Социально - психологический климат группы

Решающим условием практической реализации всего обозначенного выше является наличие в группе определенного социально-психологического климата — сильнейшего фактора успешности деятельности.

Высокой степени профессионализма требует процесс создания психологического климата группы. Но этим должен владеть любой профессионал, потому что мера реализации указанных функций целиком зависит от характера социально-психологичесого климата в момент деятельности группы.

Социально-психологический климат — социально-психологическое поле проживаемых динамических отношений, относительно устойчивых для данной группы, определяющих самочувствие каждого члена группы, а значит, личностное развитие каждого.

Социально-психологический климат — один из сильнейших факторов личностного развития детей. Он бывает благоприятным для развития личности и неблагоприятным. Критерием педагогической оценки характера климата в группе выступает положительное влияние на самочувствие каждого отдельного члена группы. Обычно дети отмечают, что их «плохое настроение» в ходе работы изменилось и стало лучше, что «болела голова», но «теперь не болит», что «не хотелось работать», а по окончании группового дела «полон желания работать дальше».

Педагог формирует, корректирует, создает, укрепляет, повышает климат группы. При педагогических ошибках — понижает, ухудшает, разрушает климат группы.

Чтобы понять методику содействия формированию благоприятного климата, необходимо ввести понятие «атмосфера».

Социально-психологическая атмосфера группы — крайне неустойчивое психологическое поле подвижных отношений как моментальных реакций на происходящее. Это то же, что и «климат», но лишенное характеристики устойчивости.

...Группа появилась на учебных занятиях, проиграв в спортивных соревнованиях, - атмосфера явно неблагоприятная, хотя климат группы всегда отличался высоким уровнем.

Группа пережила большое удовольствие от вкусного обеда, и атмосфера сейчас кажется благоприятной, хотя для данной группы характерен тяжелый климат.

Многократное воспроизведение определенной социально-психологической атмосферы порождает для группы постоянную характеристику, это постоянство отношений свидетельствует о рождении вполне определенного климата: постоянство неблагоприятной атмосферы в итоге создает неблагоприятный климат; ежедневное проживание благоприятной атмосферы в итоге обусловит благоприятность климата группы. Спектр повторяющихся динамических характеристик атмосферы воспроизведется со временем в спектре устойчивых отношений климата группы.

Каким же образом педагог может влиять на социально-психологическую атмосферу группы, чтобы определить характер ее социально-психологического климата?

Проведем мысленно (или реально-практически) маленькое исследование. Станем произносить в учебной группе стихи, меняя интонационное ударение при произнесении одних и тех же строчек. Например, в стихотворной фразе «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик...» сделаем ударение сначала на «плачет», потом - на «громко», а далее - на «мячик». Попросим одного из группы проследить со стороны, какова атмосфера в группе при разных интонационных ударениях: атмосфера разительно меняется именно потому, что интонационное ударение привносит вполне определенную ценность «человека», «товара» и «обстановки», поэтому группа сочувствует тому, кто «плачет», усмехается по поводу шума от «громкого» плача, и равнодушна к тонущему «мячу». О чем говорит проведенное миниисследование?

Привнесение в группу ценности формирующим образом влияет на психологическую атмосферу. Но заметим: чем выше ценность, тем более сильное влияние производит ценностное привнесение. Наивысшие ценности (человек, жизнь, общество, природа, истина, добро, красота, труд, познание, общение и другие) обладают наивысшей силой влияния. Но отчего же? В чем тайна такого профессионального решения?

Провозглашенные ценности жизни воспринимаются детьми как гаранты их собственной жизни, достоинства, неприкосновенности, надежды на помощь и великодушие группы, ожидание главенства в жизнедеятельности группы красоты, добра и истины, предотвращение зла, лжи и безобразия. Дети становятся спокойнее, увереннее, оптимистичнее, работоспособнее и инициативнее. Педагог констатирует улучшение атмосферы в группе.

Привнести в группу ценность — это значит

§ декларировать ценность (например, сказать «Какое счастье -видеть умные лица»);

§ защищать ценность от посягательства на нее (например, произнести: «Не надо кричать на человека! Ему же больно от грубых слов!»);

§ совершить действия, выражающие ценностные отношения (например, броситься на помощь или попросить помочь человеку);

§ рассказать о событии, несущем в своем содержании ценностное отношение (например, о старом профессоре, который встал, когда в аудиторию вошла беременная женщина);

§ организовать дело как практическое воплощение реального отношения к ценности (например, предложить: «Наведем красоту в нашей комнате, чтобы было где работать Человеку!»).

Формы педагогического влияния на социально-психологическую атмосферу многообразны. Пестрый веер таких форм создается при стечении обстоятельств и сочетании таких агентов, как средства влияния и субъект влияния.

Средства влияния — аудиальные, визуальные, кинестетические. Ребенок слышит нечто, видит нечто, производит некоторые движения или в нем протекают какие-то движения (кинестетика -движение ощущений), содержание которых имеет ценностное значение.

...Например: зазвучала скрипка Паганини -установилась нежная тишина; вошла красивая дама - мягкий восторг стал содержанием проживаемого мгновения; грубые слова прервали речь говорящего - все съежились от стыда; дети протягивали ладошки друг другу - заулыбался самый боязливый ребенок.

Субъекты влияния — педагог, ребенок, третье лицо (непосредственно появившееся в группе или опосредованно, благодаря фонозаписи, фотографии, картинке, стихам, рассказу и пр.

...Педагог вошел и сказал жесткие слова... - страх сковал группу; появился любимый учитель физики - улыбка осветила лица детей; вдруг вошел толстый и смешной человек, его никто не знал, но всем стало весело.

Приведем иллюстрацию из реальной воспитательной практики юного и не очень опытного педагога (СНОСКА: Кроликова Ольга, студентка психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина), в работе которого особенно отчетливо проступает эффект используемого операционного профессионального влияния (к этому рассказу мы уже обращались по другому поводу):

...У меня было занятие с условно осужденными подростками. До меня с ними работал наш студент. Он им предложил анкету со словами «Дорогой друг!» - они же написали на анкете «Тамбовский волк тебе товарищ». Я очень нервничала...

Я открыла ладони (открытая поза!), улыбалась, стараясь охватить наибольшее количество глаз (визуальный контакт!), и сказала: «Здравствуйте, дамы и господа!..»

Если сказать, что на их лицах отобразилось крайнее изумление, - значит ничего не сказать.. Непроизвольно они выпрямились, как-то приосанились...Я рассказала о теме занятий, о том, как мы будем работать, старалась быть вежливой и дружелюбной... Когда возникал какой-то шум среди девочек, я останавливалась: «Милые дамы, мне так трудно говорить... Вы же дамы, а не бабы, торгующие семечками на базаре... Девочки поднимали на меня глаза, очень-очень накрашенные, виновато улыбались губами с килограммами помады, поправляли юбки и замолкали. К мальчикам я обращалась иначе: «Господа! Я женщина, и мне трудно повышать голос, чтобы заглушить ваши мужественные голоса...»

И сейчас я вспоминаю, как все тогда начиналось... как в ответ они подарили мне свои улыбки - эти дорогие для меня теперь Дамы и Господа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: