Свойство — объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными.
Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, кислотность, жирность молока и др.
Сложное свойство — комплекс особенностей, проявляющихся всовокупности. Примером сложного свойства может служитьпищевая ценность продуктов питания, включающая целыйкомплекссвойств — энергетическую, биологическую и физиологическуюценности, а также усвояемость.
Показатель качества — количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качестваявляются физическими и/или нефизическими величинами. Физические величины (длина, масса и плотность и т. п.) могут измерятьсяколичественно и качественно. При этом следует иметь в виду, чтоодни и те же показатели могут характеризовать разные свойств товаров. Например, внешний вид служит одним из показателейорганолептических и эстетических свойств товаров. В то же время сложныесвойствамогут выражаться комплексом различных показателей. Так, энергетическаяценностьопределяется массовой долей жиров, углеводов и белков, а воздухопроницаемостьтекстильных материалов — скоростью прохождения воздуха через материал иливеличиной сопротивления материала воздушному потоку. Каждый показатель имеет
|
|
наименование и значение.
Наименование показателя служит качественной характеристикой товара
(например, массовая доля сахара в соке).
Значение показателя является результатом количественного и качественного
измерения (размера и размерности), например, 12% сахара в соке. Значение
показателя применяется для установления соответствия или несоответствия товараопределенным требованиям или для констатации результатов измерений.
Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от
характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные) или от
назначения (базовые и определяющие).
Единичные показатели — показатели, предназначенные для выражения простых
свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма,
целостность, кислотность.
Комплексные показатели — показатели, предназначенные для выражения
сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба — комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность идр.
Интегральные показатели — показатели, определяемые как отношение
суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к
|
|
затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление. Такойпоказатель обычно применяется при упрощенных расчетах конкурентоспособноститоваров.
Базовые показатели — показатели, принятые за основу при сравнительной
характеристике показателей качества. Примером базового показателя может
служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.
В качестве базовых могут использоваться показатели лучших образцов
аналогичной продукции, созданных на основе передовых научно-технических
достижений, а также показатели стандартов или технических регламентов.
Определяющие показатели — показатели, имеющие решающее значение при
оценке качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели
— внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых
продуктов; физико-химические показатели — массовая доля жира (в
жиросодержащих продуктах — коровье молоко, маргарин и др.), этилового спирта
(в алкогольных напитках) и т. д.