Гезелл твердо верил в уникальное развитие каждого ребенка. К сожалению, его позиция затемнялась способом подведения итогов исследований. Например, он писал о ребенке в 2 с половиной и 3 года и так далее, как если бы могли ожидать, что все дети в каждом возрасте ведут себя точно так же.
В действительности Гезелл считал, что все нормальные дети проходят одну и ту же последовательность, но скорость их развития варьируется. Он также предположил, что скорость роста связана с различием в темпераменте личности. В своей интересной дискуссии (р. 44-45) он представил трех гипотетических детей: того, кто растет медленно, того, кто растет быстро и того, кто растет нерегулярно, и представил как каждый стиль роста может проявиться у детей с разными темпераментами и склонностями. Ребенок «А», развивающийся медленно, мог, к примеру, быть медлительным и осторожным, способным ждать, с ровным темпераментом и способным решать свои жизненные проблемы. Ребенок «Б», развивающийся быстро, может реагировать быстро, быть счастливым и в целом умным и сообразительным. Ребенок «В», развивающийся неравномерно, может быть порой чересчур осторожным или, наоборот, недостаточно осторожным, часто впадать в плохое настроение, ему трудно ждать, но у него мелькают поразительные интуитивные догадки. Гезелл считал, что ребенок с тем или иным темпераментом и стилем развития предъявляет различные требования к культуре и что культура должна приспособиться к уникальности каждого ребенка.