double arrow

Создание ситуации успеха

Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность групповой работы с детьми. Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности. Наконец, успех повышает социально-психологический климат группы. В конце концов, успех становится сильнейшим средством личностного развития человека. А так как индивидуальное развитие неповторимо, то наивысшего успеха все дети не могут достигать, занимаясь разнообразной деятельностью. Не могут они достигать и успеха гениев человечества, больших талантов и дарований. А успех для развития необходим. Поэтому затребована профессиональная операция инструментовки личностного успеха ребенка — вне зависимости от успеха всего человечества в данном виде деятельности.

Ситуация успеха — это субъективное проживание человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития.

Представим алгоритм педагогического воздействия по созданию субъективного проживания личностного успеха деятельности ребенка. Каждый отдельный шаг-операцию сопроводим парадигмой.

Вот как это выглядит:

§ «снятие страха» («Ничего страшного, если не получится, мы тогда...»);

§ «авансирование» («У тебя, конечно, получится, ведь ты...»);

§ «скрытая инструкция» («Ты же помнишь, что...» или «Тут главное — чтобы...»);

§ «персональная исключительность» («Именно у тебя должно получится, так как...»);

§ «высокая мотивация» («Нам это так нужно...» или «Для тебя ведь это так важно...»);

§ «педагогическое внушение» («Начинай же!» или «Приступай!»...)

Завершающим шагом является

§ «высокая оценка детали полученного результата» («Эта часть получилась отлично...» или «Особенно хорошо было...»).

Данный алгоритм разворачивается на социально-психологическом фоне общей доброжелательности группы — того климата группы, о котором говорилось выше. Это обязательное условие действенности алгоритма.

Покажем на примере работы молодого педагога Светланы Шевченко (СНОСКА: Шевченко Светлана, студентка психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина) игровую методику упражнения в использовании данного алгоритма.

...Предлагается ролевая ситуация: один субъект просит другого субъекта воспроизвести голос кошки, собаки, петуха; когда первый субъект видит смущение и робость своего партнера, он использует весь операционный веер для создания ситуации успеха второму субъекту. Результат незамедлительно рождается на глазах группы.

Упражнение повторяется с иным содержанием: изобразить грусть, радость, удивление, гнев, отчаяние... Группа наблюдает аналогичную картину: алгоритм по созданию ситуации успеха действительно оказывает сильное позитивное влияние.

Выделим мысль о связи психологического климата группы и ситуации успеха, проживаемой детьми. Невозможен успех при отсутствии хотя бы небольшой степени благоприятствия климата, но, в свою очередь, самой малой степени ситуация успеха, предопределенная педагогом, выступает средством влияния на повышение психологического климата группы. Ситуация успеха есть фактор и, одновременно, продукт формирующегося благоприятного климата группы.

Так как никто, и сам ребенок тоже, не знает, что же именно особенно повлияет на индивидуальное проживание ситуации успеха, то педагог вынужден профессионально воспроизводить весь алгоритм по созданию ситуации успеха: одна из операций окажется решающей. Последняя в данном алгоритме операция «оценка детали произведенного» служит финальным аккордом и придает достоверность успеху.

Посмотрим и послушаем, как работает педагог по созданию ситуации успеха:

...- Мы с Сашей рисовали зверей, которые живут в зоопарке. Я предложила нарисовать льва. «Я не умею», - возразил он.

- Как же в зоопарке не будет льва?! Без него нельзя - он же царь зверей... Лев у тебя точно получится, ведь тигра ты умеешь, а лев - тоже дикая кошка...

Пока я все это говорили, Саша сидел и внимательно смотрел на меня, а затем сказал: «Нарисую вот такого огромного». «Начинай же!» - откликнулась я радостно. И он приступил.

В процессе рисования я говорили следующее: «Красивый получается...Веселый...Очень симпатичная кисточка на хвосте...»

Когда он закончил, он захотел нарисовать еще и крокодила. А ведь такое желание - критерий оценки ситуации успеха (СНОСКА: Рассказывает Светлана Устинова, студентка психолого-педагогитческого факультета МПГУ им. Ленина).

В данном описании обнаруживается весь алгоритм создания успеха, поэтому не случайным оказывается и реальный личностный успех мальчика. Но навряд ли мальчик и педагог могут отдать себе отчет в том, что из воздействия имело прямой результат, что именно было решающим в проживании мальчиком ситуации успеха. Педагогу пришлось воспроизводить весь алгоритм. Этот алгоритм надо знать наизусть каждому педагогу-профессионалу.

Ситуация неуспеха не исключается из процесса организации групповой работы. Но мы не станем рассматривать технологию организации ситуации неуспеха как фактора развития личности ребенка, потому что она аналогична ситуации успеха: операции те же самые, но вектор их прямо противоположен вектору ситуации успеха. Заметим лишь следующее:

§ ситуация неуспеха, которую создает педагог, обретает силу фактора при условии, что ей предшествовала ситуация успеха;

§ ситуацию неуспеха создают с позиции признанных и оглашенных достоинств ребенка или группы;

§ ситуация неуспеха обязательно своим финалом имеет перспективу радостных достижений и имплифицированную веру в силы субъекта деятельности (ребенка, группы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: