Гезелл считал, что воспитание детей должно начинаться с осознания скрытой мудрости законов созревания. Дети рождаются с врожденным расписанием, являющимся результатом биологической эволюции почти в 3 миллиона лет; они исключительно «мудры» в том, что касается их потребностей, и в том, что они готовы и не готовы делать. Так что родителям нужно прислушаться к сигналам, которые подают им сами дети.
В вопросе о кормлении Гезелл активно защищал идею, что кормить ребенка нужно тогда, когда он сам проявляет готовность, а не по условленному графику. Расписание самостоятельных требований опирается на органическое время, основанное на мудрости тела. Ребенка кормят, когда он голодный; ему разрешают спать, когда он сонный; его не будят чтобы накормить; ему меняют пеленки, когда он беспокоится, что промок; его пускают поиграть, когда он этого хочет. Его не заставляют жить по часам на стене, а, скорее, он живет по внутренним часам своих колеблющихся потребностей (Gesell, 1945, р. 51).
Если родители перестанут думать о том, как «должен» вести себя ребенок, и вместо этого будут следовать детским сигналам и знакам - они увидят врожденную способность ребенка к саморегуляции и развитию. Они увидят как ребенок регулирует собственные циклы кормления, сна и бодрствования. Чуть позже они будут наблюдать как ребенок учится сидеть и ползать сам, без побуждения и подталкивания. Родители начинают доверять ребенку и процессу развития.
|
|
Гезелл подчеркивал, что первый год — это самая лучшая пора для обучения с учетом индивидуальности ребенка (р. 57). Родители, отзывчивые к потребностям ребенка в младенческом возрасте, естественно, и позже будут чувствительнее к уникальным интересам и способностям ребенка. Они будут меньше склонны внушать ребенку собственные ожидания и амбиции и более склонны давать индивидуальности ребенка шанс вырасти и найти себя.
Гезелл говорил, что родителям нужно, кроме интуитивной чувствительности к ребенку, некоторое теоретическое знание о направлениях и последовательности развития. В частности, им нужно осознать, что развитие колеблется между периодами стабильности и нестабильности. Это знание способствует развитию терпения и понимания у родителей. Например, родителю поможет сознание того, что дети двух с половиной лет проходят трудный период, когда они могут быть очень упрямы. Понимая это, родители не станут испытывать острой потребности подавить такое поведение, пока не поздно. Напротив, родители смогут более гибко вести себя с ребенком и даже радоваться, что ребенок так твердо пытается отстоять собственную независимость (р. 197, 296).
|
|
Одна из последовательниц Гезелла, Луиза Бейтс Эймс предлагала родителям следующие советы:
1. Откажитесь от мысли, что то, кем вырастет ваш ребенок; зависит от вас и нельзя терять ни минуты.
2. Попытайтесь оценить чудо роста. Наблюдайте и получайте удовольствие от того, что каждая неделя и каждый месяц приносят нечто новое в развитие вашего ребенка.
3. С уважением относитесь к его незрелости. Предвидьте тот факт, что ему, по всей вероятности, понадобится сначала ползать, прежде чем ходить, выражать себя с помощью одного слова, прежде чем он будет говорить целые фразы, и произносить «нет», прежде чем сказать «да».
4. Попытайтесь не думать о том, что должно быть потом. Радуйтесь, и пусть ваш ребенок получает удовольствие от каждой стадии развития, прежде чем двигаться дальше (р. 108,125).
В результате дети научатся контролировать свои импульсы и справляться с требованиями своей культуры. Тем не менее Гезелл считал, что дети скорее научатся так поступать, если мы будем обращать внимание на их собственную развивающуюся способность воспринимать контроль других людей. Развитие языка и расширенная временная перспектива помогают детям откладывать непосредственное вознаграждение. В два с половиной года им не нужно сразу же выпить сок, потому что они понимают, когда отец или мать говорят им: «быстро». В 3 года они могут понять «когда будет пора обедать». А к 4 они хотят уже сами помогать готовить еду. Следовательно, культура может облегчить детям приобщение к ней, если родители сами приспособятся к созревающей готовности ребенка переносить контроль других людей.
В то же время недостаточно подобрать технику для каждого возраста или класса, ведь каждый ребенок имеет индивидуальные особенности в скорости роста и способностях. Соответственно взрослому нужно приспособить свою работу к степени готовности и способностям каждого отдельного ребенка.
Оценка
Идея Руссо о внутренней силе развития стала основным принципом в обширных научных работах и исследованиях Гезелла. Он показал, как механизмы созревания, хотя и незаметно, проявляются в сложной последовательности развития и процессов саморегуляции и указал на то, что есть веские причины считать, что развитие идет по внутреннему плану.
Чаще всего Гезелла критикуют за то, как он излагал нормы для каждого возраста. Как уже упоминалось, его нормы слишком унифицированы и не дают нам представления о том, сколько изменений происходит в каждом конкретном возрасте. Более того, Гезелл разработал свои нормы на основе наблюдений за детьми из семей среднего класса (сотрудников Йельского университета), и их нельзя полностью применить к другим культурным контекстам.
В последние годы возрастные нормы Гезелла снова подверглись критике после новой волны исследований, посвященных новорожденным (младенцам до 1 месяца). Как выяснилось, новорожденные обладают многими удивительными способностями. В правильных условиях они могут визуально следовать за движущимися предметами на короткие расстояния, могут визуально дотрагиваться до предметов, выделять форму, цвет, звук, вкус и запах. Они могут подражать движениям, например, высовывать язык и проявлять рефлекс хождения (Крейн У., 2002, с. 53). В свете таких данных развитие, по Гезеллу, разворачивается слишком медленно. Новорожденные оказываются намного «сообразительнее», чем можно было бы подумать.
Более того, некоторые ранние способности, в том числе и рефлексивная ходьба, протягивание рук и подражание, как правило, исчезают через месяц или два. Они чаще всего исчезают, когда поведение начинает контролироваться более высокими корковыми центрами. Затем, когда эти способности все же снова проявляются, они становятся более произвольными. В любом случае новые исследования новорожденных, скорее, дополняют, чем прямо противоречат картине развития, представленной Гезеллом. Современные педиатры и специалисты, изучающие маленьких детей, по-прежнему придают большое значение нормам Гезелла, эти нормы помогают им определить способности маленьких детей в разном возрасте.