Сравнение с обычными упражнениями

По мнению У. Крейна, большинство учителей не удовлетворяются тем, чтобы обращаться с детьми как с детьми, и не учитывают их собственных потребностей и путей обучения. Напротив, они пытаются как можно быстрее внушить взрослое знание. В результате они предоставляют детям много уроков, превосходящих детское понимание. Например, они дают уроки истории, географии и математики, не имеющие ничего общего с непосредственным опытом ребенка, и предполагают у ре­бенка способность к суждению, которая у него отсутствует.

Когда дети пытаются справиться с такими уроками, они обнару­живают, что учеба — неприятный и унизительный опыт. Но мало этого, поскольку они не могут полностью понять того, о чем говорит взрослый, они вынуждены принимать все на веру, принимать отве­ты просто потому, что взрослый объяснил им правду. У них есть един­ственный выход — спрашивать родителей или учителей: есть ли у меня правильный ответ, правда ли это? Следовательно, они учатся зависеть от других и перестают думать сами.

Когда детей просят выучить вещи, превосходящие их понима­ние, они становятся ленивыми и теряют мотивацию. Чтобы их мо­тивировать, учителя используют угрозы, подкупы, неодобрение, лесть и другие социальные подкрепления. Они пытаются заставить детей учиться, чтобы завоевать одобрение взрослых. Такие проце­дуры только подкрепляют зависимость ребенка от одобрения других.

Руссо утверждал, что его собственный метод, напротив, «чисто негативный» (р. 57). То есть он давал Эмилю упражнения, способ­ствующие развитию его тела и чувств. Но при этом как можно доль­ше оставлял его рассудок в бездействии. Он защищал Эмиля от всех мнений, пока у него не развилась способность к рассуждению и ког­да он смог рассуждать сам. В возрасте 12-15 лет Эмиль мог показаться невеждой в привычном для нас смысле. Он ничего не знал об обществе или нравственности и не показывал, что обладает еще какими-то знаниями. Но он научился судить обо всем в соответствии со своим собственным опытом. Следовательно, он был способен к настоящему мышлению (р. 127).

Оценка

Руссо ввел несколько ключевых идей в теорию развития. Во-пер­вых, он предположил, что развитие происходит в соответствии с внутренним биологическим расписанием. Вначале у нас возникает картина развития, разворачивающаяся совершенно независимо от влияния окружающей среды. Детей больше не формируют внешние силы, такие как обучение взрослых и социальные подкрепления. Они растут и учатся в основном сами, в соответствии с планом природы. Сегодня мы называем этот план биологическим созреванием.

Во-вторых, Руссо предположил, что развитие происходит в про­цессе серии стадий, периодов, во время которых дети по-разному осознают этот мир. Дети отличаются от взрослых не только потому, что они «чистые доски», которые постепенно усвоят знания взрос­лых; скорее, на каждой стадии паттерны детского мышления и пове­дения имеют свои собственные уникальные характеристики.

В-третьих, Руссо предложил новую философию образования, ко­торую сегодня мы бы назвали «ориентированной на детей». Он ска­зал «обращайтесь с вашим школьником в соответствии с его возрас­том» (р. 55), под чем подразумевал, что мы должны приспособить наши уроки к определенной стадии развития ребенка. Таким обра­зом дети будут в состоянии судить о вещах в соответствии с их соб­ственным опытом и силой понимания.

Вопросы:

1. Назовите основные тенденции исследования когнитивного развития в теории преформизма.

2. Проанализируйте взгляды Д. Локка на развитие.

3. Дайте характеристику философии образования Д. Локка.

4. Опишите основные стадии развития по Ж.-Ж. Руссо.

5. Сформулируйте основные положения образовательного метода Ж.-

Ж. Руссо.

6. Проанализируйте на примерах рациональные позиции

образовательных технологий Ж.-Ж. Руссо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: