Развитие матричных методов в стратегическом анализе

Сущность метода. Матрица Бостонской консалтинговой группы - Boston Consulting Group (BCG) «рост - удельный вес в обороте рынка» разработана для диагностики корпоративной стратегии фирмы. Она предоставляет аналитическую основу для вычисления оптимального товарного или бизнес-портфеля, описания ряда обобщенных стратегий для направления процесса размещения ресурсов через оптимальный товарный или бизнес-портфель, а также анализа конкурентных бизнес-портфелей. Матрица объединила две управленческие теории: кривую опыта и жизненного цикла товара. Затраты на единицу продукции часто сокращаются при увеличении кумулятивного выхода кривой опыта. Составляющими опыт являются: обучения, специализация и масштаб.

Функция обучения показывает, как кто-либо учится с течением времени выполнять работу лучше.

Функция специализации показывает зависимость возрастания опыта каждого отдельного работника при выполнении каждого отдельного задания.

Функция масштаба свидетельствует о сокращении капитальных затрат, требуемых для финансирования дополнительной производственной мощности, от роста этой мощности. Влияния этих трех функций на прибыльность представлено на рис.2.16.

Увеличенная доля рынка
Увеличенный коммулятивный объем
Снижение затрат вследствие эффекта опыта
Особое конкурентоспособное положение и прибыльность
Рис. 2.16. Последовательность кривой опыта


В матрице БКГ относительная доля рынка используется как косвенный показатель затрат на единицу выпуска продукции.

В качестве естественного дополнения к кривой опыта был выбран жизненный цикл товара.

1. Если доля рынка приводит к высоким объемам производства, более низким издержкам и высокой прибыли, то ресурсы фирмы используются наилучшим способом.

2. Верный способ максимизировать суммарную прибыльность - максимизирование доли рынка на основе портфеля СОЕ - управление жизненным циклом (ЖЦ) товара посредством перевода прибыли от зрелых товаров и товаров, находящихся на стадии спада для поддержания товаров, находящихся на стадии ввода и роста ЖЦ.

Этому способствуют предпосылки:

• долю рынка легче сохранить на растущих рынках, поскольку ответные действия конкурентов являются менее жесткими. Кроме того, новые покупатели еще не отдают предпочтение какой-либо торговой марке;

• товары на стадии зрелости дают излишнюю прибыль, в то время как товары в стадии роста поглощают эту прибыль. В данной матрице отражены привлекательность рынка (по оценке рыночного роста, вытекающей из теории ЖЦ товара) и конкурентное положение (по оценке доли рынка, вытекающей из теории кривой опыта). Это помогает сравнить по различные товары и (или) для разработки рыночной стратегии для каждой организационной единицы. Общая стратегия для многопрофильных фирм заключается в максимизации доли рынка: на стольких растущих рынках, для скольких независимых СОЕ это возможно. Верхний предел этой возможности ограничен потоком наличности, потому что модель предусматривает внутренний баланс наличности. Однако стратегическая цель руководителей состоит в размещении ограниченных наличных ресурсов между независимыми организационными единицами для максимизации прибыли. Каждый квадрат БКГ предлагает обобщенные стратегии для достижения максимальной прибыли при условии ограниченных наличных ресурсов;

Звезды - высокий уровень роста звезд требует значительных вложений наличности. Сильная позиция рыночного роста свидетельствует, что звезды дальше всех переместятся по кривой опыта. Звезды испытывают дефицит в кассовой наличности. Они должны поддерживаться наличными капиталовложениями необходимыми для сохранения своей доли рынка. Если они предполагают наличность, излишек должен быть реинвестирован;

Дойные коровы - низкий уровень роста, большая доля рынка. Низкий уровень роста «дойных коров» отражается в большем потоке наличности. Товары на зрелых рынках требуют меньше наличных капиталовложений и, следовательно, будут источником потока наличности, из которого следует финансировать другие товары, например, «Звезды» или «Трудные дети»;

• матрица БКГ свидетельствует о том, что «дойные коровы» будут «доиться» посредством стратегии, которая проводит инвестиции только для поддержания своего настоящего положения. Излишний поток должен быть реинвестирован либо в «звезды», либо в «трудных детей»;

Собаки или Дрянь - низкий уровень роста, малая доля рынка - это говорит о том, что увеличении доли рынка потребует денежных вложений;

• малая доля рынка «собак» подразумевает структуру неконкурентоспособных затрат из-за низшей позиции на кривой опыта. Применение матрицы БКГ предлагает «собакам» три варианта: 1) они могут быть прибыльными при фокусировании стратегии на особый желаемый сегмент или товар; 2) любое дальнейшее вложение может быть задержано наряду с «доением» их за любую наличность, которую они вырабатывают; 3) «собаки» могут быть отторгнуты или медленно усыплены;

Трудные дети, или Кошки - высокий уровень роста, малая доля рынка требуют значительных вложений наличности. Матрица БКГ свидетельствует о том, что самый многообещающий «Трудный ребенок» должен получить наличное капиталовложение для увеличения доли рынка, чтобы перейти в квадрат звезд. Неперспективные трудные дети не получат дальнейших капиталовложений и переходят в квадрат собак.

Объединение рассмотренных классификаций представлено на рис.2.17.

Поток наличности от «доения» Дойных коров
Финансировать обещающих Трудных детей
Трудные дети становятся звездами
Консолидировать существующих Звезд
Трудные дети с плохими перспективами
Консолидировать существующих звезд
Звезды становятся будущими Дойными коровами
Собаки
Целевая стратегия для Собак
Отторжение Собак или выход с рынка
Рис. 2.17. Стратегическая последовательность



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: