Свойства и показатели ассортимента

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента — количественное и/или качественноевыражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Показатели ассортимента:

Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Так, общая широта в гипермаркете «Ашан» составляет единовременно 45 тыс. ассортиментных единиц, относящихся к 40 группам, а в течение года — до 80 тыс. ассортиментных единиц. Всупермаркетах общая широта в течение года колеблется в пределах30—50 тыс. ассортиментных единиц.

Торговая марка — это фирменное наименование одного илинескольких товаров, определенное предприятием-изготовителемили торговой организацией.

Торговая марка, получившая известность и престижность благодаря

технологиям продвижения (брэндинга), называется брэндом.

Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей инаименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительнымй и базовыми.

Показатель действительной полноты характеризуется фактическимколичеством видов, разновидностей и наименований товароводнородной группы, а базовый — регламентируемым илипланируемым количеством товаров

Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного

показателя полноты к базовому.Например, в ассортименте магазина имеются сыры Швейцарский,Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рокфор. Первыечетыре наименования относятся к группе твердых сычужных сыров.Поэтому действительный показатель полноты для группы твердыхсычужных сыров будет равен 4. В российских стандартахпредусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пятьнаименований поступает по импорту. Следовательно, базовыйпоказатель полноты составляет 25 наименований, а коэффициентполноты в нашем примере — 16%.

Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измеренияэтого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций— одна из них. Например, глубина торгового ассортимента плодовыхсоков определяется количеством торговых марок («Чемпион», «Я», «Тонус», «Моя семья» и т. д.), а также их модификаций («Тонус»: яблочно-апельсиновый, персико-апельсиновый и т. п.) и товарныхартикулов, различающихся упаковкой, ее вместимостью (0,2; 1; 1,5;2 л).

Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости (Ку) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивымспросом у потребителей (У), к общему количеству видов,

разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп(Шд).

Так, в рассмотренном выше примере устойчивым спросомпользуются три наименования сыра из пяти. Следовательно, коэффициент устойчивости равен 60%.

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаровудовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением —количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степеньюобновления (Кн), которая выражается через отношение количествановых товаров к общему количеству наименований товаров (илидействительной широте).

Структура ассортимента товаров — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Онахарактеризуется удельной долей каждого видаи/или наименования товара в общем наборе.

Структура ассортимента может выражаться как в натуральных, так

и в относительных показателях. Они рассчитываются как отношение

количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров,

входящих в ассортимент.

Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое

количество видов товаров повседневного спроса, определяющих

профиль розничной торговой организации.

Согласно п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января1998 г. № 55, ассортиментный перечень товаров продавец — предприятие розничной торговлиустанавливает самостоятельно. Однако ассортиментный перечень пищевых продуктов продавец

должен согласовать с органами Роспотребнадзора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: