Сущность метода. Матрица Бостонской консалтинговой группы - Boston Consulting Group (BCG) «рост - удельный вес в обороте рынка» разработана для диагностики корпоративной стратегии фирмы. Она предоставляет аналитическую основу для вычисления оптимального товарного или бизнес-портфеля, описания ряда обобщенных стратегий для направления процесса размещения ресурсов через оптимальный товарный или бизнес-портфель, а также анализа конкурентных бизнес-портфелей. Матрица объединила две управленческие теории: кривую опыта и жизненного цикла товара. Затраты на единицу продукции часто сокращаются при увеличении кумулятивного выхода кривой опыта. Составляющими опыт являются: обучения, специализация и масштаб.
Функция обучения показывает, как кто-либо учится с течением времени выполнять работу лучше.
Функция специализации показывает зависимость возрастания опыта каждого отдельного работника при выполнении каждого отдельного задания.
Функция масштаба свидетельствует о сокращении капитальных затрат, требуемых для финансирования дополнительной производственной мощности, от роста этой мощности. Влияния этих трех функций на прибыльность представлено на рис.2.16.
|
|
Увеличенная доля рынка |
Увеличенный коммулятивный объем |
Снижение затрат вследствие эффекта опыта |
Особое конкурентоспособное положение и прибыльность |
Рис. 2.16. Последовательность кривой опыта |
В матрице БКГ относительная доля рынка используется как косвенный показатель затрат на единицу выпуска продукции.
В качестве естественного дополнения к кривой опыта был выбран жизненный цикл товара.
1. Если доля рынка приводит к высоким объемам производства, более низким издержкам и высокой прибыли, то ресурсы фирмы используются наилучшим способом.
2. Верный способ максимизировать суммарную прибыльность - максимизирование доли рынка на основе портфеля СОЕ - управление жизненным циклом (ЖЦ) товара посредством перевода прибыли от зрелых товаров и товаров, находящихся на стадии спада для поддержания товаров, находящихся на стадии ввода и роста ЖЦ.
Этому способствуют предпосылки:
• долю рынка легче сохранить на растущих рынках, поскольку ответные действия конкурентов являются менее жесткими. Кроме того, новые покупатели еще не отдают предпочтение какой-либо торговой марке;
• товары на стадии зрелости дают излишнюю прибыль, в то время как товары в стадии роста поглощают эту прибыль. В данной матрице отражены привлекательность рынка (по оценке рыночного роста, вытекающей из теории ЖЦ товара) и конкурентное положение (по оценке доли рынка, вытекающей из теории кривой опыта). Это помогает сравнить по различные товары и (или) для разработки рыночной стратегии для каждой организационной единицы. Общая стратегия для многопрофильных фирм заключается в максимизации доли рынка: на стольких растущих рынках, для скольких независимых СОЕ это возможно. Верхний предел этой возможности ограничен потоком наличности, потому что модель предусматривает внутренний баланс наличности. Однако стратегическая цель руководителей состоит в размещении ограниченных наличных ресурсов между независимыми организационными единицами для максимизации прибыли. Каждый квадрат БКГ предлагает обобщенные стратегии для достижения максимальной прибыли при условии ограниченных наличных ресурсов;
|
|
• Звезды - высокий уровень роста звезд требует значительных вложений наличности. Сильная позиция рыночного роста свидетельствует, что звезды дальше всех переместятся по кривой опыта. Звезды испытывают дефицит в кассовой наличности. Они должны поддерживаться наличными капиталовложениями необходимыми для сохранения своей доли рынка. Если они предполагают наличность, излишек должен быть реинвестирован;
• Дойные коровы - низкий уровень роста, большая доля рынка. Низкий уровень роста «дойных коров» отражается в большем потоке наличности. Товары на зрелых рынках требуют меньше наличных капиталовложений и, следовательно, будут источником потока наличности, из которого следует финансировать другие товары, например, «Звезды» или «Трудные дети»;
• матрица БКГ свидетельствует о том, что «дойные коровы» будут «доиться» посредством стратегии, которая проводит инвестиции только для поддержания своего настоящего положения. Излишний поток должен быть реинвестирован либо в «звезды», либо в «трудных детей»;
• Собаки или Дрянь - низкий уровень роста, малая доля рынка - это говорит о том, что увеличении доли рынка потребует денежных вложений;
• малая доля рынка «собак» подразумевает структуру неконкурентоспособных затрат из-за низшей позиции на кривой опыта. Применение матрицы БКГ предлагает «собакам» три варианта: 1) они могут быть прибыльными при фокусировании стратегии на особый желаемый сегмент или товар; 2) любое дальнейшее вложение может быть задержано наряду с «доением» их за любую наличность, которую они вырабатывают; 3) «собаки» могут быть отторгнуты или медленно усыплены;
• Трудные дети, или Кошки - высокий уровень роста, малая доля рынка требуют значительных вложений наличности. Матрица БКГ свидетельствует о том, что самый многообещающий «Трудный ребенок» должен получить наличное капиталовложение для увеличения доли рынка, чтобы перейти в квадрат звезд. Неперспективные трудные дети не получат дальнейших капиталовложений и переходят в квадрат собак.
Объединение рассмотренных классификаций представлено на рис.2.17.
Поток наличности от «доения» Дойных коров |
Финансировать обещающих Трудных детей |
Трудные дети становятся звездами |
Консолидировать существующих Звезд |
Трудные дети с плохими перспективами |
Консолидировать существующих звезд |
Звезды становятся будущими Дойными коровами |
Собаки |
Целевая стратегия для Собак |
Отторжение Собак или выход с рынка |
Рис. 2.17. Стратегическая последовательность |