утром (за исключением Петра Львовского — он болел — и Василия Тернопольского). Прибыли и депутаты: кроме уже знакомой компании, пришел Зинченко, а также Виктор Бурлаков из Руха, который сейчас возглавляет что-то в СБУ (генерал, начальник управления «Т», затем зампред Службы безопасности Украины — В.А.). Я проинформировал епископов, но тут вдруг поднимается Андрей Ивано-Франковский и без обиняков заявляет, что ни на какое объединение не пойдет. На «бунтовщика», конечно, сразу набросились Лариса Скорик, Романюк: ты, мол, предатель, «зрадник», агент Москвы и т. д. Но угрозы не подействовали: трое епископов — Андрей, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) — тут же покинули собор. Болевшего Петра Львовского представлял Владимир Ярема. Он пошел на собор, хотя очень скандалил с Червонием. Если бы не давление депутатов (а они тогда еще были в авторитете), ни я, ни епископы на объединение ни за что не пошли бы. К тому же Филарет утверждал, что его поддержат епископы УПЦ. Но из двадцати архиереев так никто за Филаретом и не пошел.

На второй день собора мы должны были служить в Софии. И Филарет вдруг заявил: я с епископами УАПЦ служить не могу. Это с теми, кто принял его и спас! Тогда мне пришлось пригрозить, что не только уйду, но и сообщу, кто он есть на самом деле — обыкновенный монах. Кстати, вы знаете, Филарет до сих пор не вышел из юрисдикции Московской Патриархии. Это, я думаю, какая-то очередная его хитрость, и за этим что-то кроется.

Тогда депутаты нажали уже на Филарета. Тот хорохорился: дескать, будет звонить Президенту, но все же согласился служить сначала молебен, а затем и литургию. Вот так и проходило пресловутое объединение. Оно, разумеется, не было легитимным. Если смотреть строго по уставу и канонам, наш собор был незаконным. Не к объединению привел он, а к еще большему расколу. И виной тому — Филарет и депутаты. Если бы не они, мы бы давно нашли общий язык и с Митрополитом Владимиром (Сабоданом), и с мировым Православием. Я всегда с большим уважением относился и к УАПЦ, и к Владимиру Яреме (нынешнему патриарху УАПЦ Димитрию — В. А.). Православные потеряли бы все храмы в Западной Украине, если бы не УАПЦ, благодаря которой Православие сохранилось на той земле.

— Но на соборе патриархом УПЦ-КП «решили считать» Мстислава, а Филарета — его заместителем. Какие отношения были между ними?

— Да никаких. Вы же понимаете, для чего это было сделано. Патриарх Филарета не переносил. Я чувствую большую вину перед Мстиславом, который сделал для меня очень много добра, хотя я действовал не по своей воле... Конечно, мне бы тогда не бояться — пойти на бойкот. Но как можно было выступить против, как утверждали депутаты, воли Президента? Приехав с Филаретом из Константинополя, мы должны были пойти к Мстиславу. Ведь патриарху депутаты предъявили ультиматум: либо принимаешь Филарета, либо остаешься в полной изоляции. Мстислав остановился тогда в гостинице «Жовтнева» и сразу же спросил, где Антоний. Я, конечно, боялся к нему идти, но пошел. Все объяснил, сказал о задании Президента, он отвечал: это несколько просветляет картину, но все равно ты достоин наказания. Я упрашивал принять Филарета, раз уж так получилось — он наотрез отказался. Червоний, Поровский, Скорик ходили к нему с тем же — бесполезно. Наконец, Мстислав смягчился: мол, он не против объединения, но для чего ему этот «заступник», над которым люди смеются во всем мире. Лишь перед отъездом Мстислава вынудили принять Филарета: наедине проговорили минут пятнадцать. А уезжая, патриарх попросил, чтобы его провожали без Филарета. Но Филарет все равно поехал в Борисполь. Так что их встречи всегда были вынужденными. Мстиславу просто некуда было деваться, хотя он не терпел ни Филарета, ни Романюка.

— Но почему и Романюка?

— Не знаю, может быть, из-за недостойного поведения Романюка в заключении, о чем были публикации, или сказывалась неприязнь, возникшая в Амеpике. Однажды патриарх похлопал меня по плечу и сказал: «Если вы хотите быть моим другом, то о Романюке мне больше не напоминайте». Вообще, Романюк находится под каким-то гипнозом Филарета, даже теперь, будучи уже патриархом, слепо делает все, что тот ему приказывает.

— Но почему местоблюстителем, а затем патриархом избрали именно его?

— Когда умер Мстислав, вдруг выяснилось, что Филарет не прочь занять его место. Против этого, как мне показалось, не возражал и Зинченко. А потому мне пришлось напрямую заявить «замаранному» претенденту: вы не можете быть местоблюстителем, поскольку Западная Украина сразу же от нас отколется. Ведь верующие лишь терпят его в епископате, но отнюдь не считают его руководителем. Филарет никогда не ездит ни во Львов, ни в Тернополь. Избрание Романюка — это был единственный выход из положения, чтобы сохранить единство УПЦ-КП. Тем не менее, на соборе депутаты предприняли мощную попытку протащить в патриархи кандидатуру Филарета. За него горой стояли Червоний, Поровский, Скорик и т. д. Не хочу обелять атеистический режим, уполномоченных и так далее, но скажу откровенно: даже коммунисты так не вмешивались во внутренние дела церкви, не оказывали на нее такого давления. На соборе Червоний встал у одного микрофона, Поровский — у другого и, как на сессии парламента, начали перекрестный огонь. Только демарш бывших епископов УАПЦ (мы вышли из зала) не позволил им протолкнуть в патриархи Филарета. Тогда они решили расправиться на соборе со мной. Лишь заступничество Ромнюка, только что избранного патриархом (он пригрозил передать нардепам свой патриарший куколь), укротило их рвение. Впрочем, может быть, сыграл свою роль и звонок Жулинского, который сказал, чтобы все — и Романюк, и я — остались на своих местах.

— Можно ли признать нормальным положение вещей, когда депутаты руководят церковью, от Президента звонят и указывают, кого на каких местах оставлять?

— У нас в Украине это нормально. Вмешательство внецерковных сил в дела церкви перешло уже всякие границы. Депутаты, Зинченко — постоянные гости Филарета, сидят на священных синодах и, по сути, руководят церковью, командуют архиереями. Зинченко даже распорядился, чтобы, скажем, архиепископа Спиридона убрали из Винницы. Филарета поддерживают и «силовые структуры»: он друг Недригайло, еще больший — Бориса Табачека, настоятеля Владимирского собора. Милиция совместно с филаретовцами предпринимает акции типа штурма Киево-Печерской Лавры.

Вообще, беда христианства в Украине заключается в том, что разные политические силы присосались к церкви и каждая пытается использовать ее влияние на людей в своих целях. Церковь не смогла вовремя от них отмежеваться. В итоге УАПЦ имеет своих политиков, УПЦ-КП поддерживает своих. Это беда. Если бы все конфессии собрались и сказали: хватит, пусть политики занимаются политикой, а у церкви свое предназначение — идти в больницы, школы, тюрьмы, богaдельни, детские дома,— тогда бы церковь не разрывали на части, и позиции ныне конфликтующих сторон сблизились бы. Поэтому я и ушел из УПЦ-КП: не хочу быть ширмой, за которой наживается чей-то политический капитал. В свое время я подписывал какую-то бумагу за Левка Лукьяненко. Теперь УПЦ-КП нужна прежде всего Червонию, Скорик, Поровскому, Зинченко и т. д.

— Вы говорите очень жестокие вещи. Согласитесь, вера — дело интимное. А лезть в души людей, спровоцировать раскол православных ради какого-то «политического капитала» — это уж слишком цинично.

— Увидите, они будут вновь выдвигаться по округам, где захвачены храмы, где у УПЦ-КП есть поддержка среди населения. Вот Богдан Тернопильский, насколько мне известно, выдвигается по Тернопольской области... Почему, скажем, Червоний, Поровский не едут в Восточную Украину? Ведь Поровский много работал в Крыму по его украинизации. Почему бы ему там не выдвинуться? Они лгут даже своим избирателям. Червоний, например, знает, что Ривненщина не поддерживает Филарета. И после собoра, приехав в Ривне, в глаза верующим заявляет: вы знаете, я на соборе голосовал за Романюка, а владыка Ривненский Роман поддержал Филарета. Это чтобы дискредитировать архиерея в глaзах людей. Хотя я свидетельствую: все было наоборот — на кандидатуре Филарета настаивал как раз Червоний. Трагедия наша заключается в том, что к церкви примкнули нецерковные люди. Больше-то им деваться некуда. И Поровский, и Чeрвоний — бывшие комсомольские работники, Зинченко, насколько мне известно, вообще на выборах проходил по демплатформе КПСС в Винницкой области. Ситуация изменилась, что же им делать? Они мудро решили — идти в церковь. И если бы они пришли в церковь с чистыми чувствами, с покаянием, это было бы замечательно. Но они пришли для того, чтобы опять властвовать и навязывать церкви свою неразумную политику. Я не уверен, что кто-либо из них вообще читал Библию. А священникам нардепы отвели неблагодарную роль: эксплуатируя патриотические чувства верующих, создавать шустрым парламентариям подспорье для выборов. А потому убежден: оставаться в этой церкви, лгать верующим — великий грех. Филарет получает гуманитарную помощь от бывшей армии ГДР, обувает и одевает казачков Червония, те штурмуют для Филарета храмы — вот вам пример взаимной поддержки. Недаром Поровский как-то польстил всесильному Филарету: дескать, как я вас раньше ненавидел! Но теперь готов стать перед вами на колени.

— А как ж патриарх УПЦ-КП Владимир (Романюк)?

— С нашим уходом у него уже нет поддержки среди епископов. И Филарет правит бал. По непроверенным пока сведениям, он делает все, чтобы Романюк спился.

— Но ведь не секрет, что, еще будучи епископом, Романюк любил закладывать за воротничок?

— Увы. Но после событий в Луцке у него был сердечный приступ, и он ограничил употребление спиртного. Я почему-то убежден, что Романюк уйдет. Я уважаю его как человека, который преследовался, и думаю, что он не захочет долго плясать под филаретовскую дудку.

— А почему Романюка так поддерживает УНСО?

— Честно признаться, не знаю, хотя Романюк действительно имеет на них большое влияние.

— Но вы ведь тоже участвовали в захватах храмов, например, в Тернополе?

— В событиях в Тернополе, даю слово, я не виновен. Я беседовал с епископами и священниками в церкви, когда Червоний дал команду казакам захватить дом епископа УПЦ Сергия. Сначала он выступил перед священниками с предложением организовать тернопольское казачество и объявить сбор средств для этих целей. Затем явился к Сергию, где были бухгалтер, сторож и прислуживающие женщины. Что-то сказал им — его, видать, обидели. Тогда казаки вступились за своего атамана. Силы были неравные, и после небольшой схватки казаки всех выбросили за ворота. Червоний еще послал нарочного к автокефальным священникам: мол, идите на подмогу, мы для вас дом отбиваем. Я сразу хотел уехать оттуда, но мою машину блокировали. Думаю, это была спланированная Червонием против меня провокация, чтобы представить меня как террориста: мол, где появляется Антоний, там непременно побоище. На следующий день здание УПЦ вернули.

— А сколько приходов сейчас в УПЦ-КП в Украине?

— Полторы тысячи. Это организация влиятельная лишь в Западной Украине. Если из УПЦ-КП выйдет Киевская епархия, которая насчитывает сто действующих приходов (еще сто на бумаге), то филаретовской церкви просто не будет. Я считаю, что дом на песке долго не устоит. Фальшь и ложь все равно откроются. Эта церковь неминуемо распадется.

— А почему вы не вернулись в УАПЦ или не пошли в УПЦ, как другие епископы?

— Я учился в семинарии Русской Православной Церкви, служил священником в ней десять лет... Я вернулся в каноническую Церковь, подальше от Филарета, его интриг и провокаций. Считаю, что Украина будет иметь свою автокефальную каноническую Православную Церковь, и таковой будет УПЦ митрополита Владимира (Сабодана). Церковь должна быть с народом, и если народ высказался за независимость, то к независимости должна идти и его Церковь.

Василий Анисимов.

«Независимость», 2 марта 1994 г.

Зречення Мстислава від филаретівського патріархату


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: