Параграф второй: возникновение марксистской философии и ее основные черты

§ 1. Немецкая классическая философия.

Германия к концу XVIII века была конгломератом государств, королевств, княжеств, курфюрств, герцогств, баронств и вольных имперских городов. Каждое такое государство имело свои таможенные границы, взимало налоги. Крепостное право, оброк, барщина, цеховые привилегии были реалиями экономической жизни. Городское население достигало 25%.

Преодолевая экономическую и политическую отсталость Германия приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому как во Франции в ХVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту» (К. Маркс).

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: развивались физика и химия (Луиджи. Гальвани 1737-98, Алессандро Вольта 1745-1827, Антуан Лоран Лавуазье 1743-94), продвинулось вперед изучение органической природы (Альбрехт фон Галлер 1708-77, Александр Браун 1805-77). Открытия в области математики (Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716), позволившие понять процессы в их точном количественном и логическом выражении, учение об эволюции живой природы (Жан Батист Ламарк 1744-1829), астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Общей заслугой представителей классической немецкой философии, в силу означенных причин, явилось:

*формирование целостной, системной картины мира;

*разработка диалектического метода его познания.

Философские позиции немецких мыслителей были достаточно своеобразными, но главное, что сближало их в этот период развития Универсума - это стремление дать интегральное представление о строении бытия, о процессе развития первичных (абиотических) его форм в высшие - социальные.

Первым представителем немецкой классической философии по праву считается крупнейший мыслитель XVIII века Иммануил Кант.

Иммануил Кант 1724-1804 годы - немецкий философ, один из величайших умов человечества, основоположник классического немецкого идеализма, возродивший идеи диалектики. Родился, жил и умер в Кёнигсберге, ныне Калининград. В 1745 г. окончил Кёнигсбергский университет и был оставлен в нем на педагогическую и научную работу. С 1755 г. - доцент, с 1770 г. по 1796 г. - профессор университета. С 1794 г. иностранный почетный член Петербургской Академии наук. И. Кант уделял много времени научным проблемам естествознания, но одновременно увлеченно занимался педагогической работой. Он читал цикл лекций по многим наукам: философии, логике, математике, физике, механике, географии, антропологии, общей истории. После международного признания его деятельности правительство Германии определило И. Канта на должность помощника королевского библиотекаря и положило ему денежное содержание в сумме 62 таллеров в год. Основные научные труды: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

И. Кант разработал космогоническую теорию происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В соответствии с его взглядами, Вселенная постепенно из туманности, хаотического состояния приходит в упорядоченное состояние, чему способствуют силы притяжения. Планеты и небесные тела располагаются в определенной последовательности.

Последовательность и упорядоченность Кант переносит и на общество, обосновывая свой знаменитый нравственный императив: «поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Своими естественнонаучными работами Кант пробил первую брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории её возникновения и развития.. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас (Ф. Энгельс).

Основной чертой философии И. Канта можно считать стремление к примирению материализма и идеализма, веры и науки.

Кантовская философская система представлена в главных его трудах: «Критика чистого разума», «Прологомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки», в которых дана теория познания, то есть найдено орудие философского постижения мира, определены границы познания и самопознания. Этическое учение И. Канта изложено в «Критике практического разума». Он рассматривает этику как практическую философию; эстетическим вопросам посвящена его работа «Критика способности суждения».

Гносеология: по Канту существует три способности познания -

**чувственность, **рассудок, **разум.

«Трансцендентальная аналитика» исследует формы, возможности и условия рассудочного познания. Чувственное познание изучает - «трансцендентальная эстетика». Разумное познание исследуется - «трансцендентальной диалектикой». Аналитика и диалектика образуют вместе трансцендентальную логику. Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе.

Центральный вопрос теории познания у Канта - о возможности познания, о границах априорных (то есть до опытных) суждений - всеобщих и необходимых.

И. Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, воздействие внешних вещей на органы чувств человека: ощущения являются в виде образов. Это - «вещи для нас». Здесь он - материалист.

Но между идеальным образом вещи и самой вещью нет соответствия в содержании. Вещь сама по себе, без познающего ее субъекта есть «вещь в себе» - ноумен. Она не познаваема. «Вещь для нас» есть явление - феномен. В этих суждениях виден явный разрыв между мышлением о вещи и самой вещью. Возникает вопрос: что я могу знать? При ответе на него Кант склоняется к агностицизму, отказывая мышлению, сознанию в возможности полного познания Универсума (мира). Теории познания Канта присущи антиномии и категории.

Антиномии у И. Канта - это суждения, которые взаимоисключают друг друга. Их выделяется как минимум четыре:

первая - мир имеет начало во времени и пространстве; мир во времени и пространстве безграничен;

вторая - все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно;

третья - в мире существует свобода; никакой свободы нет, так как все совершается по законам природы;

четвертая - Бог есть необходимость, безусловная сущность мира; Бога в мире нет.

Категории у И. Канта - это философские понятия, которых он насчитывал двенадцать:

**количество - единство, множество, всеобщность;

**качество - реальность, отрицание, ограничение;

**отношение - субстанция и акциденции (временное, несущественное свойство вещи), причина и действие, взаимодействие;

**модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.

Категорический, нравственный императив у Канта - поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Это значит - не превращай другое разумное существо только в средство для реализации целей. Принцип удовольствия противоположен принципу морали. Поэтому, следуя категорическому императиву, надо мыслить реалистически и не думать, что человек может быть счастлив, получая только удовольствия.

Эстетика. С точки зрения количества, прекрасное нравится всем. Красота - это форма целесообразности, поскольку она воспринимается без предоставления цели. По Канту это значит, что эстетическое суждение связано со свободной игрой способностей человека.

Философия И. Канта не свободна от компромиссов с идеализмом. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

Заложив основы философских взглядов немецких мыслителей XVIII века, Иммануил Кант открыл широкое поле познавательной деятельность целой плеяде других выдающихся философов, в частности, И. Фихте и Ф. Шеллингу.

Иоганн Готлиб Фихте 1762-1814 годы - философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в средней фермерской семье. Зарабатывал первые деньги, занимаясь выпасом гусей. Позднее окончил гимназию – закрытое дворянское заведение Учился в университетах Йены и Лейпцига, в первом из которых, в качестве профессора, позже преподавал почти пять лет, но был обвинен в атеизме и вынужден был оставить его. Выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и преодоление феодальной раздробленности. Подчеркивал значение «практической» философии – вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел «практику» к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой «практической» философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке – «наукоучение». В основе его исследовательской работы - «Наукоучения» (1794 г.) лежит теория субъективного идеализма. С 1810 г. профессор и первый выборный ректор Берлинского университета. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг1775-1854 годы - философ, представитель классического немецкого идеализма. Учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Г. Гегелем и Ф. Гёльдерлином. С 1798 г. на преподавательской работе. В г. Йене тесно сблизился с представителями романтиков (А.В. и Ф. Шлегели и др.). Был профессором университетов Йены, Эрлангена, Мюнхена, Берлина. Член Мюнхенской академии наук. В 90-х годах выступил с серией работ по вопросам философии природы. Использовав идеи Канта и Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия. Отталкиваясь от теории Фихте, развил принципы философии природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала. Основные работы: «Система трансцендентального идеализма», «Философские исследования о сущности человеческой свободы».

Оба философа - И. Фихте и Ф. Шеллинг - стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном «Я» (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний представил философский анализ ряда категорий диалектики, которые послужили предпосылкой гегелевской объективно-идеалистической диалектики. В частности, свободы и несвободы, необходимости и тождества, единого и многого. Его изыскания в области философии природы оказали серьезное влияние на умы многих естествоиспытателей XIX века, таких как Х. Стеффенс, К. Г. Карус, Л. Океан. Кроме того, на русскую философию посредством славянофилов и особенно Петра Чаадаева, с которым Фридрих Шеллинг был лично знаком и переписывался.

Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Г. Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель1770-1831 годы - крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Совместно с Ф. Шеллингом и Ф. Гёльдерлином учился в Тюбингенском теологическом институте. После окончания работал домашним учителем, редактором газеты, позднее директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни преподавал философию будучи профессором в университетах Гейдельберга и Берлина. В молодые годы Гегель отличался радикальным образом мышления, приветствовал французскую революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии. Поэтому его философия своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа немецкой буржуазии (и хотели преобразований, и боялись их), идеологом которой закономерно можно считать Гегеля. В целом Гегель оказал колоссальное влияние на развитие философской и общественной мысли Европы XIX-XX веков (гегельянство и неогегельянство). Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права».

Диалектика Г. Гегеля. Она объективно-идеалистическая. В основе объективного мира лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Они подвижны, являются первоосновой мира.

На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые систематизировал основные принципы диалектической логики: движение, развитие, борьба противоположностей, подверг критике метафизический метод мышления. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. Что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим формам. Что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные. Что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно и есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения.

В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубокими противоречиями. Что они собою представляют?

Главное противоречие в методе.

Метод, разработанный Г. Гегелем, направлен на бесконечность познания. Но поскольку объективной основой его является «абсолютный дух», а целью - самопознание «абсолютного духа», постольку познание, конечно же, ограничено.

То есть, система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью - самопознанием, реализация которого и есть предмет самой философии Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у него отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Сама система Гегеля похоронила его метод. Познание он начинает «абсолютной идеей, духом» и им же завершает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: