Воспитательное средство

Средством мы называем все то, что используется в процессе деятельности во имя наилучшего качественного результата. Средство всегда располагается за пределами процессуального поля деятельности, оно расположено вне этого поля, пока субъект не переносит его в личностное пространство собственной активности. Средством является абсолютно все, что лежит за пределами субъекта, - помимо Человека.

Воспитательное средство выполняет определенные и весьма важные функции в работе педагога с детьми. Общее назначение средств, используемых педагогом в своей профессиональной деятельности (как и любых средств, используемых человеком в его деятельности), — повышение качественного результата продукта профессиональной деятельности.

Выявим педагогические функции воспитательного средства. Их пять:

1. функция наглядно-иллюстративная, благодаря которой обеспечивается представление того явления, которое служит предметом осмысления, предметом дискурсии;

2. функция образно-обобщающая, благодаря данной функции обеспечивается переход от конкретного факта к абстрактному явлению (выход на понятие);

3. функция инструментальная, благодаря которой увеличиваются возможности психо-физического аппарата детей и педагога (глаз лучше видит, ухо начинает слышать, рука теперь легко исполняет);

4. функция расширения кругозора, благодаря которой в поле сознания детей попадают явления, ранее не воспринимаемые в силу определенной узости среды жизни и, следовательно, не известные (мир расширяется, рамки представлений о картине жизни раздвигаются);

5. функция психологическая, благодаря которой создается наибольшая расположенность к активной деятельности и повышается социально-психологический климат группы.

Пять определенных нами функций вовсе не означают, что количество средств, которые отбираются педагогом для наивысшего результата своей профессиональной деятельности, должно быть точно таким же. Более того, количество средств должно быть минимальным, чтобы не рассеивать внимания детей, не отвлекать их от главной мысли занятий на предметное содержание разнообразия средств. Идеальный вариант - как модель! - одно средство. Назовем его оптимальным средством. И добавим: искать надо не множество средств, а оптимальное средство.

Посмотрим, может ли такое быть в практике воспитания, чтобы одно-единственное средство совмещало в себе все пять функций воспитательного средства. Прислушаемся к рассказу Валентины Михайловны Велентеенко (СНОСКА: Валентина Михайловна Велентеенко, педагог школы № 1 пос. Барсове Сургутского района Ханты-Мансийского округа):

...Мы назвали наши занятия «Что за Новый год без елки?!» Каждый нарисовал елку с украшениями. Полюбовались. Потом подсчитали, и выяснилось, что мы всем классом «срубили» 21 елку! Стали считать далее: в нашем поселке, в городе Сургуте, в Москве сколько же всего срубленных жизней?., ахнули и поразились... Стали «наряжать» нарисованную елку. Вместо игрушек развешивали таблички с названием тех, кому елка «помогает»: «белка», «дятел» и т.д.

Договорились, что в качестве новогоднего украшения будем использовать искусственную елку...

Здесь мы видим всего одно средство, но многофункциональное: оно создает психологический климат, необходимый для проживания ценностного отношения к природе; оно является основой для наглядно-образного представления о явлении бессмысленного уничтожения природы; оно предоставляет материал для обобщения; оно становится инструментом осмысления факта; наконец, с помощью этого средства раздвигается кругозор детей, они выходят за пределы своего конкретного пристрастия к елочному символу.

Уместно вспомнить о такой сущностной характеристике мироздания, как целостность. Именно эта характеристика обеспечивает полифункциональность любого средства: оценка предмета с разных позиций позволяет открыть новые стороны его, а значит, новые функции предмета.

Обратимся к другому простому примеру использования средства и, посмотрев на отобранное средство с разных точек зрения, найдем в процессе его использования все выявленные функции:

...Педагог во время занятий обращается к детям с просьбой поменять расположение: взять стулья и сесть в полукруг рядом с педагогом. «Мы поговорим об одном важном вопросе», - пояснил педагог свою просьбу. Ученики сначала робко, потом веселее и увереннее стали располагаться вокруг...

Краткий миг работы педагога, использующего в качестве воспитательного средства мизансцену занятий, хорошо демонстрирует для стороннего наблюдателя синкретичность выявленных функций: явное психологическое положительное влияние, расширение представлений детей о способе взаимоотношений с учителем, утонченность инструмента группового обсуждения, наглядное моделирование равноправия людей в выборе идеологической позиции, а также моделирования способа мышления: обобщение разных конкретных суждений (сидящих в кругу собеседников) до высокого уровня абстрактной категории и закономерности — все это следствия измененного расположения, и данные последствия плодотворны для деятельности.

Особое место в системе воспитательных средств принадлежит игре. Игра - это деятельность, цель которой лежит в самой деятельности. Благодаря своей уникальной природе, физической, психологической и социальной, игра вовлекает детей в деятельность самого разнообразного вида, содержания и формы. А главное — игра незаметно вовлекает детей в систему наиважнейших социальных отношений, и они проживают эти отношения, тут же, в игре, выстраивая адекватные формы поведения.

Понимая колоссальные воспитательные возможности игры, педагог использует ее в двух вариантах: либо как собственно игровую деятельность либо в качестве игровой формы.

...Фото № 3 иллюстрирует использование педагогами (СНОСКА: Школа № 1 пос. Барсове Сургутского района Ханты-Мансийского округа) игрового оформления учебно-познавательной деятельности школьников, проводящих самостоятельные учебно-исследовательские работы по химии.

Фото № 4 зафиксировало (СНОСКА: Ученики г. Вятские Поляны Кировской области (педагог Надежда Михайловна Чекмарева).) эпизод ролевой игры «Астрономы», когда ведется научная дискуссия, и в ходе ее выявляется, что один и тот же предмет люди видят в разных ракурсах, поэтому часто не могут понять друг друга.

Игра присуща детскому возрасту, но играть любят все люди, и взрослые тоже, потому что в игровой деятельности человек максимально свободен, раскрепощен, не связан предметным результатом, будучи увлечен самим процессом игры. К тому же, в игре человек спрятан за игровую роль, он изображает кого-то, а следовательно, не скован страхом раскрыть свое «Я». Добавим: в игре нет отметок, нет «успевающих» и «неуспевающих». Равенство в игре настоящее, подлинное. Все это обеспечивает максимальное напряжение физических и духовных сил ребенка, который совсем не замечает, сколь велико было в игре напряжение сил и как он устал после игры. Игровое средство — замечательнейший фактор развития личности ребенка.

Обратимся к одной из самых простых игр, столь любимых детьми. Она называется «Терем-теремок». Фабула игры заимствована из известной сказки, разворачивается в слегка измененном варианте: мышка-норушка не пускает к себе в дом зверей а зрители просят за каждого из них, говоря «Уважаемая мышка-норушка, пусти его к себе в терем-теремок, ведь он...» Соль игры в том, чтобы найти убедительные аргументы для лягушки, ежа, медведя, волка... Если удается убедить главную героиню и в ее домике разместятся все звери, то в заключение ставится финальный вопрос: «Кто поселился в твоем доме - друзья или полезные тебе существа?»...

В этой бесхитростной игре дети оснащаются разным жизненно важным опытом: общения, уважения индивидуальности, принятия человека как данности, сочувствия, гуманной аргументации, защиты слабого, а также группового содружества и коллективного сопереживания.

После «Терем-теремка» станет заметно гуманизирующее влияние игрового проживания жизненной ситуации. Веер игровых средств чрезвычайно широк, поэтому ключевое действие педагога - это отбор и подбор игры как метода, адекватного поставленной воспитательной задаче.

* * *

Итак, технология групповой работы педагога с детьми предусматривает умение создавать благоприятный психологический климат (атмосферу) в группе, организовывать деятельность группы так, чтобы формировать ее способность стать, в конце концов, совокупным субъектом, чтобы группа и отдельно каждый ребенок проживали ситуацию успеха в ходе или в результате групповой деятельности, а также, чтобы при организации группового дела были привлечены оптимальные воспитательные средства, содействующие наивысшему качеству результата деятельности. Группа в организованной деятельности вступает во взаимодействие с миром, познает этот мир, оценивает этот мир и влияет на этот мир, переконструируя окружающие обстоятельства. Таким образом, групповая работа с детьми оснащает каждого ребенка способностью взаимодействовать с миром, будучи субъектом.

Вопросы для углубленного осмысления

1. Как вы представляете себе совокупный субъект? Знаете ли вы конкретную группу, являющуюся совокупным субъектом?

2. Как вы реагируете, если ребенок заявляет, что не желает вместе с группой заниматься, а хочет расположиться отдельно?

3. Представьте детям цель такой деятельности, как подметание дорожек школьного двора. Подумайте, как это сделать ярко и увлекательно.

4. Определите вероятностную цель, возможный мотив и выявите личностный смысл групповой работы по осмыслению проблемы отношения человека к старости.

5. Найдите оптимальное средство для проведения занятий по теме «Свобода человека в обществе».

6. В то время, как один солист на сцене поет, какова роль всех слушателей? Что говорите детям, собравшимся в зале?

7. Представьте, что вы предлагаете детям создать схематическую картинку своей родословной. Создайте мысленно ситуацию успеха для них - проговорите вслух необходимые операции. А затем начинайте составлять свою родословную, предварительно конструируйте ситуацию успеха для собственной деятельности.

8. Поупражняйте самого себя в проведении рефлексии: вспомните, что вы сегодня делали, как работалось вам, что было трудным и доставило вам особенную радость, и, в итоге, считаете ли вы, что день прожит не напрасно?

9. Ваша родительская семья отправляется на дачу. Попробуйте определить функции такой поездки для всей семьи и для каждого в отдельности. А теперь перечислите все, что вы могли бы сказать и сделать, чтобы эти функции были полностью реализованы. Будет ли семья совокупным субъектом в такой поездке?

10. Представьте, вы замечаете ухудшение психологической атмосферы в группе. Какую ценность привнесете, чтобы поднять уровень психологической атмосферы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: