Упражнение 3. Абстрагирование

Цель: исследование понятийного мышления

Операция абстрагирования представляет собой процесс вычленения какого-либо свойства или признака объекта, отвлекаясь от остальных свойств или признаков. Уровень развития этой мыслительной операции можно исследовать методом сложных аналогий. Для этого нужно составить бланк заданий (не менее 10). Каждое задание состоит из двух частей: слева записывается исходная пара слов, находящихся в определенном отношении друг к другу, а справа — начальное слово и пять других, из которых только одно находится в том же отношении к начальному. Испытуемый должен подчеркнуть нужное слово. Например:

лес — деревья Библиотека — сад, двор, цветы, дети, читатели, книги
больница — больной   Школа — парта, тетрадь, учитель, ученик, ребенок

Другой вариант исследования операции абстрагирования представлен в приложении 5.

Упражнение 4. Анализ и синтез

Цель: исследование понятийного мышления.

Под операцией анализа понимают мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений; синтез — наоборот, является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. Для оценки этой операции можно использовать метод анаграмм (слово зашифровывается путем перестановки букв, испытуемый должен отгадать его, используя все имеющиеся в анаграмме буквы и не добавляя других). Например, в анаграмме КАТСАН зашифровано слово «стакан», в анаграмме УГБАМА — слово «бумага». Практикант составляет не менее пяти анаграмм, а испытуемому необходимо прочесть зашифрованное слово. Для испытуемых школьного возраста можно использовать метод деформированного текста, где переставленные слова необходимо составить в исходное предложение, например: 1) в, часы, минуты, карманные, сутки, на, отставали, мои, две; 2) в, какие, края, зимовать, теплые, птицы, улетают, не. Здесь также испытуемому предлагается не менее пяти предложений.

Степень сложности задачи зависит от количества букв в анаграмме и количества слов в предложении. При анализе результатов учитывается сложность задач и время, за которое испытуемый справился с заданием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: