Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.
Код — знак или совокупность знаков, применяемых дляобозначения классификационной группировки и/или объектаклассификации.
Целью кодирования является систематизация объектов путемих классификации, идентификации, ранжированияи присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти ираспознать любой объект среди множества других.
Правила кодирования состоят в следующем:
• код должен иметь определенную структуру построения;
•код может быть выражен с помощью различных, заранее
обусловленных знаков;
•код должен способствовать упорядочению объектов.
Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.
В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют
цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховойалфавиты кода.
Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого
являются цифры. Например, консервам Молоко сгущенное Об-
щероссийским классификатором продукции (ОКП) присвоен код 67.
Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого
являются буквы алфавитов естественных языков. Например, в
Общероссийском классификаторе стандартов классу сельскохо-
зяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой
промышленности — Н.
Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками
которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.
Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи — С4.
Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого
являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в
виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA,
широко применяемые в международной практике