Подходы к информационно-аналитической работе

В современной ситуации компании вынуждены постоянно изменять позиционирование, чтобы оставаться впереди или создавать основу для конкуренции.

Стратегический менеджмент включает все аспекты бизнеса и требует знания и понимания воздействий внешней среды на организацию, чтобы убедиться в том, что принимаются правильные решения. Это не только выбор лучшего решения, но и учет потребностей различных поставщиков, и диагностики факторов, необходимых для разработки хорошей стратегии, что проводится только посредством отбора, изучения и оценки фактов.

В мире информационной перегрузки сбор данных или информации не является ключевой проблемой. Напротив, изучение и оценка информации посредством анализа - вот ключ к нахождению соответствующих стратегий. Анализ используется для установления взаимосвязей, оценки тенденций и моделей, выявления расхождений в исполнении и выявления и оценки возможностей, доступных организациям. В результате анализа получают ответ на вопрос «Что будет в дальнейшем и дает результаты, которые удовлетворяют потребности ЛПР (рис.1.5). [8]

Аналитическая основа (определить решение)
Сбор данных (каковы факты)
Анализ (что означают данные факты)
Применение результатов анализа (что это означает для решения)
Рис. 1.5. Обобщенный подход к анализу


Эффективный анализ требует опыта, добросовестного отношения, интуиции и моделирования, а также постоянного комбинирования искусства, науки и здравого смысла. Анализ проводится в связи с тем, что проблемы часто оказываются комплексными, и ситуация может оказаться неочевидной с первого взгляда.

В области конкурентного и бизнес-анализа очень важно иметь четкое представление о цели или масштабе прилагаемых усилий. Шесть нижеперечисленных категорий представляют собой направления аналитических усилий. [8]

1. Масштаб решения - это уровень организации, на котором это решение принимается. Управленческие решения различаются в зависимости от того, на каком уровне они принимаются, кто их принимает, насколько долгосрочны эффекты, как часто принимается данное решение, и как данные решения структурируются. Масштаб решения классифицируется как стратегический, тактический или операционный.

Анализ стратегических решений воздействует на решения, редко вырабатываемые в течение жизни организации, имеющие значительное влияние на размещение ресурсов, устанавливающие прецеденты или уровень принятия решений по иерархической лестнице и потенциально имеющие воздействие на конкурентоспособность организации. Вследствие долгосрочных воздействий решения этого типа принимаются нечасто. Стратегические решения обычно не структурированы.

Анализ тактических решений проводится для поддержания решений, менее распространенных, чем стратегические. Тактические решения обычно имеют более слабое воздействие на ресурсы, чем стратегические, полуструктурированы, и процедура принятия решения данного типа не является четко определенной.

Анализ операционных решений проводится для поддержания ежедневных решений, необходимых для функционирования организации. Операционные решения в отличие от стратегических принимаются часто. Обычно операционные решения высокоструктурированы, а для облегчения процесса их принятия существуют четко установленные процедуры и математические формулы.

2. Географический масштаб - в прошлом основное направление анализа было связано с национальными границами, современные организации все чаще конкурируют в глобальных условиях. Современный стратегический и конкурентный анализ требует от аналитиков рассмотрения различных форм географической конкуренции и организации, включая национальный, многонациональный и глобальный форматы. Многофакторная конкуренция становится все более распространенной. Таким образом, организации должны быть готовы к молниеносной конкуренции.

3. Секторы окружающей среды - системы конкурентной информации должны фокусировать свое внимание на следующих шести секторах окружающей среды:

а) конкурентный - аналитик должен оценить текущих и потенциальных конкурентов;

б) технологический - аналитик должен рассмотреть текущие и появляющиеся технологии, инновации по товару и процессу, основные условия НИОКР;

в) покупательский - необходимо включить текущих клиентов фирмы, клиентов ее конкурентов и потенциальных клиентов;

г) экономический - аналитику необходимо оценить такие факторы, как ВВП\ВНП, инфляцию, денежный рынок и ставки процента наряду с ценами на вводимые производственные ресурсы, фискально-денежной политикой и неустойчивостью курса обмена валют;

д) политической и регулятивной - учреждения и посредники, устанавливающие «правила конкурентной игры»;

е) социальный - аналитик должен оценить демографическое состояние, распределение богатства, отношения и другие культурные характеристики, обостряющие условия, в которых происходит конкуренция

4. Временной - оценка того, как цепь действий и событий эволюционирует с течением времени. Аналитик должен попытаться определить, были ли события прошлого и настоящего связаны и какие переменные значения сохранили позитивные связи, а также, в какой степени переменные значения и ситуации прошлого и настоящего перейдут в будущее.

5. Позиция принимающего решения - информационные аналитики должны концентрировать свое внимание на критических информационных потребностях внутренних клиентов или покупателей.

6. Масштаб технологии товара - аналитику требуется рассмотреть вопрос, какие критические действия вовлечены в процесс передачи товаров и услуг покупателю. Это может включать такие концепции, как спрос, предложение и цепь издержек, а также технологическую основу процесса, товара или услуги посредством новой или появляющейся технологической возможности.

Процесс анализа зависит от использования «сырых» (необработанных) данных. Данные должны оцениваться по нескольким критериям, до того, как будут деланы обнадеживающие выводы.

Ключевой критерий - это точность, т.е. осознание того, что далеко не все данные имеют одинаковое качество. Источники данных должны быть идентифицированы и проверены на точность и надежность. Знание источника индивидуальных или групповых данных важно в установлении оптимального соотношения этих данных для анализа.

Конкуренты в бизнесе посредством дезинформации, фальсификации или ложных доказательств могут также целенаправленно использовать противоречивые или ложные сигналы для того, чтобы сбить с толку своих конкурентов.

Дезинформация - это неполные или неточные данные, созданные в целях введения в заблуждение других. Фальсификация включает распространение искаженной или ложной информации с намерением ввести в заблуждение конкурента или использовать в своих интересах.

Надежность - второй важный критерий оценки вводимых данных. Как и в процессе оценки точности, аналитик должен установить первоисточник данных в целях оценки надежности.

При проведении анализа важно тщательно изучить вводимые данные и результаты. Один из способов это сделать - следовать аббревиатуре AID (Anomalies, Indicators, Disagregatios).

Anomalies (аномалии). Данные, которые не достаточно хорошо совпадают с другими или правильные. Аномальные данные часто являются наиболее мощными проблемами контроля аналитика.

Indicator (индикаторы). Изучение наиболее конкретных и особенно важных проявлений (в отличие от вторичных и непрямых проявлений) рассматриваемого феномена. Например, если проводится анализ высокотехнологичного бизнеса, важно знать, изменил ли конкурент свою политику в отношении доли валовых прибылей, направляемых на основные научные исследования, на текучесть высококвалифицированных специалистов и т.д.

Disaggregation (дезагрегирование). «Поиск иголки в стоге сена конкурента». Аналитику требуется посмотреть на «стог», последовательно отбросив все данные, в которых он не заинтересован.

Оставшаяся информация поможет найти верное решение. Например, если невозможно определить, сколько денег конкурент тратит на новые информационные системы, то изучив его общую финансовую картину, а затем, устранив расходы на все, кроме информационных средств управления, установить границы его расходов на информационные системы.

В случае неполноты или нехватки данных необходимо опираться на один из основных пяти методов решения проблем. [8]

1. Аналогия - доказательства, полученные из аналогичных случаев. Метод наиболее востребован, когда числа и формулы, полученные в результате интерполирования, не дают недостающих данных.

2. Дедукция - способ выявлять схемы из достаточно полного ряда данных. Чем меньше отношение доступных данных к недостающим, тем меньше вероятность того, что выводы будут достоверными. Дедукция полезна при разработке любых методов.

3. Экстраполяция, или экстраполяция тенденций - процесс прогнозирования, в ходе которого данные объединяются в группы. Однако он уязвим по отношению к таким событиям, как «нарушение системы».

4. Индукция - способ выявлять схемы из ограниченного ряда данных. Это процесс выявления причинно-следственных связей, посредством которого аналитик проходит путь от восприятия определенного события к знанию более общих истоков.

5. Интерполяция - способ нахождения недостающего звена в ряду данных. Применение простой конкурентной информации по этому методу имеет место, когда аналитик дезагрегирует финансовые данные из всех данных в целях выяснения уровня финансового исполнения конкретной структурной единицы или организации в целом. В ходе проведения стратегического анализа используются информационно-аналитические методы. [15]

Основное назначение всех аналитических методов - обработка полученных сведений, установление взаимосвязи между фактами, выявление значений этих связей и выработка конкретных предложений на основе достоверной и полной, аналитически обработанной информации. Существует широкий спектр специальных методов анализа.

Логические методы используют для синтеза информации законы логики, учитывающие причинно-следственные связи в реальном мире. Они лежат в основе так называемого здравого смысла человека и являются основным методом синтеза информации человеком.

Структурные или системно-структурные методы учитывают объективно существующие связи между элементами объекта.

Статистические методы обеспечивают идентификацию и интерпретацию объектов и характера их деятельности по часто проявляющимся признакам, получаемым в результате статистической обработки данных. В качестве таких признаков выступают статистически устойчивые параметры случайных событий: средние значения, дисперсии, функции распределения.

В рамках анализа можно выделить некоторые виды и формы его реализации. Одной из форм анализа является хронология событий. Это одно из основных правил исследования событий.

Хронология событий определяет их взаимосвязь и логическую последовательность во времени и пространстве.

Контент-анализ позволяет выделить главные тенденции в деятельности фирм, регионов и даже научных отраслях. Отслеживать контент-анализ помогают рыночные изменения. Контент-анализ охватывает как пространственные сферы (страна, регион, акционерное общество, фирма), так и научные и производственные направления. Так, фирмы публикуют финансовые отчеты - квартальные, годовые или полугодовые, в которых отражается деятельность заводов, продукция, люди. Выпускается реклама продукции, каталоги и др. На коммерческом уровне можно проанализировать эти отчеты и выявить тенденции наращивания, усовершенствование технологии, новые виды продукции и т.д. Анализ покажет - достигла ли фирма своих целей и идет уверенно вперед или потерпела неудачу. Даже изменения в стиле представления финансового отчета или пресс-релиза могут являться предметом исследования.

Творческие методы. Наиболее известным в этой группе является метод сценариев, ориентированный на то, что выявить и подчеркнуть принципиальную неопределенность будущего в условиях турбулентной внешней среды.

По форме представления выделяются графические, табличные, матричные методы, например, диаграммы связи и матрицы участников, схемы потоков данных, временные графики, графики анализа визуальных наблюдений и графики оценки результатов. Тем не менее следует отметить, что у каждого аналитика имеется собственный метод анализа, который может быть как комбинацией вышеперечисленных методов, так и сугубо индивидуальным, уникальным методом аналитической работы.

Для успешного проведения анализа Общество специалистов по конкурентной информации предлагает использовать следующие правила.

1. Установить взаимосвязь между сбором данных и этапами анализа.

2. Работать творчески.

3. Применять как дедуктивное, так и индуктивное обоснование.

4. Использовать альтернативное мышление.

5. Понимать основные аналитические модели.

6. Представить интересные и привлекательные модели для выявления новаторского характера анализа.

7. Знать, когда и зачем использовать различные инструменты анализа.

8. Учесть неизбежное существование противоречий и «слепых» зон.

9. Знать, когда прекратить анализ, чтобы избежать «паралича анализа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: