Роль стратегической информации для анализа

Для успешной деятельности на рынке любому предприятию необходима полная и достоверная информация о потребителях, фирмах-партнерах, конкурентах, о выпускаемой отрасли продукции, товарных рынках, рынке ценных бумаг, инвестиционных возможностях и т.д. Иными словами, нужна деловая информация. [8]

Особую важность деловая информация имеет для фирм, планирующих выпуск новых товаров или выход на новые рынки. В этом случае речь идет о получении сведений о потенциальных партнерах и потребителях.

От наличия информации зависит успех или неудача любого мероприятия и дела в целом. Мы живем в эпоху информатизации, и компания, игнорирующая этот факт, подвергает себя большому риску.

Информационная потребность является одним из центральных понятий предпринимательства. Когда поставлена цель и сформулирована задача, возникает потребность в информации. Можно скорее достичь цели и быстрее решить задачу, если лучше понять потребность в информации.

Информационная потребность определяется по-разному: как информация, необходимая для достижения какой-то цели, или свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы.

При самом общем решении проблемы информационной потребности необходимо иметь в виду три компонента: человека (потребителя информации), который формулирует свои задачи, фонд информации (информационный массив), в котором сосредоточена необходимая информация, и соответствующее устройство, которое является посредником между потребителем и информационным массивом (информационной системой).

Удовлетворение информационной потребности осуществляется с помощью информационно-аналитической работы, в результате которой сырые факты превращаются в законченную продукцию аналитической деятельности, предназначенную для лица, принимающего решение (ЛПР), вырабатывающего стратегический курс фирмы. Направления аналитической деятельности определяются каждой фирмой самостоятельно и отражают области ее интересов. К ним относятся:

• непредвзятость в отборе, систематизации, обработке и передаче адресату добытой информации;

• системность информации;

• конфиденциальность, т.е. соблюдение секретности в своей деятельности;

• научная оценка событий и явлений.

В процессе стратегического анализа ЛПР, необходимо учитывать те элементы, которые должны сочетаться, чтобы принимать эффективные стратегические решения. Стратегические решения связаны:

1. Масштабом деятельности организации (география, рынки, сегменты), где фирма собирается работать.

2. Соответствием деятельности организации условиям ее окружающей среды и ее ресурсным возможностям.

3. Условиям для изменений в организации.

4. Размещением и перераспределением важнейших ресурсов организации.

5. Ценностям, ожиданиям и целям, влияющим на стратегию.

6. Направлением, в котором будет развиваться организация.

Принятие правильных решений зависит от качества доступной информации.

Конкурентная информация - продукт, добавленный к ценностям, получившийся в результате сбора, оценки, анализа, интегрирования и интерпретации всех доступных данных, отвечающий одному или более аспектам потребностей главных руководителей и мгновенно или потенциально важный для принятия решений.

Определение стратегической информации служит трем целям:

1) отделению стратегической информации от обычной информации (неоцененного материала);

2) подчеркиванию динамической, циклической природы стратегической информации;

3) выдвижению на передний план взаимодействия функциональных менеджеров с сотрудниками отдела стратегической информации.

Стратегическая и конкурентная информация необходима для сокращения неопределенности и риска в области принятия решений. Данная информация охватывает потенциальные эффекты, созданные всеми внешними элементами деловой окружающей среды, оказывающими влияние на текущую и будущую конкурентоспособность организации. Это систематический процесс или цикл сбора и анализа информации о деятельности конкурентов, их деловой окружающей среде и бизнес-тенденциях, вплоть до организационных целей (рис.1.4).

Конкурентная информация - это этически и юридически многоэтапный процесс, который может сделать организацию главным игроком или удалить ее из игры. [8]

Потребности
Планирование и управление
Хранение и обработка
ЛПР
Распространение
Анализ и отчет
Сбор
Рис. 1.4. Цикл конкурентной информации


Особое назначение стратегического анализа состоит в достижении лучших деловых результатов на фирме. Извлечение этих результатов из стратегического анализа стало одним из наиболее важных признаков конкурентоспособности по следующим значимым причинам:

1) глобализация повысила абсолютный уровень конкуренции, так как рухнули географические, физические и социополитические барьеры. Глобальная экономика характеризуется как осведомленная экономика, осведомленность-это способность действовать и в большинстве своем носит тайный характер. Индивиды знают больше, чем то, что они могут сказать об этом.

2) конверсия осведомленности в информацию и действие, - особо важная задача, лежащая в основе процессов, связанных с конкурентной информацией, требует компетенции. Компетенция предполагает наличие таких характеристик, как опыт, фактическое понимание деятельности и условий работы организации, управленческие навыки и навыки принятия решений, информационные сети, в которых задействованы люди, и принципиальные суждения о ценностях;

3) новая экономика характеризуется увеличением способности к копированию и имитации. У корпораций появляются возможности быстрого копирования свойств нового товара или услуги, предлагаемой конкурентами. Устранение имитаторов затруднено из-за многообразия рынка и постоянного вовлечения других организаций в альянсы, многоуровневого сотрудничества с конкурентами, расширения социальных и физических информационных сетей, создания других фирм путем отделения и постоянно меняющихся трудовых соглашений между организациями;

4) возросшая сложность и скорость. В основе изменяющегося рынка лежат информационные технологии, позволяющие изменять данные гораздо быстрее, чем когда бы то ни было. Конкурентная информация и анализ должны быть востребована пользователем, чтобы не терять своей ценности. Этот процесс должен, прежде всего, быть направлен на выявление и понимание потребностей пользователей в процессе принятия решения.

Существует пять типов анализа конкурентной информации: [8]

1. Исключение неожиданностей.

2. Поддержка процесса принятия решений.

3. Оценка конкурента и наблюдение за ним.

4. Оценка конкурентной информации для разработки планирования и стратегии.

5. Сбор и представление важнейшей информации.

В последнее время значительно увеличивается скорость, охват и всесторонность анализа конкурентной информации в связи с усовершенствованием компьютерных интерактивных инструментов и средств моделирования.

Способами извлечения и сбора стратегической информации являются: [4]

• анализ открытых сведений из материалов средств массовой информации (СМИ);

• посещение ярмарок, выставок, конференций, симпозиумов;

• изучение материалов научного и технического характера;

• изучение патентов и материалов стандартизации;

• закупка и обратный инжиниринг продукции и товаров конкурентов.

Полученные данные должны быть проанализированы и интерпретированы специалистами-аналитиками в рамках удовлетворения информационных потребностей пользователей. Качество анализа в значительной степени зависит от профессионального уровня аналитика и его функциональной области (производство, маркетинг, финансы, исследования, разработка и др.).

В процессе анализа большую роль играет оценка источника как на предмет достоверности и надежности, так и на содержание информации.

Критерии надежности источника: А - совершенно надежный, Б - практически надежный, В - довольно надежный, Г - сомнительно надежный, Д - ненадежный источник.

Оценка содержания информации: А - данные подтверждены другими источниками, Б - возможно соответствуют действительности, В - сомнительные данные, Г - недостоверные данные. Д - требуется проверка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: