Товароведение как научная дисциплина возникло и формировалось вместе с развитием товарного производства. Любая наука начинается с определенияосновных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями является «продукция» и «товар».
Продукция- это материальный или нематериальный (услуги, информация, идеи) результат деятельности, предназначенный для удовлетворения различных потребностей. Продукция становиться товаром, когда она является объектом купли-продажи. Таким образом товар- это объект купли-продажи и средство удовлетворения различных потребностей.
Объектами товароведной деятельности являются товары.
Товароведная деятельность как составная часть коммерческой
направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по
хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.). При этом в
качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но
и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие
изделия, оборудование и т. п.).
|
|
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
Ассортиментная характеристика товаров — совокупность
отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров,
определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая
характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность,
наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия
одного вида или наименования товара от другого.
Качественная характеристика (качество) товаров — совокупность
внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью
удовлетворять разнообразные потребности. Данная характеристика
товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще
общее потребительское свойство — назначение. Качественная
характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой
потребительских свойств, среди которых важное место занимают
безопасность и экологичность.
Количественная характеристика товаров — совокупность
определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью
физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики
удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и
зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы,
чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь
размерные характеристики, применяемые при оценке качества.
Стоимостные характеристики товаров не относятся к това-
роведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин,
поэтому в данном случае подробно не рассматриваются.