Характеристика
| Механистическая
| Органическая
|
Постановка задачи
| Жесткая и специализированная
| Гибкая и менее специализированная
|
Координация и контроль
| Правила и директивы спускаются сверху
| Взаимное согласование, общая культура
|
Коммуникация
| Вертикальная
| Вертикальная и горизонтальная
|
Знания
| Центральные
| Децентральные
|
Ответственность и лояльность
| Перед руководителем
| Перед организацией и по отношению к целям
|
Условия окружающей среды
| Стабильная и низкая техническая неопределенность
| Нестабильная и высокая техническая неопределенность
|
Маленькие организации могут работать успешно и без формализованной стратегии. Корпорации с устоявшейся структурой управления, как правило, осуществляют стратегическое планирование и управление. Но оно может иметь неофициальный и нерегулярный характер в компаниях, занимающихся только одним направлением бизнеса. Компании, занимающиеся несколькими направлениями деятельности (стратегическое планирование и управление), имеют системный характер, а их результаты регистрируются в корпоративном плане, объединяющем бизнес-планы отдельных подразделений.
Различие между корпоративной стратегией и бизнес-стратегией состоит в организационной структуре крупных компаний (рис.1.2). Ответственность за корпоративную стратегию возлагается на команде топ-менеджеров и стратегический штаб корпорации. За бизнес стратегию отвечают руководители подразделений. [1,7]
Рис. 1.2. Уровни стратегии и организационная структура
|
Стратегия фирмы основывается на решениях относительно того, в каких отраслях фирма должна действовать. Стратегические решения требуют оценки привлекательности различных отраслей с точки зрения их потенциальной прибыли.
Бизнес-стратегия должна обеспечивать получение конкурентного преимущества. Анализируя потребности и предпочтения клиентов, а также способы, посредством которых фирма конкурирует за обслуживание клиентов, необходимо выявить общие источники конкурентного преимущества в отрасли.
Эффективный анализ внешней среды отличает жизненно важные от просто важных факторов. Для этого необходимо опираться на исходные принципы. Во-первых, для того чтобы фирма смогла получить прибыль, она должна создать ценность для покупателей. Следовательно, фирма должна учитывать потребности своих покупателей.
Во-вторых, создавая ценность для потребителей, фирма приобретает у поставщиков товары и услуги. Следовательно, необходимо учитывать интересы своих поставщиков и устанавливать с ними деловые отношения.
В-третьих, прибыльность зависит от интенсивности конкуренции между фирмами, следовательно фирма должна понимать своих конкурентов.
Норма прибыли, превышающая стоимость капитала
|
Привлекательность отрасли
|
Как мы зарабатываем деньги?
|
В каких отраслях мы должны оказаться?
|
Конкурентное преимущество
|
Как мы должны конкурировать?
|
Рис. 1.3. Источники высокой доходности
|
Стратегический анализ - главный инструмент формирования стратегии, повышающий качество принимаемых решений. Он основан на системном анализе и интегрировании знаний, полученных из различных подразделений организации. Это средство стимулирования деятельности с помощью системы обязательств в отношении видения, миссии и долгосрочных целей. [2]
Внешняя окружающая среда включает экономические, социальные и технологические факторы, влияющие на принятие решений и деятельность фирмы. Однако для большинства стратегических решений ядром внешней окружающей среды является отрасль, определяемая отношениями с клиентами, конкурентами и поставщиками.
Задача стратегии и стратегического анализа состоит в том, чтобы установить, каким образом фирма воспользуется своими ресурсами в пределах окружающей среды и достигнет своих долгосрочных целей; как внедрит эту стратегию.
Стратегический анализ не предоставляет алгоритмов планирования и не определяет, в каких случаях инвестиционное предложение дает максимальную чистую приведенную стоимость. Стратегические вопросы, с которыми сталкиваются компании, слишком сложными для программирования.
Цель стратегического анализа состоит в том, чтобы облегчить понимание вопросов. Большинство аналитических методов, представленных в этой книге, - схемы, которые позволяют идентифицировать, классифицировать и учитывать принципиальные факторы, имеющие отношение к стратегическим решениям.