Свойства и показатели качества

Свойство — объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными.

Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, кислотность, жирность молока и др.

Сложное свойство — комплекс особенностей, проявляющихся всовокупности. Примером сложного свойства может служитьпищевая ценность продуктов питания, включающая целыйкомплекссвойств — энергетическую, биологическую и физиологическуюценности, а также усвояемость.

Показатель качества — количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качестваявляются физическими и/или нефизическими величинами. Физические величины (длина, масса и плотность и т. п.) могут измерятьсяколичественно и качественно. При этом следует иметь в виду, чтоодни и те же показатели могут характеризовать разные свойств товаров. Например, внешний вид служит одним из показателейорганолептических и эстетических свойств товаров. В то же время сложныесвойствамогут выражаться комплексом различных показателей. Так, энергетическаяценностьопределяется массовой долей жиров, углеводов и белков, а воздухопроницаемостьтекстильных материалов — скоростью прохождения воздуха через материал иливеличиной сопротивления материала воздушному потоку. Каждый показатель имеет

наименование и значение.

Наименование показателя служит качественной характеристикой товара

(например, массовая доля сахара в соке).

Значение показателя является результатом количественного и качественного

измерения (размера и размерности), например, 12% сахара в соке. Значение

показателя применяется для установления соответствия или несоответствия товараопределенным требованиям или для констатации результатов измерений.

Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от

характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные) или от

назначения (базовые и определяющие).

Единичные показатели — показатели, предназначенные для выражения простых

свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма,

целостность, кислотность.

Комплексные показатели — показатели, предназначенные для выражения

сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба — комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность идр.

Интегральные показатели — показатели, определяемые как отношение

суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к

затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление. Такойпоказатель обычно применяется при упрощенных расчетах конкурентоспособноститоваров.

Базовые показатели — показатели, принятые за основу при сравнительной

характеристике показателей качества. Примером базового показателя может

служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.

В качестве базовых могут использоваться показатели лучших образцов

аналогичной продукции, созданных на основе передовых научно-технических

достижений, а также показатели стандартов или технических регламентов.

Определяющие показатели — показатели, имеющие решающее значение при

оценке качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели

— внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых

продуктов; физико-химические показатели — массовая доля жира (в

жиросодержащих продуктах — коровье молоко, маргарин и др.), этилового спирта

(в алкогольных напитках) и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: