Германия

Немногие государства переживали столь большие перемены как Германия. Германия пережила тоталитарный национал – социализм и социализм марксистско–ленинский, два военное–полицейских краха и оккупацию, отторжение больших территорий и раздел страны, объединение и демократические реформы, разрушительные кризисы и образцовое «экономическое чудо».

Все эти потрясения сказались на экономическом положении Германии – она стала одной из ведущих и наиболее развитых держав. Развитие экономики Германии в ХХ веке говорит о неоднозначности и сложности модернизации экономики.

В начале века Германия имела мощную металлургическую отрасль и металлообработку. Военная экономика 1914 – 1918 годы характеризовалась активным ростом вооружений (1/2 национального производства). Первая мировая война разрушила экономику, Германия платила репарации. Но уже в 1920-м г. наметился экономический рост, прерванный спадом 1923 г. и обесценением марки. Проведение денежной реформы и приток иностранного капитала исправили положение.

Кризис 1929 – 30 годов оказал на Германию исключительно неблагоприятное воздействие. Однако он был преодолён с помощью методов центрально-административного регулирования, принудительного картелирования и диктатуры. Это привело к возрождению военной экономики и полному краху страны.

После крушения нацистского режима и окончания войн, Германия три года пребывала в разрухе. Удачно проведённая денежная и экономическая реформа Л. Эрхарда возродила Германию.

Через 15-20 лет порядок, установленный после реформ Эрхарда, потребовал изменений. Кризис разразился в 1966 г., который существенно повлиял на хозяйственно-политическое развитие Германии. В 70-е годы возник большой бюджетный дефицит, инфляция, вырос государственный долг. Структурный кризис перерос в двухлетнюю депрессию, число безработных достигло 1 млн. человек.

В 1982 г. произошла смена власти, что вызвало умеренный, но длительный подъём. В целом 80-е годы характеризуются модификацией социального рыночного хозяйства и возвратом к устойчивому бескризисному развитию. В 1990 г. этот успех в развитии ФРГ подтолкнул ГДР к объединению. Начался ускоренный рост ВВП в новых федеральных землях. Меняется производственный аппарат, инфраструктура, хозяйственные отношения, хозяйственный порядок.

После 1995 г. развитие экономики на востоке страны ощутимо замедлилось, а с 1997 г. темпы роста в новых землях стали ниже, чем в западных. В 1997 г. ВВП в западных землях вырос на 2,4%, а в восточных – всего на 1,8%. В 2000 г. разрыв ещё больше увеличился. Основной причиной, очевидно, стал спад строительной индустрии, имевшей на Востоке большой удельный вес в создаваемом ВВП, чем на Западе. Кроме того, в Восточных землях замедлилось развитие сферы услуг. Германскую коньюктуру рынка поднимали не восточные, а старые федеральные земли.

В первой половине 90-х годов восточные немцы внесли небольшой вклад в экономический рост. Большая часть ВВП создавалась в старых федеральных землях, а часть, создаваемая в восточных землях, была результатом государственных трансфертов и частных вложений Запада. В результате располагаемые доходы домохозяйств в расчёте на одного жителя, по отношению к западногерманскому уровню быстро выросли (с 47,5% в 1991 до 66,3% в 1994 г.), тогда как производительность труда в 1994 г. Достигла лишь 50% западногерманского уровня. Рост заработной платы продолжает обгонять рост производительности труда. Таким образом, на протяжении десятилетия сохраняется превышение уровня заработной платы над уровнем производительности труда примерно на 7-8 пунктов.

Оценки экономического потенциала и эффективности в бывшей ГДР были чрезмерно завышены. По некоторым оценкам ВВП на душу населения достигал 60-70% западногерманского уровня, а производительность труда в материальном производстве – около 50%. На деле же и душевой ВВП и производительность труда в ГДР в 1989 г. Не превышали 1,3% уровня ФРГ. ВВП на душу населения в 1996 г. В новых землях всё ещё был меньше 60% западного уровня. Экономический потенциал бывшей ГДР был явно завышен. Восточные земли было вложено более 1 трлн. марок, большая часть которых ушла не на производственные инвестиции, а на социальные субсидии.

В то же время эти инвестиции позволили создать реальный экономический задел для обеспечения единства страны без тяжёлых социальных последствий.

Если рассматривать варианты политики, которые применены в Германии с 60-х годов ХХ в., то необходимо отметить, что новизна заключалась в расширении государственного вмешательства в хозяйственные процессы с использованием неокейнсианских инструментов. В процесс выработки политики вовлекались профсоюзы и союзы работодателей. Согласованные действия по поводу политики доходов свелись к политике зарплаты. Считалось, что для борьбы с инфляцией необходимо нейтрализовать экономическую власть отдельных групп с разными доходами (предпринимателей, собственников капитала, наёмных работников) путём принуждения к сотрудничеству, обмену информацией. Но это «согласованное действие» не предусматривало санкций за невыполнение, и политика оказалась неэффективной.

Для «ориентации» народного хозяйства в Германии вводилось среднесрочное финансовое планирование. Эта политика получила название фискальной политики стабилизации. Это коньюктурная антициклическая политика, нацеленная на сглаживание коньюктурных колебаний. Вместо прежней ориентации на бум был взят курс на устойчивый экономический рост. Вместо сбалансированного бюджета, задачей становится достижение общеэкономического равновесия. Был принят «закон о стабильности», который определил правовые рамки для антициклической финансовой политики. Закон обязывал федеральные и земельные власти приспосабливать свою бюджетную политику к целям общеэкономического равновесия. Политика была нацелена на стабильность цен, высокий уровень занятости, внешнеэкономическое равновесие, постоянный и сбалансированный экономический рост. Возможность достичь эти цели одновременно была всегда сомнительной и одной денежной политики было явно не достаточно.

Антикризисные меры увязывались в систему всеобъемлющей политики, связующим элементом которой и было среднесрочное планирование. Лозунг этой политики – «конкуренция – насколько возможно, планирование – насколько необходимо».

В 70-е годы эта политика уже не могла должным образом реагировать на нефтяные шоки. Социал-демократы тратили деньги не только на социальную политику, но и пытались регулировать инвестиции. Эта политика сыграла позитивную роль в развитии малого и среднего бизнеса. Глобальное регулирование нельзя назвать абсолютно негодным, однако оно действовало ограниченно. Среднесрочное планирование не решало полностью бюджетные проблемы, но срабатывала система «раннего обнаружения» и подбора средств для их устранения.

В1982 г. начался большой сдвиг в экономической политике – от стимулирования спроса к экономике предложения. Сдерживание роста государственных расходов привело к снижению доли государства в перераспределении ВВП. С 1982 по 1989 годы доля государственных расходов сократилась с 49,8% до 45,3%. Дефицит государственного бюджета снизился с 3,4% ВВП в 1996 г. до 3,0% в 1997 г., в1999 г. он составил 1,2%.

Попытки снижения налогов предпринимались, но в 70-90-е годы Германия была страной с очень высокими налогами и лишь в 2000 г. началась реформа налогообложения. Высоким в 90-е годы был и государственный долг, так как шло субсидирование структурно слабых отраслей и сфер хозяйства.

Самая большая и нерешённая проблема Германии - безработица. В 90-е годы она ежегодно росла на 200-300 тыс. и дополнительно к ней добавлялась более чем миллионная армия безработных в новых федеральных землях. В Восточной Германии безработица особенно высока, в то же время доля занятых в общей численности активного населения здесь выше, чем в Западной Германии. Это значит, что потребность в работниках в Восточной Германии выше, чем в Западных землях.

В настоящее время экономика Германии на первом месте в ЕС, на втором и третьем – Италия и Франция. По большей части экономических критериев, таких как: уровень мирового развития, доля в мировом производстве, величина экономического потенциала – Германия относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира. По объему ВВП и величине промышленного производства она занимает одно из ведущих мест в мире (ВВП – 2,4 трлн. долл.). На Германию приходится почти треть совокупного ВВП ЕС.

В Германии экономика основана на свободе выбора потребления, выбора профессии, предпринимательской деятельности. Координацию спроса и предложения обеспечивает чувствительный механизм цен и конкуренции. Государство регулирует монополии.

Поскольку экономика бедна полезными ископаемыми, развиваются преимущественно промышленность и сфера услуг. Большие площади заняты производством продукции сельского хозяйства. Для Германии характерны следующие тенденции:

- подъем экономики, чему способствует мировой подъем;

- снижение курса евро, обеспечивает рост экспорта немецких товаров;

- Германия активно импортирует сырье и продукты первичной переработки.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности остаются автомобилестроение, транспортное машиностроение, общее машиностроение, электротехническая промышленность, точная механика, химическая, фармацевтическая, косметическая промышленность и черная металлургия. Высокий уровень активности имеют автомобильная промышленность, машиностроение, электротехника. Развитию этих отраслей способствует оживление деловой активности на рынках Азии, Южной Америки, Восточной Европы и инвестиции в зону евро.

Немецкое сельское хозяйство остается на высоком качественном уровне. Оно получает от государства немалые субсидии, что делает его не слишком эффективным. Развитие сферы услуг несколько отстает от других развитых стран. В то же время Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме.

Налогообложение основано на подоходном налоге (более 1/3 общей суммы налоговых поступлений). С 2000 года идет реформа налогообложения, предполагающая снижение налоговых ставок. Минимальная ставка подоходного налога снижена с 22,9% до 15% в 2009 году. необлагаемый минимум составляет 7664 евро в год для одиноких.

По объему товарооборота Германия занимает второе после США место в мире и первое на европейском континенте. На нее приходится около 9% общего объема мировой торговли и около 25 % объема торговли стран ЕС.

Германия является крупным поставщиком на мировой рынок готовых товаров, в том числе машин, оборудования, транспортных средств. Доля этих товаров в германском экспорте составляет 51,6%. На продовольствие приходится 4,5% объема экспорта, на полуфабрикаты – 3,8%, на товары химической промышленности и каучук – 15%. В свою очередь Германия много закупает машин (38,6% импорта). В импорте выделяются закупки сырья (9,1%) и продовольствия (8,1%). На долю стран ЕС в экспорте Германии приходится 64,2%, других стран Европы – 6,3%, США – 9,3%, Россию – 2,0%. В немецком импорте доля стран Евросоюза составляет 51,2%, других европейских стран 9,7%, России – 2,3%.

Германия является глобальным экспортером капитала, причем в основном в страны ЕС, далее идут страны Азии и Австралия. Объем инвестиций в российскую экономику из Германии составляет 12,8% от всех иностранных инвестиций в РФ. Инвестиции идут в основном в машиностроение и металлообработку.

13.4. Япония

Япония – самый яркий пример послевоенного рывка мировой экономики, который вошел в историю как «японское чудо». С другой стороны, в течение последнего десятилетия Япония была в кризисе, и лишь сейчас там наблюдается подъем.

Ни один из факторов, определяющих экономическое развитие США, не является характерным для экономики Японии. Это бедное ресурсами государство, которое закупает за границей 80% потребляемых топливно-энергетических ресурсов. Эта ситуация послужила мощным стимулирующим фактором для создания «гидропонной экономики». Аналогичная ситуация и с демографическими ресурсами. В стране никогда не было иммиграции и 99% населения – японцы.

В Японии мало бедных, но и мало богатых, 90% японцев относят себя к «среднему классу» и много сберегают, что позволило стране обойтись без большого притока капитала.

Важную роль в развитии экономики сыграли более 50 реформ, проведенных под контролем американской администрации после Второй мировой войны. Сложилась новая хозяйственная структура Японии, в которой было, как бы, три полюса: крупный бизнес, малый бизнес и государство.

Японский вариант смешанной экономики сформировался при большом влиянии общинного сознания. Национальной традиции присуще убеждение в том, что любая социальная группа выше индивида.

Япония – общество социальной гармонии. При высоком уровне дохода на душу населения в Японии нет значительных различий в положении богатых и бедных. Отношение суммы доходов 20% наиболее обеспеченных граждан к сумме доходов наименее обеспеченных составляет всего 2,9.

Современная система смешанного общества Японии - это сплав национальных традиций и передового опыта других стран. Центральным элементом смешанного общества является регулирующая функция государства по отношению к частному бизнесу. Особое внимание уделяется стратегическим проблемам. В Японии государственный сектор сравнительно небольшой. Однако по сравнению с США он в 2 раза больше.

Японию называют «страной государственной политики без государственной собственности». На долю государственного сектора приходится 15,8% стоимости национального богатства Японии. Особенностью государственных предприятий является гибкий характер руководства ими.

Главную роль в смешанной экономике Японии занимает экономическое планирование. Планы носят индикативный характер, но подкрепляются широким арсеналом финансовых, правовых и организационных средств. Японское правительство сравнивают со штаб-квартирой корпорации, ответственной за долгосрочное планирование и инвестиции. Общегосударственные экономические планы в Японии – это инвестиционные программы, поддерживаемые экономическими ресурсами государства.

В системе отношений «бизнес – государство» ведущую роль в Японии играют крупные корпорации и 4 организации деловых кругов. Ведущая федерация включает 110 промышленных, отраслевых и региональных ассоциаций, банки, страховые компании.

Государство поддерживает конкретные формы групп крупных предприятий, сложившиеся в Японии. Наиболее важными из них являются «Кигё сюдан» или «Федерация независимых могущественных компаний», сформированная вокруг крупного торгового дома. Государство укрепляет такие финансово-промышленные группы.

Другой формой группирования является «Кейрецу». Это «звезды, окруженные созвездиями». В объединение входит масса мелких и средних предприятий, объединенных субподрядными и другими отношениями.

В Японии идет распад традиционных общинных отношений, уходит в прошлое пожизненный найм, рабочая сила становится все более мобильной.

Для Японии характерен резкий рост объемов собственного научного производства. Показателен рост государственных расходов на НИОКР, создание собственной базы фундаментальной науки. Японские ученые вносят серьезный вклад в разработку научной модели экологически устойчивого развития. Растут государственные расходы на охрану окружающей среды.

Огромные изменения происходят в сфере концентрации производства и капиталов. Япония становится первой банковской державой мира. Из 10 крупнейших финансово-промышленных групп мира – 7 являются японскими. Каждая из них возглавляется крупнейшим банком. С 1999 года началось создание банковского холдинга в составе трех мощных банков и к 2002 году они слились в единое целое, и появился крупнейший банк не только в Японии, но и в мире.

Одним из важных показателей японского «экономического чуда» служит быстрое развитие внешнеэкономических связей. Япония – третья страна в мире по размеру товарооборота. Прямые зарубежные инвестиции и экспансия на рынке ссудных капиталов осуществляются при поддержке государства. Государство предоставляет информацию и оказывает помощь и поддержку компаниям в различных интеграционных объединениях.

Современное состояние японской экономики характеризуется экономическим подъемом, который начался в середине 2003 года. Он характеризуется высокими темпами прироста ВВП (6,4% в год). Картина подъема необычна. До сих пор каждый подъем опирался на экспорт в США, бюджетные стимулы в виде налоговых льгот при инвестициях и на «общественные работы». Подъем поддерживается экспортом в страны Азии (прежде всего в Китай) и частными инвестициями в основной капитал, а расходы на общественные работы сокращаются. Подъем сопровождается не инфляцией, как обычно, а дефляцией. Объем продаж потребительских товаров сокращается, но растет частное строительство, растут цены на землю.

Новая тенденция - перемещение производственных мощностей фирм из-за рубежа в свою страну. Появился целый набор новых технологий и продуктов, и фирмы будут их осваивать.

Крупнейший в мире завод плазменных панелей строит «Мацусита». «Тоёта» впервые за 11 лет вводит новые производственные линии на заводах фирмы в Японии для удовлетворения спроса на автомобили за границей, в том числе в США. Промышленное производство растет темпом, порядка 6,5 – 6,8%. Ведущие товарные группы в промышленности – инвестиционное оборудование и автомобили. Из непромышленных компаний крупные инвестиции делают фирмы, работающие в телекоммуникациях, лизинге, розничной торговле. Растут и прибыли корпораций. В 2005 году среднегодовой объем прибыли компаний вырос на 13,4%.

Новый фактор роста – приток прямых иностранных инвестиций. Зарубежные инвесторы считают, что ценные бумаги японских компаний недооценены, и их надо покупать, поэтому оборот токийской фондовой биржи растет.

Все эти тенденции – результат реструктуризации компаний, сокращение «плохих долгов». Банки, благодаря списанию «плохих долгов» коммерческого сектора, улучшили свое финансовое положение и стали возвращать государству финансовую помощь.

В условиях подъема фирмы не торопятся увеличивать численность персонала и повышать зарплату. Безработица снизилась с 5,0 до 4,6% экономически активного населения. Спрос на товары длительного пользования растет, хотя темп его роста невысок – 1% в год.

Япония увеличивает экспорт темпом в 12,9% на годовом уровне благодаря подъему в мировой экономике и буму в Китае. Но перегретая экономика Китая считается главной зоной риска, так как никто не верит, что инвестиции в основной капитал Китая могут расти темпом в 30% в год. Курс иены укрепляется, но в основном из-за ослабления курса доллара.

В Японии принята программа оздоровления государственных финансов. К 2013 году предполагается восстановить баланс доходов и расходов бюджета и получить профицит. В денежной политике Япония занимает твердую позицию – удерживать ставки денежного рынка, пока цены не начнут расти. Смены денежной политики не предполагается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: