Внешние факторы развития

Участие в мировой торговле необходимое условие получения финансовых и технологических ресурсов для обеспечения экономического роста. Внешняя торговля РС характеризуется увеличением объемов и осуществленными изменениями в структуре. С 1900 по 2000 г. доля РС в мировом экспорте повысилась с 15 до 41 %, а также экспортная квота с 5,5 до 19 %.

В начале XX в. РС в основном экспортировали продукцию сельского хозяйства. К концу 60-х годов в них выросла добывающая промышленность, и большая часть сырья экспортировалась. В 70-е годы РС вновь стали менять специализацию, и все большее их число стало поставщиками готовых промышленных изделий. В последние 15 лет промышленный экспорт из этих стран ускорился и стал расти, чуть ли не в 2 раза быстрее по сравнению с развитыми экономиками.

Но дифференциация РС привела к тому, что:

─ экспортная квота не повысилась у многих стран или даже снизилась;

─ рост экспорта в некоторых странах шел за счет сокращения поставок на внутренний рынок.

Самыми крупными экспортерами среди РС по стоимости поставляемой ими продукции являются:

─ четверка НИС (Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань);

─ тройка из АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Таиланд);

─ Китай;

─ Мексика;

─ Индия.

Первые две группы стран полностью контролировали азиатский рынок сбыта, успешно конкурируя с японскими товарами. Электроника и оптика, оргтехника, нефтехимия, одежда и обувь в качественном отношении приблизилась к аналогии. НИС делает ее абсолютно конкурентоспособной на любых рынках мира. Главная причина – низкая оплата труда в странах ЮВА.

НИС не только контролируют азиатский сектор мирового рынка, но и распространяют свое влияние на рынки развитых западных стран. Уже в начале 90-х годов прошлого века их продукция составила более 18 % промышленного импорта США и 25 % импорта Японии.

Растет специализация стран при их включении в мирохозяйственные страны, на экспорте отдельных товаров (Индия – натуральные ткани, Греция – шубы и т.д.). В странах ЕС вопросы качества продукции в настоящее время не столь актуальны, т.к. соотношение параметров «цена – качество» явно в пользу НИС.

Среди РС по объему товарооборота лидируют Китай и страны Юго-Восточной Азии, на долю которых приходилось в начале этого века 15 % мирового экспорта и 13 % мирового импорта. Заметную роль в международной торговле играют такие страны, как Мексика, Бразилия, Индия, а также крупнейшие нефтедобывающие государства – Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Венесуэла, обеспечивающие 7 % мирового экспорта в 2000 г.

Растет доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте РС, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

У многих развивающихся стран еще высок удельный вес сельхозтоваров и промышленного сырья в общей сумме экспортных поставок. В таких странах как Белиз, Никарагуа, Парагвай на долю сельхозтоваров падает более 80 %. Африканские страны за счет продукции добывающей промышленности формируют 60 % экспорта; страны Ближнего Востока – почти 75 %.

РС все больше сталкиваются с новыми формами торговых барьеров на пути своей продукции. Развитые страны используют все больше демпинговые меры по отношению к потребительским товарам из РС. Увеличивая объемы поставок на мировые рынки и продавая продукцию и сырье по низким ценам РС тем самым обеспечивают себе разрушающий рост.

Проблемы внешней задолженности возникли у большинства РС в связи-с попытками привлечь иностранный капитал в различные сектора национальной экономики. Объемы иностранных инвестиций в РС растут, не смотря на высокие риски, так как здесь высока и норма прибыли на вложенный капитал.

Инвестиции в экономику любой страны можно разделить на:

─ инвестиции по линии государственной помощи развитию;

─ прямые и портфельные частные инвестиции.

В основе государственной помощи лежат поступления от международных организаций и правительств развитых стран по двухсторонним и многосторонним соглашениям. Она включает гранты, техническое содействие, консультационные услуги, займы на льготных условиях. Программы государственной помощи ориентированы, прежде всего, на реализацию проектов в инфраструктуре, социальной области.

Хотя доля в ВВП этого источника поступлений средств в некоторых странах достигла 10-12 %, объемы инвестиций в целом не соответствуют рекомендуемым ООН объемам поступлений.

Средства распределены между странами неравномерно и выделяются под программы либерализации и структурной адаптации экономики.

В 90-е годы ослабление регулирующей роли государства в РС вызвало критику политики МВФ и Всемирного банка, так как выросла нищета в РС. Помощь со стороны развитых стран не дает ожидаемых результатов из-за ее частичного распыления административно-бюрократической элитой. Она на способствует подъему огромной территории РС, а лишь увеличивает их задолженность.

Частные инвестиции (в основном ТНК) концентрируются в большей части в странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии. Их поступления прямо зависят от политической стабильности, развития инфраструктуры, емкости внутреннего рынка.

Низкая эффективность экономик большинство РС вызывает хроническую нехватку ресурсов, бюджетный дефицит и рост внешнего долга. Развитые страны пытаются осуществить международную координацию помощи путем:

─ оказания ее через международные организации, которые могут обеспечить финансовый контроль за ее использованием;

─ стимулирование создания региональных экономических и финансовых блоков;

─ содействие в разработке промышленных технологий.

Но данные мероприятия не дают ожидаемых результатов, и международные банки повышают процентные ставки, так как долги растут. Способствует увеличению задолженности и рост цен на энергоносители на мировых рынках, в результате, которого выросли расходы большинства РС на импорт топлива.

Внешний долг это задолженность данного государства, накопленная за счет займов, полученных от других государств.

В некоторых РС ежегодные обязательства по выплате займов превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. В этом случае правительству страны ничего не остается, как объявить о приостановлении обслуживания своих внешних обязательств, т.е. объявить дефицит. Проблемы задолженности, возникнув в одной стране, распространяются часто и на весь регион.

Обычно правительства стран-должников принимают меры по устранению или уменьшению внешнего долга в следующих формах:

─ выплачивают долг за счет ЗВР;

─ проводят консолидацию внешнего долга – превращают краткосрочную задолженность в долгосрочную (переносят предстоящие в скором времени платежи на отдаленное будущее);

─ проводят реструктуризацию внешнего долга путем конверсии (превращают его в долгосрочные иностранные инвестиции). Таким образом, дается возможность иностранным кредиторам приобрести недвижимость, участвовать в приватизации государственной собственности;

─ страны-должники, попавшие в тяжелое положение, обращаются к международным банкам за льготными кредиторами. К государственной политике стран-должников предъявляются жесткие требования.

Данные меры не приносят часто ожидаемых результатов. В конце прошлого столетия наблюдалось снижение цен на сырьевые ресурсы. Индекс цен по 30 позициям сырьевых товаров упал на 74% и сократились объемы поставок сырья в развитые страны, в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий. Задолженность РС в 90-е годы достигла 2,3 трлн. долл. Характерным явлением стало превышение платежей РС по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов.

Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней политике РС. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов, развивающихся странами отношения развитых стран к помощи РС стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.

В 80-е годы существовало два мнения по поводу разрешения проблем кредиторов:

План Бейкера (1985-1988) предполагал решить проблему с помощью выдачи новых кредитов странам-должникам для того, чтобы они могли выиграть время и увеличить производство и экспорт и таким образом выплатить старые и новые долги. Предусматривался перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, откуп просроченных кредитов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в собственность кредиторам акций ряда неприватизированных промышленных предприятий.

Считалось, что банки-кредиторы должны продолжить предоставление ссуд развивающимся странам и довести объем новых кредитов до 20 млрд. долл. в течение 1986-1988 гг. Однако банки, согласившись на реструктуризацию, не стремились выполнить свои обещания, (новые вливания составили лишь 12,8 млрд. долл.), а сами должники по-прежнему не могли обслуживать свом обязательства, в первую очередь вследствие резкого снижения мировых цен на нефть в 1986-1987 гг. План предполагал и обязательное осуществление структурных реформ в странах-должниках, но оказался неудачным и был заменен планом Брэйди.

План Брэйди (1989 г). В его основе был добровольный отказ членов клуба кредиторов от части своих претензий, и переоформление оставшейся части долга в 30-летние облигации. Предполагалось также дополнительное кредитование для поддержания национальных валют, а также ряд мер, направленных на стабилизацию финансового положения этих стран в случае, если цены на нефть и другие стратегические ресурсы понизятся более чем в полтора раза в ближайшие пять лет. МВФ должен активно участвовать в помощи странам, остро нуждающимся во внешних займах, а не ждать того, как разрешатся переговоры с кредиторам. В ходе осуществления этого плана было списано от 22 до 60% долговых обязательств.

Успешность плана Брэйди сделала практику списания части долгов кредиторами правилом в мировых финансах и сейчас вместе со структурными реформами экономики страны-должника является основным рецептом выхода из долгового кризиса.

В последние годы широкое развитие получили схемы реструктуризации внешнего долга с целью поддержки социальных и экологических программ, проектов развития территории, законодательных, экономических и других реформ.

«Декларация Тысячелетия ООН» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г.) включает проблему внешнего долга наибеднейших и развивающихся стран с низкими и средними доходами в число ведущих проблем развития и ликвидации бедности. Наиболее успешным способами преобразования долгов в начале 90-х годов были экологические проекты. Также накоплен опыт обмена долгов на программы помощи детям, подготовки кадров и образование, создание малых предприятий, городского и сельского обустройства.

В сильно упрощенном виде механизм таких реструктуризаций следующий: кредитор договаривается со страной-должником о сделке, по которой кредитор списывает долг или его часть в обмен на обязательство страны-должника вложить соответствующую сумму в национальной валюте в представляющие интерес для обеих сторон проекты по охране окружающей среды и иные программы, связанные с проблематикой устойчивого развития.

Для стран-должников такая схема дает возможность не передавать за рубеж ни валюту, ни свою собственность или акции своих компаний, что обычно происходит при других формах реструктуризации долгов.

Такая реконструкция долгов оказалась реальным стимулом для западных кредиторов при списании части долгов целого ряда стран. Только в области охраны природы такая схема была реализована успешно во многих странах – Польше, Болгарии, странах Латинской Америки (31 страна), в восьми странах Африки и четырех странах Азии. Обмены «Долги-на-Природу» уже способствовали созданию и расширению целого ряда экологических фондов в развивающихся странах, которые управляют все вместе значительным объемом средств – 1 млрд. долл. США.

Важно, что подобного рода реструктуризации большинством кредиторов (государственных, межгосударственных, частных) воспринимаются гораздо более позитивно, чем простое «списание» или «прощение» долгов.

Таким образом, не смотря на то, что поступления иностранного капитала расширяют финансовые и технические возможности РС, ограниченная эффективность его использования и растущие долги стали постоянным фактором, осложняющим их социально-экономическое положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: