Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха.
Людвиг Андреас Фейербах 1804-1872 годы - философ-материалист, атеист. Родился в Баварии в семье известного юриста. Учился на теологическом факультете Гейдельбергского университета, однако прервал занятия и переехал в Берлин, где продолжил учебу в Берлинском университете. Посещал лекции Г. Гегеля, под воздействием которых сформировалось его первичное мировоззрение. С 1839 г. стал подвергать критике взгляды Гегеля с позиций «антропологической» философии, в центре которой – человек, трактуемый как «чувственное», эмоциональное и любящее существо. Свои взгляды Фейербах изменял постепенно, осознавая истинную суть религии и бытия, от идей младогегельянцев до материализма. Был приват-доцентом Эрлангенского университета. За публикацию сочинения «Мысли о смерти и бессмертии» был лишен права преподавания. Долгие годы до своей кончины провел в сельском уединении, посвятив себя творчеству. С 1870 г. был членом социал-демократической партии Германии, хотя и не признавал марксизма. Провозглашение Фейербахом и отстаивание метафизического материализма оказало громадное влияние на его современников. Основные сочинения: «К критике философии Гегеля», «»Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основы философии будущего». |
Материализм Л. Фейербаха. Критикуя объективный идеализм Г. Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу, однако его материализм оставался метафизическим, а характерной чертой являлся антропологизм, заключавшийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрения человека в неразрывном единстве с природой.
Критика Г. Гегеля, с которой выступил Фейербах, носила односторонний характер, так как отрицая его идеализм, он недооценил его диалектику.
Природа - первооснова, она же основа духа. Природа должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом. Психика человека зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.
Антропологизм Л. Фейербаха имел большое значение в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а социальная - недооценивалась.
Гносеология Л. Фейербаха. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существующую действительность. Основную роль в познании он отводил чувствам. Мыслить - значит связывать одно показание органов чувств с другим. Все формы познания - ощущения, представления, понятия, идеи Фейербах рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он носил пассивно-созирцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики.
К заслугам Л. Фейербаха относится то, что он:
***вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности;
***подверг глубокому анализу происхождение и сущность религии. В то же время он сводил её корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего чувству любви. Любовь для него - путь к познанию другого человека. Любовь к Богу есть отчужденная любовь, как бы ложная форма подлинной любви, то есть настоящей любви к людям.
Духовная, нравственная, внутренняя связь рождает новую мораль - альтруизм, которая должна стать на место иллюзорной связи с Богом.
§ 2. Возникновение марксистской философии:
её основные черты
Философия марксизма была создана великими мыслителями XIX века - К. Марксом и Ф. Энгельсом и предметно развита нашим соотечественником В.И. Ульяновым (Лениным).
Маркс Карл Генрих 1818-1883 годы - мыслитель, общественный деятель, революционный теоретик, основоположник диалектического материализма. Родился в старинном городе Германии Трире, расположенном на берегу Мозеля, притока Рейна в небогатой семье адвоката при высшем апелляционном суде. Отец Карла – Генрих Маркс (крещеный еврей) - был образованным и талантливым человеком: знал труды Руссо, Вольтера, Локка, Лейбница; мать – Генриетта Пресборк была родом из Голландии, в семье занималась только домашними делами. У Карла было трое братьев и пять сестер, братья умерли рано, а три сестры – Софья, Эмилия и Луиза пережили его. С 1830 г. по 1835 г. К. Маркс учился в трирской гимназии, по окончании которой поступил в Боннский университет, где изучал право. После двух семестров (по совету отца) продолжил занятия в Берлинском университете, в котором в это время были представлены лучшие специалисты в области юриспруденции. Однако, помимо права он вдумчиво изучал историю, теорию искусства, осваивал иностранные языки, основательно занимался философией. За диссертационный труд «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» получил диплом доктора философии, готовился преподавать логику в Боннском университете. Но общественно-политические события в Германии и Европе изменили планы Маркса. Одновременно в теории на него значительное влияние оказали работы Л. Фейербаха – «Сущность христианства», «Основы философии будущего». С 1842 г. он стал сотрудником, а затем редактором оппозиционной газеты «Rheinische Zeitung» в Кёльне. В это же время происходит его знакомство с Ф. Энгельсом, который по пути в Англию посетил редакцию газеты. После закрытия газеты в 1843 г. Маркс уезжает в Париж, где завершается его переход на научно-идеологические, революционно-коммунистические позиции. Он являлся инициатором создания демократического немецко-французского печатного органа – журнала «Deutsch-Franzosische Jahrbucher». Планировал пригласить к работе в нем Ламенне, Блана, Кабе, Прудона, Фейербаха. В Париже в 1844 г. зарождается его будущая крепкая мужская дружба с Ф. Энгельсом. К числу основных философских работ К. Маркса относятся: «К критике гегелевской философии права. Введение», «Экономическо-философские рукописи», «Святое семейство», «Немецкая идеология». Совместно с Ф. Энгельсом написаны - «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии». Похоронили Карла Маркса в Англии, где он жил последние годы с семьей. Он покоится на Хайгетском кладбище в Лондоне. |
К. Маркс и Ф. Энгельс свое мировоззрение формировали в революционной борьбе, осознавая невозможность справедливого демократического общественного развития в условиях нещадной эксплуатации трудящихся (применительно к историческим условиям середины – второй половины XIX века).
Исторические условия возникновения марксизма.
К середине XIX века буржуазные революции были уже позади. Капитализм интенсивно развивался на собственной основе. Возникали крупные промышленные предприятия. Формировался пролетариат, условия труда которого были крайне тяжелыми. Классовые столкновения все более обострялись. Восстают французские ткачи в Лионе, силезские ткачи в Германии, развертывается чартистское движение в Англии. Но выступления во многом были стихийные, не хватало классового самосознания и руководящего консолидированного органа. Пролетариат мог освободить себя, лишь уничтожив экономические условия эксплуатации человека человеком. Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса. Именно рабочий класс, как организованная сила в тех исторических условиях, был способен на решительные преобразовательные действия в государстве. Этот вывод мог быть сделан ими только на основе тщательного научного исследования законов общественного развития и предполагал выработку нового мировоззрения и новой методологии.
Появление философии марксизма было объективно обусловлено. Но она принципиально отличалась от всей предшествующей ей философии. Основой философии марксизма был диалектический материализм.
Великие идеи никогда не возникают на пустом месте: они имеют свою парадигму.
В естественнонаучном плане, по мысли Ф. Энгельса, обоснование философии марксизма было обусловлено диалектико-материалистическим осмыслением природы, в котором существенную роль сыграли естественнонаучные открытия: ***закон сохранения и превращения энергии (М.В. Ломоносов, Ю. Майер); ***клеточная структура живых организмов (М.Я. Шлейден, Т. Шван); ***создание Ч. Дарвиным эволюционного учения..
В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, взаимопереходов различных форм ее бытия. В учении о клеточном строении живых организмов усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного мира, а в учении Чарльза Дарвина - утверждение идеи развития.
К теоретическим источникам марксизма и его философии В. Ленин относил - 1) классическую немецкую философию;
2) английскую классическую экономическую теорию;
3) французский утопический социализм.
Непосредственными предшественниками, оказавшими сильнейшее влияние на философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса, были - Г. Гегель и Л. Фейербах.
Диалектические идеи Г. Гегеля в осмысленном и переработанном виде послужили философским источником формирования материалистической диалектики. К. Маркс в «Капитале» отмечал, что та «мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не мешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
В своей критике идеалистических воззрений Гегеля и Маркс, и Энгельс опирались на всю материалистическую традицию, и прежде всего на материализм Фейербаха, но трансформируя метафизичность его в диалектику. Диалектический материализм есть результат коренной переработки того и другого на основе нового осмысления социальной и природной реальности.
Идеи выдающихся экономистов - шотландца Адама Смита (1723-1790 г.г.) и продолжателя его идей англичанина Давида Рикардо (1772-1823 г.г.), основоположников экономической теории буржуазного общества, создавших трудовую теорию стоимости, теорию распределения, теорию воспроизводства общественного капитала, обосновавших сущность заработной платы, прибыли, процента и ренты, способствовали созданию Марксом и Энгельсом социальной философии, ранее называемой историческим материализмом.
Социальный протест социалистов-утопистов - французов Шарля Фурье (1772-1837 г.г.) и Клода Анри де Рувруа Сен-Симона (1760-1825 г.г.), англичанина Роберта Оуэна (1771-1858 г.г.). Они подвергли объективной критике противоречия капитализма и высказали ряд фундаментальных догадок о новом обществе, в частности, об общественной собственности на средства производства, об уничтожении эксплуатации человека человеком, о превращении труда в источник наслаждения, о единстве науки и промышленности, о сочетании промышленного и сельскохозяйственного производства, о научном планировании хозяйства, о распределении по «способностям» и т.д.. Этот методологический подход был осмыслен К. Марксом и Ф. Энгельсом и трансформирован в научную теорию социализма, с учетом объективных факторов исторического процесса.
Значение марксистской философии:
***она формировалась на основе диалектического освоения всемирно-исторического опыта философии, критического и бережного отношения к историко-философскому наследию. Для этого, по крайней мере, надо было в совершенстве знать историю философии, что и продемонстрировали Карл Маркс и Фридрих Энгельс;
***философия марксизма насколько диалектична, настолько и монистична, так как способная в одном ключе, с единой позиции рассматривать все аспекты системы «Универсум – Человек», и каждый объект философского исследования - универсум, мир, среду, человека, общество, деятельность, типы мировоззрений, познание, отражение, сознание, бытие, мышление, ценность и др.;
***она была свободна от крайностей натурфилософии и антропософии, хотя диалектически включала в себя даже развитые самооценки учения об универсуме (природе, мире) и человеке, а значит она наиболее последовательно выводила философию на всю универсальность, целостность системы «Универсум – Человек»;
***она преодолела метафизические формы материализма и идеализма и попытки их эклектического соединения, сформировав концепцию высокой ценности как материального, так и духовного, развив концепцию диалектического порождения духа материей и диалектического освоения материи духом («сознание не только отражает, но и творит…»);
***марксистская философия, признавая объективность развития, существования, функционирования абиотических, биотических и социальных систем, в то же время высоко оценивала роль субъективного фактора, личности, индивида. Она рассматривала развитие человека как самоцель исторического процесса; она говорила, что если вся предшествующая история была развитием общества за счет индивидов, то в будущем развитии общество должно подчиняться развитию индивидов; что в будущем должно осуществиться «обратное отвоевание человека», «эмансипация человека», торжество принципов реального гуманизма. Даже идея «очеловечения» философии, её обращенности к индивиду, субъекту, личности была наиболее развита в марксизме;
***философия марксизма бережно и всесторонне представляла диалектическое наследие философии от Гераклита (VI век до н.э.) до Гегеля (XIX век), развивала учение о материалистически понятном диалектическом методе, дала экспликацию и критику возможных вариантов метафизического метода - догматизма, релятивизма, эклектики;
***она преодолела ограниченность оптимистического гностицизма и пессимистического агностицизма, развив диалектическое учение о единстве знания и незнания, истинного и ложного, абсолютного и относительного, достоверного и вероятностного, познанного и непознанного («электрон также неисчерпаем, как и атом»);
***в марксистской философии были сняты крайности однозначного детерминизма и многозначного индетерминизма, диалектически понято единство динамических и статических закономерностей, необходимости и случайности, безусловнорефлексорных и условнорефлексорных зависимостей, социокультурных и творческих программ человеческой деятельности, магистрального и отклоняющегося развития;
***в ней были отчетливо представлены онтологический, гносеологический, аксиологический, методологический и праксиологический аспекты философии, то есть целостно охвачен предмет философии.
Философия марксизма - это целая эпоха в социокультурном и научном пространстве планеты. В конце ХХ века она была подвергнута неумной критике со стороны сиюминутно ангажированных людей, которые были весьма далеки от науки и не представляли объективности в научном познании. Надо иметь в виду, что история философии, так же как и всеобщая история не терпит суеты, она есть свершенность. Поэтому, так же как мы изучаем философию древности и античности, философию средних веков и эпохи Возрождения, философию просвещения (нового времени) и современные концепции, мы должны изучать и бережно относиться к философии марксизма. Тем более, что она дала тот неоспоримый диалектико-материалистический опыт, который подтверждается самыми современными научными достижениями практически всех областей знания.
Вопросы для самоконтроля
Предпосылки немецкой классической философии.
Сущность философских воззрений И. Канта.
Космогоническая теория И. Канта.
Антиномии И. Канта.
Философские взгляды И. Фихте.
Философская позиция Ф. Шеллинга.
Роль Г. Гегеля в развитии системы философии XIX века.
Сущность диалектики Г. Гегеля.
Характерные особенности материализма Л. Фейербаха.
Антропологизм Л. Фейербаха.
Предпосылки возникновения философии марксизма.
Характеристика диалектического материализма.
Сущность марксистской философии.
Литература
Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. – СПб., 2000.
Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.
Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. – М., 2000.
Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1997.
Зеленов Л.А. Система философии: Монография. – Н.Новгород, 1991.
История философии в кратком изложении. – М., 1991.
История философии: Энциклопедия. – Мн., 2002.
Карл Маркс. Биография/П.Н. Федосеев, И.А. Бах, Л.И. Гольман и др. М., 1989.
Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма//Полн. собр. соч. Т. 13.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и немецкого социализма в лице его различных пророков//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
Рассел Б. История западноевропейской философии. – Новосибирск, 2001.
Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М., 1983.
Энгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. – СПб., 2000.
ГЛАВА V
Часть I