Концепция созревания

Гезелл говорил, что рост или развитие ребенка обусловлен двумя основными силами. Во-первых, ребенок — продукт своего окруже­ния. Но самое главное, считал Гезелл, развитие ребенка направляет­ся изнутри действием его генов. Гезелл называл этот процесс созре­ванием (Gesell, 1945, р. 41).

Самая яркая черта развития и созревания — это то, что оно все­гда разворачивается в фиксированной последовательности. Сначала это можно наблюдать в развитии эмбриона, когда, например, серд­це начинает развиваться и функционировать первым. Вскоре пос­ле этого быстро дифференцирующиеся клетки начинают форми­ровать центральную нервную систему — головной и спинной мозг. Развитие мозга и головы, в свою очередь, начинается до развития остальных частей, таких как руки и ноги. Такой порядок, выполня­емый в соответствии с генетической программой, никогда не нару­шается.

Точно такая же последовательность развития продолжается и после рождения. Например, так же как первой у эмбриона развива­ется голова, она — главный орган в раннем постнатальном разви­тии. Дети сначала контролируют свои губы и язык, затем движе­ния глаз, сопровождаемые контролем шеи, плеч, рук, пальцев, туло­вища, ног и ступней. Как в период развития после рождения, так и до рождения наблюдается общая тенденция развития: от головы — к ногам (Gesell, 1945, р. 339). По мере того как дети растут, они учатся сидеть прямо, стоять, ходить и бегать, и эти способности также развиваются в определен­ном порядке. Они возникают вместе с ростом нервной системы, са­мой по себе направляемой генами.

У детей, разумеется, скорость развития варьируется. Не все они начинают одновременно стоять и ходить. Тем не менее все дети проходят одинаковую последовательность развития. Более того, инди­видуальные различия в скорости взросления, с точки зрения Гезелла, по большей части обусловлены внутренним генетическим меха­низмом (Gesell, 1945, р. 161).

Как указывалось, результат созревания отличается от воздей­ствия окружающей среды. То есть в период пренатального развития созревание — это не внутреннее окружение, вроде температуры эм­бриона и кислорода, получаемого от матери. Эти факторы окружа­ющей среды, конечно, существенны: они поддерживают надлежа­щий рост, но они не играют прямой роли в последовательном развертывании паттернов структур и действий. Здесь срабатывают внутренние механизмы созревания.

Родившись ребенок попадает в совершенно иное окружение. Это окружение не только отвечает его физическим потребностям, но и побуждает вести себя определенным образом. Гезелл говорил, что ребенку, очевидно, нужно социальное окружение, чтобы понять свои возможности, но он также считал, что силы социализации луч­ше всего срабатывают, когда совпадают с внутренними принципами созревания (Gesell, 1945, р. 41).

Гезелл отчасти противостоял тому, чтобы заставлять детей усваивать что-либо раньше, чем они могут. Дети сядут, пойдут и заговорят, когда будут готовы, когда окажется, что их нервная сис­тема уже достаточно созрела. В нужный момент они просто начнут справляться с задачей, руководствуясь своими внутренними по­буждениями. До этого времени обучение не будет представлять ценности и может создать напряжение между воспитателями и детьми.

Следовательно, созревание — это процесс развития, обусловлен­ный внутренними факторами, главным образом генами, — хими­ческими веществами, содержащимися в ядре каждой клетки. Гены определяют последовательность, время и форму появления пат­тернов действия.

Тем не менее точный механизм работы генов как во времена ис­следований Гезелла, так и по сей день остается таинственным. Тем не менее мы можем все еще представлять со­зревание как процесс, посредством которого гены направляют развитие, хотя и при взаимодействии с другими факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: