Параграф третий: Основные направления философии России в XIX веке

§ 1. Возникновение русской философии.

Духовная жизнь допетровской Руси.

Философская мысль России весьма достойно представлена в истории мировой философии своим интеллектуальным богатством и неординарностью.

На ее становление и развитие оказала влияние вся духовная история россиян, берущая свое начало более 12 тысячелетий назад, когда Европа и Азия стали активно заселяться белой расой, представлявшей единое племя.

В различных местах планеты это племя было известно под различными именами. В Индии - под именем ариев, в Европе - этруссков, на Ближнем Востоке и в Малой Азии - рассенов. Через несколько тысячелетий, под влиянием естественных факторов, в частности, естественного увеличения численности, частичной ассимиляции покоренных народов, а также в результате глобальных геоклиматических изменений единое племя этруссков – рассенов – арийцев распалось на многочисленные племена. В исторической науке эти племена получили название индоевропейцев или арийцев.

К индоевропейцам относились древние племена кельтов, галлов, франков, бургундов, тевтонов, англов, саксов, пруссов, лужан, бодров, дрегов, полян, вятичей, радимичей, ляхов, кривичей, северян, полочан, древлян, лутичей, тивирцев, славян.

В результате исторических процессов двух последних тысячелетий на основе многочисленных индоевропейских – арийских племён сформировались несколько современных наций белой расы. Это - англосаксы, французы, германцы, славянские народы Западной Европы и русская нация.

Собственно философская мысль в России формировалась постепенно, впитывая в себя мифологическую, религиозную, художественную и народную мудрость веков.

Русская (российская) философия специфична. К её основным чертам можно отнести:

**космологическую тематику; космическое происхождение человека, его включенность в мироздание, его ответственность за мировые вселенские процессы;

**стремление к анализу смысла жизни, жизненных ценностей человека, его бытия и небытия: его судьбы, смерти или бессмертия;

**прямое участие в построении и развитии мировой цивилизации и её типов, организацию взаимодействия западных и восточных культур, определение места культуры в системе мирового сообщества;

**решение проблемы о соотношении философии и религии, согласование философского и религиозного понимания мира;

**постановку проблемы соотношения философии и искусства, отображения в художественных образах философско-мировоззренческой тематики.

§1. Возникновение русской философии.

Духовная жизнь допетровской Руси.

Русская философия также как и общемировая имела свои определенные предпосылки. Их условно можно охарактеризовать как материальные и духовные. Материальные предпосылки предполагали опору на определенный способ производства, занятие земледелием, развитие скотоводства. Духовные опирались на культуру языческой Руси, христианизацию её - Х век - и активные поиски смысла человеческой жизни. Формирование системы «универсум - человек», «не Я и Я» происходило с учетом особенностей этноса россиян. Освоенный духовно универсум, то есть «мир» носил специфические славянские черты: свободолюбие, взаимопомощь, соборность, трудолюбие, физическую силу, выносливость, покладистый характер, честность.

Древние руссы выделяли три первоосновы мира. Субстанциями представлялись - Явь, Навь и Правь. Явь означала собой материальный, видимый, то есть реальный мир; Навь - мир нематериальный, потусторонний, мир, в котором обитают мертвецы; Правь - это истина и закон Сварога, управляющие всем миром и в первую очередь Явью.

После смерти душа человека покидает Явь и попадает в Навь. Странствует там некоторое время, до тех пор пока не достигает Ирия или Рая, где живет Сварог, сварожичи и предки руссов. Сварог - небесный Бог, ипостась Рода.

Существует поверие, что понятие «Русь» - огромный народ, рассеянный (рас – сея) по всей Европе, по берегам Азии и Африки, за 2.500 лет до Колумба открывший все «неизвестные» земли.

По мнению знаменитого русского историка Николая Михайловича Карамзина (1766-1826 г.г.) государство Российское берет свое начало с 862 года после прихода с Балтийского моря варяга (т.е. скандинава) князя Рюрика и братьев его Синеуса и Трувора. А название Русь может идти от наименования одной из приморских областей королевства шведского, где обитали варяги, называли эту область Росскою (Ros-lagen).

Философия Древней Руси развивалась в русле религиозных институтов, а базировалась на традициях античности и народной культуре. Православие - фундамент, реальная основа древнерусской философии.

Философские идеи того времени отражались собственно в богословских взглядах, в литературных произведениях, в народных преданиях, в архитектуре, живописи, скульптуре, что дошло до нас через сохранившиеся летописи, слова, молитвы, поучения, пословицы, поговорки, иконы, фрески. Стройно-логического понятийного аппарата древняя русская философия не имела. Например, в «Велесовой книге» на дощечках, писанных кириллицей, излагается исторический срез Руси средних веков. Писал человек достаточно грамотный, знающий события и историю, а может и не один, а несколько. Русичи представлены как скотоводы, жившие от Карпат до Волги. Описана их борьба с готами, римлянами, гуннами, вплоть до основания Киева (830 г.) князем Кием и представлено княжение рода его.

Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились дошедшие до нас литературные памятники - «Слово о полку Игореве» (XII век) и летописные своды «Повести временных лет» (XI-XII веков), гениально составленные монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (1056-1114 г.г.) приблизительно в 1113 году и позднее составленными во второй редакции епископом Переяславля Сильвестром (? –1123 г.г.)

Периодизация древнерусской философии:

1. IX-XIII века - время предистории философии;

2. XIV-XVII века - время её становления, возникновения теоретического мышления, появления первых философских категорий;

3. XVIII век - обособление философии от религии и утверждение её как теоретической науки;

4. XIX век и начало XX века - фундаментальная разработка проблем методологии науки, метафизики и диалектики, классификация наук.

Первопроходцем русской философской мысли можно считать произведения киевского мыслителя, философа – митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X – начала XI веков, поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства.

Илларион (Ларион) Киевский (XI век) - первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051-1055 г.г.), назначенный князем Ярославом Мудрым и смещенный с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти Ярослава (1054 г.). Его труд «Слово о Законе и Благодати» содержит ряд богословских, философских и общественно-политических идей:

а) сравнение Ветхого и Нового Заветов как основ функционирования различных государств;

б) значение принятия христианства на Руси;

в) роль князя Владимира в историческом процессе;

г) патриотизма;

д) взаимоотношение личности и государственных органов власти;

е) взаимоотношение церковной и великокняжеской власти.

В теологической форме Илларион ставит проблему познания как богопознания, но выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиций рационализма.

Владимир II Мономах (1053-1125 г.г.) - великий князь Киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина IX Мономаха - Марии. В 1060-90 г.г. княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, Чернигове; в 1094-1113 г.г. - в Переяславле Южном. Играл активную роль на княжеских съездах, отстаивал идею сплочения русских князей для отпора половцам и был одним из руководителей трех походов на половцев.

Его «Поучение» - это труд, который отражает один из периодов развития русской философской и политической мысли. Это нравственные заветы потомкам: власть - ответственность, долг - справедливость. Мономах призывал сыновей и всех, «кто прочтет», укреплять единство Руси. Высшим мерилом полезности человека является труд. Знание облагораживают труд. В «Поучении» утверждаются общеполезные дела вопреки христианскому индивидуализму. Автор стоит во многом на точке зрения язычества, божество у него слито с природой.

Климент Смолятич (?-после 1164 г.) - митрополит Киевский в 1147-1154 г.г. Был поставлен на княжение Изяславом Мстиславичем без санкции патриарха Константинопольского.

Являлся широко образованным мыслителем. Сохранилось его «Послание к пресвитеру Фоме». Смолятич признает реальный мир, полагает, что разум дан человеку для того, чтобы понимать все, совершаемое в миру. Познание - это богопознание. Для познания Бога необходимо обращаться к природе. Он считал, что разум это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает свое земное бытие и устремляется к познанию, мудрости Бога.

Филипп Пустырник (XI век) - богослов, философ. Написал поэму «Плач», которая являлась частью философско-богословского трактата «Диоптра». Изложение в книге ведется в форме беседы души и тела. Душа постоянно угрожает телу и дурно им управляет. В средние века в русской философии существовали два мировоззрения: богословско-идеалистическое и зачатки материализма.

В целом киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской, великокняжеской власти. Централизация русского государства осуществлялась с опорой на религиозно-философские основы, она была связана с решением конкретных политических вопросов. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемый аллегоризм и символизм.

В XVI веке укрепились связи с Западом: возрос интерес к светскому знанию, русичи стали изучать иностранные языки, потребовались специалисты в разных областях.

Максим Грек как раз относится к этому времени.

Максим Грек (в миру Михаил Триволис) ок. 1470-1555 годы - публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. По национальности грек. Обучался в Париже, Венеции, Флоренции. Знал древние языки. В Россию был приглашен в 1518 г. в целях исправления церковных книг, где и остался до конца дней своих, занимаясь литературно-публицистической деятельностью. Сблизился с церковной оппозицией; осужден на соборах 1525 г. и 1531 г. Известны около 150 его произведений. Нравственно-обличительные - «Стязание о известном иноческом жительстве», «Беседы ума с душой»; поучительные - «Главы поучительны начальствующим правоверно»; полемические статьи, в том числе против католиков, лютеран, магометан, иудеев, эллинов-язычников, астрологов; философские и богословские рассуждения; переводы, в том числе Священного Писания и отцов Церкви; статьи по грамматике, лексикографии и ономастике; послания. Политический идеал Грека - гармония светской и духовной властей; отстаивал свободу воли («самовластный дар»). Канонизирован Русской православной церковью в 1988 г.

Мировоззрение М. Грека православное.

Круг его интересов: размышление о душе и теле, о жизни и смерти.

Учение о самовластии. Оно отличалось от богословской трактовки и открывало некоторые возможности для обсуждения морально-философских проблем. Самовластие - это утверждение человеческой активности в рамках подчиненности христианским воззрениям.

Познание. Ум у М. Грека выступает ведущим началом. Разум - это божественный Логос; причина страстей - первородный грех.

Еще одним примечательным представителем философской мысли Руси, сыгравшим значительную роль в ее духовной культуре XVII века, был Юрий Крижанич.

Юрий Крижаничок.1618-1683 годы - ученый-энциклопедист, писатель, языковед. По национальности хорват. Сторонник идеи «славянского единства», главную роль в осуществлении которой отводил России. С 1659 г. в Москве. Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. В 1661 г. он был сослан в Тобольск (причины не известны), в 1676 г. выехал из России. Известны его стихи, статьи и трактаты. В частности, трактат «Политика», представляющий ценное историческое свидетельство о России того времени и показывающий незаурядный ум автора.

В целом позиции Ю. Крижанича носили антисхоластический характер, он развивал идеи рационализма. Целью философии считал познание мира. Познать мир вещей - значит выяснить причины их существования. Источник познания - опытное познание. Начальным этапом познания являются чувственные знания. Высший этап - мудрость. Это уровень государственных людей. Процесс познания таков: практика и теория; знание - мирское, философское и естественное. Включают: механику, логику, диалектику (переговоры), риторику, поэтику, математику, этику, политику, экономику, физику, медицину.

Центры схоластики.

Киевско-Могилянская академия (основатель Пётр Могила) и Московская Славяно-греко-латинская академия - первый высшие заведения России. Они были организованы по образу западных католических университетов.

Основой обучения в этих центрах были латинский и греческий языки, философия, риторика (умение беседовать), пиитика, богословие. Кроме того, изучались психология, математика, естествознание. Окончившие академию часто были государственными служащими, послами, учеными.

Из Киевской академии вышли известные в России люди. В частности, Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович.

Сименон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) 1629-1680 годы - белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель. Полемизировал с деятелями раскола. Был наставником царских детей. Преподавал в школе Заиконоспасского монастыря. Соавтор проекта Славяно-греко-латинской академии. Один из зачинателей русского силлабического стихосложения и драматургии. Феофан Прокопович1681-1736 годы - русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник императора Петра I, глава Учёной дружины. Им были написаны книги - «Традикомедия «Владимир», «Слово о власти и чести царской», а также лирические стихи.

В Москве в Славяно-греко-латинской академии обучались также весьма почитаемые в России и за её пределами люди. К их числу принадлежат: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, С.Г. Зыбелин, Л.Ф. Магницкий.

Крашенинников Степан Петрович 1711-1755 годы - путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, академик Петербургской Академии наук (1750 г.) Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-44 г.г.). Составил первое «Описание земли Камчатской» в двух томах, изданное в 1756 г. Зыбелин Семён Германович 1735-1802 годы - первый русский профессор медицины Московского университета (с 1768 г.), один из основоположников профилактического направления в русской медицины. Разработал ряд практических мер предупреждения оспы и лечения детских болезней; один из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. С 1784 г. избран членом Российской академии наук. Магницкий Леонтий Филиппович1669-1739 годы - преподаватель математики в Школе математических и навигационных наук в Москве (с 1701 г.). Автор первого русского печатного руководства «Арифметика…» (1703 г.) - энциклопедии математических знаний того времени.

Схоластическая философия, преподававшаяся в академиях, полностью опиралась на авторитет Аристотеля. Она делилась на три части: 1) логику; 2) физику; 3) метафизику.

Схоластические учебники освещали в соответствующих аспектах атеизм и атомизм древних авторов. В Киеве видными учеными были Иосиф Кроковский и Феофан Прокопович. В Москве философию преподавали греки - братья Лихуды, которые по праву считаются деятелями русского Просвещения: Иоанникий (1633-1717 г.г.) и Софроний (1652-1730 г.г.). После обучения в Италии в 1685 г. приехали в Россию. В Славяно-греко-римской академии и других школах они преподавали и читали проповеди, издали первые учебники по основным разделам философии того времени с методическими указаниями, а также словарь, были переводчиками военных и исторических сочинений.

§2. Развитие философской мысли России в XVIII веке.

М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, в немалой степени обусловили своеобразие философской культуры.

Одними из представителей философского осмысления действительности в это время можно по праву считать Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева.

Философия М.В. Ломоносова.

От М. Ломоносова начинается материалистическая традиция русской философии. В целом его философская материалистическая позиция тяготела к механистичности, что, впрочем, вполне логично, так как именно в это время бурно развиваются естественные науки, а механика приобретает черты универсальности. Поэтому и мировоззрение, и философско-научные взгляды М. Ломоносова формируются в первую очередь под воздействием естественнонаучных открытий и влиянием научных трудов представителей механистического материализма и понимания Универсума - Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона. Вместе с тем они теснейшим образом связаны с его собственными естественнонаучными исследованиями.

Наиболее выдающиеся материалистические идеи М.В. Ломоносова:

***признание материального единства мира. «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность»;

***признание законов его развития;

***объяснение единства материи и движения;

***признание познаваемости мира.

Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц - атомов, образующих более сложные формы - корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». С идеей материального единства мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики.

Той же идее развития подчинена и его мысль о взаимосвязи неорганической (абиотической) и органической (биотической) природы. При этом он тонко различал действие в природе принципа причинности и функциональной взаимосвязи.

Проблемы познания.

Занимаясь естественными науками, М. Ломоносов первостепенное значение придавал опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности, для того же, что бы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. И поэтому в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории. Таким образом, метод познания М. Ломоносова таков: от опыта, через гипотезы, к установлению строгой научной теории.

Бог у М. Ломоносова.

Взглядам Михаила Васильевича, как и многим мыслителям эпохи Просвещения, были не чужды элементы деизма: Бог - главный создатель Мира, не вмешивающийся в дальнейший ход мировых событий. Поэтому наука должна быть отделена от религии. У М. Ломоносова возникала мысль об отсутствии первотолчка, но она осталась не развитой.

М. Ломоносов развивал идеи науки нового времени о едином Универсуме с естественными закономерностями, доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной концепции для объяснения физических и химических явлений.

Ломоносов Михаил Васильевич 1711-1765 годы - первый русский мыслитель мирового значения, гениальный ученый-энциклопедист, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития русской науки и экономики, инициатор основания Московского университета в 1755 г. Родился 8(19) ноября в деревне Денисовка (ныне с. Ломоносово) Архангельской губернии в поморской семье. В 19 лет начал свою учебу: с 1731 г. в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 г. в Академическом университете Санкт-Петербурга, в 1736-1741 г.г. в Германии. С 1742 г. адъюнкт (в современной научной интерпретации – доктор наук), с 1745 г. первый русский академик Петербургской Академии наук. В 1748 г. создал при АН первую в России химическую лабораторию. Своей научной деятельностью обогатил открытиями почти все области знания, что дало основания А.С. Пушкину назвать его «первым нашим университетом». М.В. Ломоносов: заложил основы физической химии, исключил флогистон из числа химических элементов, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель XVIII века, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил в России искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины («Полтавская баталия»). Член Академии художеств. Похоронен в Петербурге в Некрополе.

Крупным российским мыслителем XVIII века являлся Александр Николаевич Радищев. Его философские взгляды были достаточно прогрессивны.

Он отстаивал материалистические философские позиции, считая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе». Основой его философских взглядов были идеи Г. Лейбница, К. Гельвеция, Ф. Вольтера, Г. Рейналя, Ж. Руссо.

Гносеология. А. Радищев указывал, что человек в процессе своего взаимодействия с природой познаёт её: «…в бытии вещей иначе нельзя удостовериться, как через опыт».

Проблема человека. Крупную заслугу Александра Николаевича составляет первая в русской мысли систематическая разработка проблемы человека - «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1790-92 г.г.). Развивая идею единства мира, он считал, что человек един не только со всеми людьми, но и с неорганическим и органическим миром, с космосом, с которым он связан единством состава и характером законов, формами непреходящего существования и даже «влитого разума». Вместе с тем он подчеркивал особенности человека по сравнению с миром живых существ: 1) «возничный» (вертикальный) образ хождения; 2) «истинное отличие человеческого мозга», несравнимо возвысившего разум человека; 3) «чудодейственная речь»; 4) стремление к совершенствованию условий и самого себя; 5) способность к трудовой деятельности благодаря развитию руки. Антропологическую аргументацию А. Радищев базировал на трудах П. Кампера, И.Г. Гердера, И.К. Лафатера, А.А. Каверзнева - крупных антропологов XVIII века. Он пытался противопоставить метафизике, в ее механистическом и органицистском вариантах, принципы динамичной антропологии, о чем свидетельствует его частое обращение к эволюционной лексике.

В унисон «веку Просвещения» А. Радищев обосновывал принципы народовластия (демократии), республиканизма (антимонархизма), свободы слова и вероисповедания. Он был одним из родоначальников российской освободительной традиции - её идейным обоснователем и гуманистическим толкователем. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними социально-политических событий, а также под влиянием процессов, происходивших в русском обществе. К концу жизни А. Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах французской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота «вольности» и «рабства», видя в диктатуре М. Робеспьера пример вырождения свободы и самовластье. Его идейное наследие играло важную роль в духовной жизни России, оказало влияние на И.П. Пнина, В.В. Попугаева, П. Челищева, Ф.В. Каржавина. Демократическим, революционным и гуманистическим идеям А. Радищева отдавали должное декабристы, петрашевцы, революционные демократы (1860-х г.г.), народовольцы, социал-демократы.

Радищев Александр Николаевич 1749-1802 годы - писатель, философ, родоначальник революционной традиции в России. Выходец из среднепоместного дворянства. Учился в Лейпцигском университете, где и познакомился с сочинениями европейских прогрессивных мыслителей: Т. Гоббса, С. Пуфендорфа, Г. Лейбница, Х. Вольфа, Ж. Ж. Руссо, а также К. Гельвеция, Д. Дидро, И. Гердера, И. Канта. После окончания университета перевел книгу Г. Мабли «Размышления о греческой истории», написал «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», оду «Вольность» и ряд других. В философско-публицистическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву» его прежде всего занимает судьба русского крепостного крестьянства; он показывает его «бесчеловеческое угнетение» и моральное унижение, «обреченность тяжестью своих оков», положением «вола в ярме». В отличие от Ж.Ж. Руссо и его последователей основы «человеческой общности» А. Радищев видел не в «гуманной природе людей», а в способности человека при определенных обстоятельствах проявлять предельную решимость отвоевать свободу личности, «очеловечить человека». Он выдвигает задачу революционного просвещения народа. За это произведение его осуждают на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь. По возвращении (1797 г.) А. Радищев в своих проектах юридических реформ вновь выступил за уничтожение крепостного права; угроза новых репрессий приводит А.Н. Радищева к самоубийству.

§3. Основные направления философии России в XIX веке

XIX век для России был веком необыкновенным. Развитие капитализма, становление новых хозяйственных отношений, бурный рост технического прогресса, научные открытия в области естественных, общественных и технических наук объективно способствовали формированию более совершенного мировоззрения.

XIX век справедливо считается эпохой становления и расцвета философских и политических идей в России. Именно тогда складываются основные направления философско-политической мысли. Спектр их достаточно широк, так как по-разному откликались они на российскую действительность и по-разному её объясняли. В этом ряду представляют реальный интерес мировоззренческие позиции западничества и славянофильства, философия народничества и анархизма, религиозное и марксистское направления, философские взгляды Петра Чаадаева.

Западничество и славянофильство.

В традициях советского взгляда на общественно-политический процесс прошлых веков западники и славянофилы представлялись как полярно противоположные тенденции в развитии и бытии России. Однако в действительности представляют собой единый феномен в истории культуры Отечества. Они имеют общие истоки и их формирование невозможно представить, проведя между ними строгую разграничительную социальную линию. Славянофильство без западничества так же не представимо, как и западничество без славянофильства. Этот феномен характерен только для России и нигде на планете не имеет аналогов. В интеллектуальной обстановке 30-40-х годов XIX века практически вся умственная жизнь, все, что еще могло думать и иметь свое собственное мнение, было сконцентрировано в тесных кружках, салонах. Из наиболее известных кружков того времени можно упомянуть те, которые группировались вокруг Н.В. Станкевича и А.И. Герцена, а наиболее посещаемые салоны - А.П. Елагиной и Д.Н. и Е.А. Свербеевых. В своих воспоминаниях Б.Н. Чичерин называл кружки «легкими, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль». Понятия «западники» и «славянофилы» родились в полемике идейного спора о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать «самобытный» путь. То есть это был принципиальный вопрос о будущих социальных преобразованиях России. Западники связывали их с усвоением исторических достижений государств Западной Европы. Славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопическую мысль, идеализирующую порядки, существовавшие в допетровской России, некую гармонию власти и народа, дворян и крестьян, господство основанных на христианской вере начал любви, добра, братства, общинность как принцип народной жизни. И первые, и вторые были объединены чувством недовольства существующим в стране режимом, и все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в стране. В этом смысле и западники и славянофилы были в оппозиции к русской самодержавной политике.

Что же касается их теоретических взглядов, то при внимательном их рассмотрении можно прийти к выводу, что между ними было больше сходства, нежели различий. И те, и другие признавали факт своеобразия русской истории, ее неадекватности истории западноевропейской. В отношении к прошлому, в восприятии настоящего они были солидарны. Что же касается будущего, то здесь их пути расходились. Важным мировоззренческим различием было отношение к духовным традициям православия. Славянофилы отстаивали принципы своеобразно понятой ими христианской философии, тогда как западники в целом придерживались секулярных, рационалистических взглядов.

Западничество.

Представляет собой направление в русской общественной мысли первой половины XIX века. В Московский кружок входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш, Д.Л. Крюков, В.Д. Кавелин и другие. Тесную связь с кружком имел В.Г. Белинский, К западникам относились также И.С. Тургенев, П.В. Анненков, И.П. Панаев и некоторые другие.

Существование западничества как направления не отменяет, однако, того факта, что обращались они к разным сторонам западной действительности, защищали различные пути будущего преобразования России, выражали интересы разных общественных сил. Соответственно и мировоззрение не имело единых основ. Суть расхождений в их взглядах заключалась:

**в трактовке социально-политических проблем - В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв хотели строить на развалинах самодержавия социализм, либеральные западники мечтали о царстве «правового порядка» в рамках буржуазного общества;

**в разном отношении к атеизму и материализму - разрыв по этим вопросам А. Герцена с Т. Грановским и Е. Коршем, отстаивавшими догмат о бессмертии души;

**в области эстетики велись постоянные споры В. Белинского с В. Боткиным.

В западничестве на его раннем этапе выделяются «левый» (или леворадикальный) лагерь (А. Герцен, В. Белинский и др.) и те, кого можно назвать «правыми» западниками (В. Боткин, Е. Корш и др.). Центральную позицию, не примыкая ни к той, ни к другой стороне, а, наоборот, примиряя их, занимал Т. Грановский. Но и ему пришлось сделать выбор: в 1846 г. произошла ссора и разрыв с А. Герценом.

На переломе европейской истории - революции 1848-1849 годов - в концепциях западников (русский утопический социализм) наблюдались существенные сдвиги:

во-первых, еще на кануне революции В. Белинский относил осуществление социалистических преобразований для России в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа буржуазных преобразований;

во-вторых, А. Герцен после краха революций в Европе приступил к разработке русского крестьянского социализма, отстаивая мысль о том, что Россия может миновать этап буржуазных преобразований благодаря развитию сохранившегося в стране общинного землевладения. Обращение А. Герцена к русской общине было несомненно стимулировано славянофильской идеей.

Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х годов тенденции к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х – началу 60-х годов в борьбе политических направлений, когда вопрос - каким путем идти России? - принял конкретные формы - как и кому освобождать крестьян?

Революционные демократы встали на сторону крестьянства, либералы (как западники, так и славянофилы) - на сторону самодержавной России, приступившими к освобождению «сверху».

Герцен Александр Иванович1812-1870 годы - писатель, философ, общественный деятель. В 1833 г. окончил Московский университет. В 1831-1834 г.г. вместе с Н.П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок, в котором обсуждались разнообразные проблемы отечественных преобразований, опирающиеся на взгляды К. Сен-Симона и Ш. Фурье, а также философские проблемы мировоззренческого характера. В 1834 г. арестован по обвинению в создании тайной организации, имевшей намерения свержения существующего строя, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 г. под псевдонимом Искандер. С 1842 г. в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм и наука», «Письма об изучении природы» и др. утверждал союз философии и естественных наук, подчеркивал невозможность развития философии без опоры на естествознание и неспособность последнего создать истинную картину мира без овладения философской диалектикой. Имея в виду в первую очередь идеалистическую философию, вершиной которой в то время были взгляды Г. Гегеля, он отмечал заслугу этой философии в создании диалектической формы познания, в разработке идеи развития. Отвергая идеалистическое решение проблемы тождества мышления и бытия и не принимая характерного для эмпиризма (т.е. существовавшего тогда материализма) разрыва между субъективным разумом и объективным бытием, Герцен пытался вывести мышление, логику непосредственно из развития природы и попадал, таким образом, в тупик натурализма, ибо оставлял за пределами анализа социальную деятельность человека. В дальнейшем (в 60-е годы) он развил свои философские взгляды, признав значение для понимания человека социологии. Человек - не только физическое тело, подчиняющееся общим законам природного мира, он живет в обществе и является существом нравственным, а потому изучать его поведение должна социология, которой предстоит вырвать человека «из анатомического театра, чтобы возвратить его истории». Ибо история, общество имеют свои законы, и «общественный человек ускользает от физиологии; социология же, напротив, овладевает им, как только он выходит из состояния животной жизни». Рассматривая историю науки и философии, А. Герцен показал, что массы всегда были поглощены добыванием материальных средств существования, а наука стала достоянием немногих. Возник разрыв между «кастой» ученых и остальным человечеством, что с необходимостью приводило к борьбе как неизбежному элементу исторического процесса. Только соединение науки с массами снимает это противоречие «духа» и «материи». В 1847 г. Александр Иванович навсегда покидает Россию, но до конца своих дней он жил её интересами, думал о преобразованиях, которые привели бы её на путь свободы и процветания. Роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка». После поражения европейских революций 1848-49 г.г. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В Лондоне издавал альманах «Полярная звезда», газету «Колокол». В 1861 г. содействовал созданию тайного общества «Земля и воля», обличал самодержавие. Автобиографическое сочинение «Былое и думы». Похоронен во Франции в Париже. Огарев Николай Платонович 1813-1877 годы - поэт, публицист, философ и общественный деятель. Родился в Петербурге в богатой семье действительного статского советника, служившего в Министерстве финансов. Отец владел 20 деревнями и имел 4000 душ крепостных, но после смерти жены уехал с сыном и дочерью в родовое имение в Пензенскую губернию. В 1826 г. Николай знакомится с А. Герценом. Они вместе читали Ф. Шиллера и Ж.Ж. Руссо, А. Пушкина и К. Рылеева. Им были интересны труды философов-материалистов, близки идеалы Великой французской революции (1789 г.). Они чувствовали себя продолжателями дела декабристов. В 1829 г. Н. Огарев поступает на физико-математическое отделение Московского университета. С 1832 г. он студент нравственно-политического (юридического) отделения. За участие в организации политического кружка он был арестован и через 9 месяцев сослан под надзор властей и отца в Пензу. В 1839 г. Огарев добивается разрешения на службу в Москву, он вновь с А. Герценом. С 1841 по 1846 г.г. он находился за границей: Германия, Франция, Италия, Австрия. По возвращении в Россию застает глубокие разногласия между своими друзьями А. Герценом, Т. Грановским, В. Кетчером. Они ненавидели самодержавие, но пути борьбы с ним видели по-разному. Н. Огарев решил бороться с крепостничеством в своем «отдельно взятом» имении. Он перевел крепостных в вольные хлебопашцы, но бедных почему-то стало больше. Решил на «плохих» землях построить писчебумажную фабрику и винокуренный завод, а вольнонаемные рабочие не понимали целей своего барина, работали плохо. Его обманывали все, кто мог. Фабрику подожгли. Он был практически разорен. Мировоззрение Н. Огарева формировалось под воздействием идей декабристов и Французской революции, значительную роль сыграли философские системы Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. В 40-х года изучение Гегеля сменилось увлечением позитивистскими идеями О. Конта и знакомством с философией Л. Фейербаха. В результате он пришел к позитивистски-материалистическому пониманию мира, в котором онтологизм соединялся с приоритетным для него принципом антропологизма, определившим общий этический характер его философствования. Диалектическая идея целостности мира сочеталась в натурфилософии Н. Огарева с известной универсализацией механической формы движения и механически понятой материи. Единственным источником человеческого знания у него является окружающий мир - природа и общество, познаваемые посредством органов чувств, разума и опытной проверки; знания о мире не полны, но имеют тенденцию к постоянному росту. Признание Огаревым экономических отношений одним из определяющих исторических факторов включало утверждение их существенной роли в формировании не только нравственных принципов, правовых норм, политических идей, но и общих теоретических понятий о мире, о философии, религии и искусстве. Основной задачей искусства и литературы он считал всестороннюю критику существующего порядка вещей и бескомпромиссную борьбу с социальной несправедливостью. После смерти А. Герцена Н. Огарев жил в Женеве. Он написал статьи «Памяти Герцена» и «Будущность», стихи. Старшие дети Герцена относились к нему с уважением и любовью, помогали ему деньгами, когда он возвратился в Англию в Гринвич, где и был похоронен на местном кладбище в 1877 г. В 1966 г. Н.П. Огарев перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Грановский Тимофей Николаевич 1813-1855 годы - историк, просветитель, общественный деятель. Родился в дворянской семье. Окончил юридический факультет Петербургского университета, получив степень кандидата. В 1836-1839 г.г. находился в научной командировке в Германии. Большое влияние на него оказали идеи Г. Гегеля, хотя гегельянцем в полном смысле этого слова он не стал. Для Т. Грановского был неприемлем жесткий схематизм философии истории Г. Гегеля, зависимость исторической закономерности от умозрительной логической необходимости, закрывавшей поле для творческой деятельности исторического субъекта, личности, а последнее оставляло, по его мнению, одно из непременных условий исторической жизни. После возвращения в Россию Т. Грановский читает лекции на кафедре всеобщей истории Московского университета и активно участвует в жизни московской интеллектуальной элиты. Он посещает кружок Н.В. Станкевича, общается с М.Н. Катковым, М.А. Бакуниным, П.Я. Чаадаевым, Н.П. Огаревым, А.И. Герценом. Т. Грановский являлся одним из основателей западнического течения общественной мысли, но со славянофильством его разделяли не политические, а теоретические разногласия оппозиции к существующему строю. В 1843-1844 г.г. он читает первый публичный цикл лекций по истории средневековой истории. В России он был одним из первых ученых, попытавшихся дать объективную оценку процессам и явлениям, характерным для западноевропейского средневековья. Он пытался сломать сложившиеся стереотипы, традиционные представления об этом периоде как «черном пятне» в развитии общечеловеческой цивилизации, отмечая несомненно прогрессивные процессы (начавшееся яркое проявление на исторической сцене личности, ее прав, особая нравственная атмосфера в обществе и, что самое главное, формирование научных идеалов будущего), одновременно указывая на негативные стороны эпохи. С 1847 г. все больше внимания уделяет литературной работе. В 1846 г. произошел идейный разрыв с А. Герценом, связанный с тем, что среди западников наметились тенденции размежевания на два лагеря - радикальный и либеральный. Т. Грановский избрал либеральную ориентацию. 12 января 1853 г. он произнес знаменитую речь «О современном состоянии и значении всеобщей истории» на торжественном собрании Московского университета, в которой подвел итог своим исследованиям методологических проблем как всеобщей истории, так и философии истории. В мае 1855 г., уже перед смертью, Т.Н. Грановский был утвержден деканом историко-филологического факультета Московского университета.

Славянофилы.

Представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х годов XIX века, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по их мнению, в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно возможном христианстве.

Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания «Философского письма» П.Я. Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Видными славянофилами были П.В. Киреевский, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков, Д.А. Валуев, Ф.В. Чижов, И.Д. Беляев, А.Ф. Гильфердинг. Близкими по позициям были писатели В.И. Даль, С.Т. Аксаков, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков.

Средоточием славянофилов в 40-х годах была Москва, литературные салоны А.П. Елагиной, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых. Здесь славянофилы общались и вели принципиальные споры с западниками о пути преобразований в России.

Идейно-философские взгляды славянофилов во многом были вызваны к жизни негативным отношением московских интеллектуалов к политическим реалиям царствования Николая I - полицейскому характеру государства, всевластию органов тайного сыска и мощной цензурой запретительности. Они пытались найти социальную гармонию.

Основные идеи:

***возвращение к истокам патриархального уклада русской жизни, которое было насильственно прервано реформами императора Петра I;

***Россия не просто не Запад, она антипод Запада, у неё свой особый способ бытия и развития, у нее иной тип цивилизации;

***православный путь развития, соборность, соборное сознание, добровольное признание власти и гармония с ней;

особое мировоззрение, основанное не на насилии как на Западе, а на национальной психологии.

Свою идею особого, русского типа цивилизации славянофилы хотя и тщательно разрабатывали, но многое в их доктрине носило эмоциональный, а не теоретический характер («Умом Россию не понять!»).

Эстетические взгляды.

Художественное творчество должно отражать определенные стороны действительности, которые отвечают теоретическим установкам славянофилов: общинность, патриархальная упорядоченность народного быта, «смирение» и религиозность русского человека.

В годы революционной ситуации 1859-1861 г.г. произошло значительное сближение взглядов славянофилов и западников на почве либерализма.

Хомяков Алексей Степанович 1804-1860 годы - религиозный философ, писатель, поэт, публицист. Родился в Москве в старинной дворянской семье. В 1822 г. сдал экзамен при Московском университете на степень кандидата математических наук, затем поступил на военную службу. Был знаком с участниками декабристского движения, но не разделял их взглядов. В 1829 г. ушел в отставку и занялся литературной и общественной деятельностью. А. Хомяков внес решающий вклад в разработку славянофильского учения, его богословских и философских оснований. Среди идейных источников славянофильства он прежде всего выделял православие, в рамках которого было сформулировано учение о религиозно-мессианской роли русского народа. Он также испытал значительное влияние немецкой философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Формально не примыкая ни к одной из философских школ, Хомяков не признавал материализм, характеризуя его как «упадок философского духа», но и определенные формы идеализма им не принимались полностью. Исходным в его философском анализе было положение о том, что «мир является разуму как вещество в пространстве и как сила во времени». Однако вещество или материя «перед мыслью утрачивает самостоятельность». В основе бытия лежит не материя, а сила, которая понимается разумом как «начало изменяемости мировых явлений». Он особо подчеркивал, что ее начала «нельзя искать в субъекте». Индивидуальное или «частное начало» не может «итожиться в бесконечное» и всеобщее, напротив, оно должно получать свой источник от всеобщего. Отсюда вывод, что «сила или причина бытия каждого явления заключается во»всем». «Всё», с точки зрения А. Хомякова, содержит ряд характеристик, принципиально отличающих его от мира явлений. Во-первых, «всему» присуща свобода; во-вторых, разумность (свободная мысль); в-третьих, воля («волящий разум»). Такими чертами может совокупно обладать только Бог. В своих «Записках о всемирной истории» он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Первая строится на началах необходимости, обрекая людей на бездумное подчинение, превращая их в простых исполнителей чужой воли, вторая же - это религия свободы, обращающаяся к внутреннему миру человека, требующая от него сознательного выбора между добром и злом. Наиболее полно ее сущность выразило христианство. Подлинное христианство делает верующего свободным, так как он «не знает над собой никакого внешнего авторитета». Но, приняв «благодать», верующий не может следовать произволу, оправдание своей свободы он находит в «единомыслии с Церковью». Отвергая принуждение как путь к единству, Хомяков считает, что средством, способным сплотить церковь, может быть только любовь, понимаемая не только как этическая категория, но и как сущностная сила, обеспечивающая «за людьми познание безусловной Истины». Наиболее адекватно выразить единство, основанное на свободе и любви, может, по его мнению, лишь соборность, играющая как бы роль посредника между божественным и земным миром. Общественно-политические взгляды А. Хомякова носили оппозиционный характер по отношению к николаевскому режиму, он был сторонником отмены крепостного права, смертной казни, выступал против всесилия духовной цензуры, за веротерпимость, за введение свободы слова. Стихотворные трагедии «Ермак», «Дмитрий Самозванец». Киреевский Иван Васильевич 1806-1856 годы - философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился в Москве в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на него оказала мать Авдотья Петровна, племянница В.А. Жуковского, вышедшая после смерти отца в 1817 г. замуж за А.А. Елагина, одного из первых в России знатоков философии И. Канта и Ф. Шеллинга. В литературном салоне А.П. Елагиной собиралась почти вся интеллектуальная элита Москвы. Иван Киреевский в 1830 г. побывал в Германии, где слушал лекции Г. Гегеля, с которым лично познакомился и который рекомендовал ему заниматься в области философии. В Берлине И. Киреевский слушал лекции Шлейермахера, в Мюнхене - Шеллинга. Вернувшись в Россию он предпринял попытку издавать журнал «Европеец», но издание запретили. Позднее сближается со старцами из Оптиной пустыни, с которыми его связывала литературная деятельность. Пытается получить кафедру философии Московского университета, но неудачно, так как считался политически неблагонадежным. В 1852 г. славянофилы издают свой журнал - «Московский сборник», в котором И. Киреевский публикуется. Его статья «О необходимости и возможности новых начал для философии», опубликованная в 1856 г. в журнале «Русская беседа» оказалась посмертной. Последние годы своей жизни работал над курсом философии и надеялся, что эта работа покажет миру «свое лицо в философии». Умер от холеры в Петербурге. Похоронен в Оптиной пустыни.

Народничество.

Оно представляло идеологию и движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-1895 г.г.). Выражало интересы крестьян, выступало против крепостничества и капиталистического пути развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. С начала 1860-х годов обозначается два крыла этого течения - революционное и либеральное. Родоначальники - А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Идеологи - М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Организации 1860-1880-х годов - ишутинцы, «чайковцы» (организаторы «хождения в народ»), «москвичи», «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». Со второй половины 1880-х годов наступил кризис народничества, возросло влияние либерализма - «теория малых дел».

Народничество - это идеология, включавшая комплекс философских, социологических, экономических и политических теорий, явление отечественной культуры, нашедшее отражение в литературе, искусстве, науке, практической деятельности.

Центральным звеном социального учения народничества была теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов - община, артель.

Философско-методологическая основа взглядов народников была различной - позитивизм (Н.К. Михайловский, отчасти П.Л. Лавров), материализм - П.Н. Ткачев и другие.

Всех их объединяло стремление теоретически обосновать право личности на социальную активность, а также утвердить ведущую роль социального идеала в построении учения об общественном развитии - «теория прогресса». Наиболее показательна с этой точки зрения субъективная социология народников. Она, в известной мере, сыграла позитивную роль, теоретически санкционировав борьбу «критически мыслящих личностей» - народнически настроенных разночинцев, с самодержавием и крепостничеством.

В экономике преобладал «экономический романтизм» - В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниэльсон и другие. Они стремились подтвердить идею некапиталистического пути развития с помощью анализа развития капитализма в России. Ошибочно расценивая рост буржуазных отношений в стране как регресс, как бесперспективный и даже невозможный вариант общественного развития.

Чернышевский Николай Гаврилович 1828-1889 годы - философ-материалист, общественный деятель, революционер. Родился в семье священника. Обучался в Саратовской духовной семинарии. В 1850 г. окончил историко-философский факультет Петербургского университета. Преподавал литературу в Саратовской гимназии до 1853 г., вернулся в Петербург для работы над диссертацией. Начал писать для литературных журналов и стал главным редактором ведущего антиправительственного органа - журнала «Современник». За радикальные взгляды и сотрудничество с членами тайного общества «Земля и воля» в 1864 г. был арестован и отправлен на каторгу (получил 7 лет) и ссылку в Сибирь, где провел 18 лет жизни. Лишь за несколько месяцев до смерти ему было разрешено вернуться в Саратов. Известны его работы по философии, социологии, экономике, этике, эстетике. Его магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.) положила начало широкомасштабному спору 60-х годов между материалистически мыслящими радикалами и идеалистически настроенными консерваторами. В противоположность господствовавшей гегелевской эстетике Н. Чернышевский утверждал, что искусство является лишь заменой действительности и не может быть выше ее. Истинная красота присуща реальной жизни, и главной задачей искусства является реалистическое и критическое воспроизведение того, что существует, то есть отражение и объяснение существующего, определение его пороков и недостатков и одновременно предвосхищение лучшего будущего. В своем главном философском сочинении «Антропологический принцип в философии» (1860 г.) он сумел изложить ориентированное на науку материалистическое мировоззрение (хотя из-за цензуры и не мог употреблять термин «материализм»). Под «антропологическим принципом» он подразумевал концепцию человека как единого организма, правда, в отличие от дерева или химического соединения, обладающего «духовным» измерением. Поскольку все психические явления определяются физической организацией человека, то он во всех своих действиях подчиняется тем же законам, что и остальная природа. Наиболее значительным произведением Н. Чернышевского был роман «Что делать?» (1863 г.), написанный им будучи политическим заключенным. В книге он рисует образы «новых людей», носителей своей философии - с их презрением к традициям, естественностью, приверженностью к науке, любовью к социально полезному труду, «разумным» поведением и взаимоотношениями. В целом, Н. Чернышевский считал, что социализм обусловлен всем ходом развития человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину. В советский период он был признан одним из наиболее глубоких мыслителей-материалистов в истории философии. Михайловский Николай Константинович1842-1904 годы - публицист, литературный критик, социолог. Учился в Петербургском институте горных инженеров; с 1868 г. - ведущий сотрудник, а затем соредактор журнала «Отечественные записки», фактически являвшегося рупором легального народничества; с начала 90-х годов и до конца жизни - соредактор журнала «Русское богатство», идейного выразителя влиятельного либерального направления легального народничества, сочетавшего идеалы аграрного социализма с либеральными требованиями конституционных форм, гражданских свобод и прав личности. Будучи по преимуществу легальным публицистом-критиком, Н. Михайловский тем не менее поддерживал контакты с революционно-народническими кругами: с конца 70-х годов - с народовольцами, участвуя в их органе «Народная воля», в конце жизни - с эсерами. Его отношение к философии отражает общий факт снижения ее значимости в народническом движении по сравнению с предшествующим ему просветительским движением 40-60-х годов XIX века. В этой сфере Михайловский - по большей части популяризатор. Главной для его антропоцентрической философской концепции была антиметафизическая установка, убеждение в несостоятельности любых, будь то материалистических или идеалистических, учений о безусловной сущности, лежащей за пределами опыта и наблюдений. «реальный мир» у него не тождественен бытию вообще. Центром Вселенной и мерой всех вещей является человек. К проблеме познания сущности мира он безразличен, отдавая дань феноменализму и агностицизму И. Канта и позитивизму О. Конта. Самобытность Н. Михайловского проявилась в области социологии. Он подчеркивал в первую очередь активную роль личности в истории, ее моральную позицию, способность противостоять стихийным силам исторического процесса, присущую ей способность свободного выбора деятельности. Взаимоотношение личности с обществом он представлял как борьбу за свою индивидуальность, считая допустимым отказ от совершенствования общества, если оно мешает развитию личности. В области социологии продолжатель так называемого субъективного метода П.Л. Лаврова.

Анархизм.

В переводе с греческого языка термин «anarhia» буквально означает «безначалие, безвластие». Это мелкобуржуазное общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. Основой анархического мировоззрения является индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм.

Характерным для анархизма является:

***враждебное отношение ко всем разновидностям государственной власти;

***защита мелкой частной собственности, мелкого землепользования, непонимание роли крупного производства;

***отказ от всех легальных форм политической борьбы, требование немедленного установления безгосударственного коммунистического строя.

Как общественно-политическое течение анархизм сложился в 40-70-х годах XIX века в Западной Европе. Он никогда не существовал как единая идеология. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М. Штирнера, П.Ж. Прудона, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, который сыграл пожалуй самую существенную роль в пропаганде идей анархизма и обосновании его доктрины. В доктрине П. Кропоткин применил позитивистскую философию и данные естествознания.

После короткого подъема в 1872-1879 годах анархизм входит в полосу кризиса, который выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора.

В России анархизм пользовался определенным влиянием среди части народников. Однако «хождение в народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к революционным выступлениям. Некоторое оживление наблюдалось в годы русской революции 1905-1907 годов. Социально-политические события в России в 1917 году показали несостоятельность анархизма, который выродился в контртеррористическое течение, нередко в прямой бандитизм - «махновщина».

Современный анархизм не прибавил ни чего нового к «традиционному». Он лишь ревизовал основные положения его творцов: П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина, сосредоточив основное внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (свободному, вольному) обществу, в частности, в США, Франции, Италии, Великобритании.

Бакунин Михаил Александрович 1814-1876 годы - революционер, один из идеологов анархизма и народничества, философ, публицист. Учился в Петербургском артиллерийском училище, затем служил в армии. В 1834 г. вышел в отставку и поселился в Москве. В 30-х годах член кружка Н.В. Станкевича, близко знаком с В.Г. Белинским. С 1840 г. за границей, был в дружеских контактах с П.Ж. Прудоном, активный участник революции 1848-1849 г.г. (Париж, Прага), за что дважды приговаривался – саксонским и австрийским судом – к смертной казни; в мае 1849 г. один из руководителей восстания в Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 г. в ссылке в Томске, затем в Иркутске. В 1861 г. бежал за границу, сотрудничал с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. Организатор тайного революционного общества «Интернациональное братство» (к. 1864-1865 г.г.) и «Альянса социалистической демократии» (1868 г.) С 1868 г. член 1-го Интернационала, выступал против линии К. Маркса и его сторонников, в 1872 г. решением Гаагского конгресса исключен из Интернационала. Труд М. Бакунина «Государственность и анархия» (1873 г.) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России, а так называемое «Прибавление А» к этой работе стало одним из программных документов революционного народничества. В области философии М. Бакунин обладал истинно спекулятивным талантом, причем его первые статьи «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика», «О философии» воспринимались порой как образец философских сочинений на русском языке. Включившись в 40-х годах в западноевропейское революционное движение, он пошел на разрыв не только с философией, но и со всякой теорией, надеясь на практическое разрешение социально-политических проблем. В 60-70-х годах он переходит на позиции материализма, близкого к антропологическому, и воинствующего атеизма. Испытав определенное влияние О. Конта, позитивистом М. Бакунин не стал: он не сводил философию к наиболее общим выводам науки, не был сторонником агностицизма. В центре его философских интересов - критика теологии и метафизики. Кропоткин Петр Алексеевич 1842-1921 годы - теоретик анархизма, географ и геолог, социолог, публицист. По происхождению князь. В 1862 г. окончил Пажеский корпус и произведен в офицеры. Пять лет прослужил в Сибири и совершил ряд экспедиций по Маньчжурии и Восточной Сибири. В начале 70-х годов дал научное объяснение широкому распространению древних материковых льдов в Северной и Средней Европе. В 1872-1874 г.г. член кружка «чайковцев» (последователей Н.В. Чайковского), вел революционную пропаганду среди петербургских рабочих, был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года бежал. В 1876-1917 г.г. в эмиграции: в Швейцарии, Франции, Англии. Участник анархических организаций, член научных обществ (в частности, Британской научной ассоциации). В области философии П. Кропоткин оставался сторонником позитивизма и механистического материализма. С этих позиций он отвергал как религиозный взгляд на действительность, так и спекулятивную метафизику, называя гегелевскую диалектику средневековой схоластикой. Особенно много он размышлял над идеей эволюции, причинами изменений в животном и социальном мире (причины видел во взаимопомощи, тесно связанной с присущим им общественным инстинктом). Справедливость, равенство, самопожертвование во имя общества толкуются им как моральные качества, способствующие укреплению солидарности людей.

Одним из ярких русских мыслителей XIX века, обладавшим философским складом ума и стремившимся к практическим действиям являлся Петр Яковлевич Чаадаев.

П.Я. Чаадаев был другом, соратником и единомышленником выдающихся людей своего времени: А. Герцена, Н. Огарева, Т. Грановского А Пушкина, представителей декабристского движения и многих других. Но отношения их были своеобразными, о них можно строить ряд предположений. В целом это были люди, которые старались объективно оценивать существующую монархическую властью, а где-то и пытались преобразовать её.

Чаадаев Петр Яковлевич 1794-1865 годы - мыслитель, публицист, философ. Друг А.С. Пушкина, родился и похоронен в Москве. В 1808-1811 г.г. учился в Московском университете, по окончании которого участвовал в Отечественной войне 1812 г., а также был участником заграничного похода русской армии в составе лейб-гвардии. Его пророчили в адъютанты императора Александра I, однако он пренебрег военной карьерой и в 1821 г. вышел в отставку и в этом же году был принят в Северное общество декабристов (с 1819 г. он являлся членом «Союза благоденствия»). Однако деятельным членом тайных обществ он не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823-1826 г.г. путешествовал за границей, где познакомился со многими выдающимися учеными и философами, в том числе с Ф. Шеллингом, Ф. Ламенне. В годы затворничества - 1829-1831, П. Чаадаев работает над своим главным произведением - «Философскими письмами». С 1831 г. начинает появляться в московском обществе и в последующие годы предпринимает неоднократные попытки опубликовать свое произведение. В 1833 г. он поселился во флигеле усадьбы Левашовых на Новой Басманной улице, где и оставался до самой смерти.

Первое из «Философских писем» П. Чаадаев опубликовал в 1836 г. в журнале «Телескоп» в № 15. Оно было напечатано анонимно. Реакция общественности была весьма бурной, но неоднозначной, даже более негативной, хотя по словам А. Герцена оно потрясло мыслящую Россию. В нем П. Чаадаев выражал сове отношение к отлучению России от «всемирного воспитания человеческого рода», негодовал по поводу национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих, по его мнению, сознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Одновременно он превозносит западную модель общественного развития, считая, что Запад олицетворяет собой как бы тройственное единство: единство религии, единство культуры и единство нравственности. Исторические факты, противоречащие этой картине, он отвергает либо осуждает (например: протестантизм). Западная Европа, по мысли П. Чаадаева, - единственно правильная форма цивилизации.

В монарших кругах философствование П. Чаадаева вызвало возмущение. По распоряжению императора Николая I издание журнала «Телескоп» было запрещено, цензор А.В. Болдырев был уволен со своей должности и с должности ректора Московского университета. Издатель журнала Н.И. Надеждин сослан на год в Усть-Сысольск


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: