Католический вызов украинскому Православию

После распада СССР Ватикан, в полном соответствии с западными планами создания нового мирового порядка, резко усилил духовный натиск на Восток. Причем папский престол сыграл далеко не последнюю роль в развале содружества социалистических стран, а потом и Советского Союза.

Ватикан, как известно, всегда видел в Советском Союзе своего главного врага, а в коммунизме — своего основного конкурента. Борьба Ватикана против стран социализма особенно активизировалась после того, как престол святого Петра в Риме занял нынешний Папа Иоанн Павел II. Воспитанный в духе агрессивной устремленности на Восток, свойственной польской католической церкви, Иоанн Павел II приложил огромные усилия для расширения позиций католицизма в советских республиках, прежде всего — в Украине.

В своей борьбе против СССР Ватикан тесно сотрудничал с политическими лидерами Запада, особенно с США. Например, еще в июле 1982 г. в Ватикане состоялась встреча Иоанна Павла II с тогдашним президентом США Р. Рейганом, на которой, по словам американского публициста К. Бернстайна, два лидера «условились способствовать начавшемуся распаду коммунистической империи».

Плацдармом для отработки методов реализации выработанной стратегии была избрана родина Понтифика — Польша, где Ватикан развернул бурную деятельность по поддержке антисоциалистического движения. Визит Иоанна Павла II в эту страну в 1979 г. неслучайно лидеры «Солидарности» рассматривают как день рождения этого профсоюза и начало организованной борьбы против социализма. А после крушения социализма в Польше католическая церковь стала здесь главным духовным авторитетом, заняла господствующие духовно-идеологические позиции в польском обществе.

После распада СССР католицизм стал претендовать на доминирующее положение и в новых независимых государствах, в первую очередь — в Украине, что не может не вызывать беспокойства и тревоги у всех приверженцев православия.

И эта обеспокоенность вполне обоснована. Ведь римско-католическая церковь сегодня представляет собой мощную, предельно централизованную, жестко иерархичную мировую организацию. По существу, это невидимая империя, негласная сверхдержава с огромными политическими и финансовыми возможностями, подчиненными достижению сформулированной много веков назад стратегической цели — установлению мирового духовного господства католицизма. Духовный экспансионизм был и остается главным содержанием всей деятельности папского престола, это сама сущность католицизма.

Именно этим и объясняется необычайно возросшая в последние годы внешнеполитическая активность Ватикана и, в частности, состоявшийся летом 2001 года визит Папы Иоанна Павла II в Украину. При этом нельзя не заметить, что в последнее время Папа особенно часто посещает страны, традиционно принадлежащие к православному ареалу, и особенно — бывшие советские республики. Нет сомнений: римский престол пытается прибрать к рукам огромные духовные пространства, оставшиеся, как ему кажется, «бесхозными» после распада Советского Союза.

В Ватикане прекрасно понимают, что бывшие советские республики — Беларусь, Россию, Украину — населяют преимущественно православные, причем даже атеисты здесь являются, по существу, вневероисповедными православными: не посещая церковь, они ментально привержены православным идеалам, воспитаны на основе православной традиции. Они самым тесным образом связаны с той культурой, в основе которой лежит именно православное мировоззрение. Вот на этих людей Ватикан и собирается распространить свое духовное влияние. Поэтому борьба за души вчерашних атеистов и против православия — вот главное содержание политики Ватикана на Востоке.

При этом Ватикану не откажешь в тактической гибкости в реализации данной политики. Именно с этих позиций следует рассматривать стремление Ватикана к сближению с Православной Церковью и, в частности, покаяние Папы Иоанна Павла II перед Греческой Православной Церковью за беды, которые ей причинили католики. Это покаяние, которое так умилило наших национал-демократов, — не более чем тактический и к тому же весьма опасный для православия пропагандистский прием, обезоруживающий оппонентов католицизма иллюзией мирных намерений Ватикана. В действительности этот и подобные шаги Ватикана — не более чем новые тактические приемы католической экспансии на Восток, адекватно требованиям времени пришедшие на смену ранее практиковавшимся насильственным методам.

Как известно, на протяжении столетий католицизм шел на Восток с огнем и мечом, однако добился весьма скромных успехов. Сегодня, преследуя те же цели, он продвигается туда с проповедями мира, единения, «братской» любви и милосердия. Иначе говоря, теперь Ватикан стремится добиваться своей стратегической цели методами «мирной» духовной интервенции. И никого не должны вводить в заблуждение заверения Ватикана в том, что он, дескать, рассматривает православие как «церковь-сестру». Достаточно вспомнить, что Папа, несмотря на неоднократные просьбы Украинской Православной Церкви отложить визит как несвоевременный, все-таки приехал в Украину, хотя даже западные СМИ называли его поведение некорректным.

Если проследить маршруты передвижения Папы по земному шару, то сразу обращает на себя внимание тот факт, что Римский понтифик особенно охотно и часто посещает страны, наиболее неблагополучные экономически и нестабильные политически. И это вовсе неслучайно. Ведь бедность и неустроенность, страх перед настоящим и неуверенность в будущем — вот та благодатная социально-психологическая почва для католической экспансии.

Именно в таких странах, к числу которых относится и Украина, активная деятельность Ватикана приобретает характер откровенной католической агрессии. В Украине за минувшее десятилетие ни одна конфессия, ни одна религиозная организация не укрепила своего влияния настолько, насколько это сделала католическая церковь. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к статистическим данным. Так, если в 1986 г. приходы римско-католической церкви (РКЦ) имелись только в 9-ти областях Украины, то теперь они есть во всех 25-ти.

Показательным является тот факт, что своим апостольским нунцием в Киеве Ватикан назначил архиепископа Николу Этеровича, который имеет весьма богатый опыт миссионерской деятельности, обращая в католическую веру туземцев Нигерии, Берега Слоновой Кости и Буркина Фасо. Теперь, полагают в Ватикане, опыт обращения в «истинную веру» африканских язычников Этерович может с успехом применить и по отношению к украинским православным.

Особый удар по украинскому православию нанесло возрождение Украинской греко-католической (униатской) церкви — УГКЦ. Еще в 80-е годы Ватикан признал, что уния представляет собой ложный путь восстановления единства христианской Церкви: присоединяя благодаря ей лишь небольшую часть православных приходов, католицизм еще больше настраивает против себя весь православный мир, углубляет пропасть между двумя частями христианской Церкви. Однако после крушения СССР римский престол не устоял перед соблазном расширить сферу своего влияния в бывших советских республиках именно за счет возрождения там униатской церкви.

В Украине, в частности на Галичине, этот процесс сопровождался настоящим погромом православия: униаты, опираясь на поддержку местных властей и при откровенном попустительстве Киева, насильственно захватывали православные церкви, терроризировали священников и прихожан, провоцировали столкновения между ними. Кстати говоря, Ватикан до сих пор не осудил подобные действия греко-католиков, что дает основания думать о его причастности к данным событиям.

Один из мифов, который усиленно распространяют униаты и который обеспечивает им поддержку в определенных слоях населения, — миф о якобы «подлинно национальном» характере своей церкви, которая на протяжении столетий единственная выступала истинной хранительницей украинской духовности, языка, культуры. Но ведь хорошо известно, что Ватикан создал эту гибридную церковь с одной единственной целью — использовать ее как послушный инструмент продвижения католицизма на Восток. Эта цель остается актуальной и сегодня. Напомню в этой связи предельно категоричное и четкое откровение униатского митрополита Андрея Шептицкого о том, что «украинцы — лишь оружие Божественного промысла, призванные вырывать Христианский Восток из клещей ереси (православия — П.С.), водворить его в лоно апостольского престола и европейского сообщества».

Полностью зависимая от папского престола, униатская церковь шага не смеет ступить без санкции Ватикана. А Ватикан вовсе не намерен расширять самостоятельность УГКЦ, открыто игнорируя мнение ее иерархов. Папа, к примеру, оставил без внимания горячие мольбы униатов об учреждении в Украине греко-католического патриархата. Не стал он распространять юрисдикцию УГКЦ на заграничные униатские епископаты (сейчас они управляются ватиканской Конгрегацией восточных церквей), не вернул Мукачевскую епархию в подчинение Львовского архиепископата, отложил до лучших времен и беатификацию Андрея Шептицкого, несмотря на многочисленные просьбы униатских иерархов. Другими словами, Папа в полной мере дал почувствовать униатам их католическую «второсортность» и полную зависимость от Ватикана.

И после этого униаты и националисты еще смеют обвинять в «непатриотичной» подчиненности Москве Украинскую Православную Церковь! Но ведь связь украинского православия с Московской патриархией носит чисто символический, духовный характер, в то время, как униатская церковь находится у Ватикана в прямом административном подчинении.

Следует сказать, что Ватикан достаточно пренебрежительно относится к националистическим потугам униатов, к их претензиям на статус «истинно украинской церкви». Впрочем, не более уважительно он относится и к самому независимому украинскому государству. Достаточно сказать, что во многих официальных документах Ватикана украинцы по-прежнему (как во времена Австро-Венгрии) именуются «рутенцами» либо «русинами». И что удивительно, никаких открытых протестов по этому поводу ни со стороны униатов, ни со стороны националистов почему-то не поступает. (Хотя нетрудно представить, сколь бурной была бы их реакция, если бы в документах Московской Патриархии украинцев называли «малороссами», хотя этот термин придумали вовсе не «московские имперо-шовинисты», а чиновники канцелярии константинопольских патриархов еще в 13 веке; потом он широко употреблялся в Западной Европе, откуда, собственно, и пришел в Москву).

Особо грозную опасность для православия таят в себе высказываемые в последнее время Ватиканом идеи о необходимости сближения католиков и православных, о восстановлении единства христианской Церкви, формально разрушенного еще в 11 веке. Проповедь подобных идей является одним из методов «мягкой», «ненасильственной» агрессии католицизма против православия. Поэтому не стоит заблуждаться по поводу лукавых заверений Ватикана в его уважительном отношении к православной «церкви-сестре», которую он, дескать, рассматривает как равноправного партнера в деле утверждения христианских ценностей и создания нового европейского духовного порядка. Пожалуй, никто так четко не прояснил этот вопрос, как немецкий кардинал Ратцингер, который не так давно безапелляционно заявил, что «церковью может считаться только та церковь, которая является католической и которая признает примат Папы». Ему вторит и глава УГКЦ кардинал Л. Гузар, который незадолго до визита папы в Украину в интервью российской «Независимой газете» особо подчеркнул, что униаты готовы мирно сосуществовать с православными, не предъявлять им никаких условий и требований, если только они признают власть папы римского. Ясно, что восстановление единства христианской Церкви Ватикан представляет себе лишь как полное подчинение православия власти Папы.

Другими словами, Ватикан, несмотря на все свои заверения, в действительности не считает православие равной себе Церковью, и с этой точки зрения папскому престолу абсолютно все равно — каноническая ли это Православная Церковь, каковой является Украинская Православная Церковь, или самопровозглашенные безблагодатные группировки филаретовцев и автокефалистов.

Нет сомнения: в ситуации, когда православие в Украине ослаблено расколами, сближение с католицизмом может означать для него только подчинение Ватикану, новую унию с папским престолом, чего и добивается Рим. Причем союзниками Ватикана в этих планах окатоличивания Востока выступают не только греко-католики, но и самопровозглашенные церковные группировки, «церкви» украинского православного раскола — Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: