Для оценки объема внимания необходимо заготовить матрицу из девяти ячеек (три на три). В каждой ячейке помещается один элемент (буква, цифра, символ — звездочка, крестик и т. п., рисунок), причем элементы не должны повторяться. Пример такой матрицы приведен в приложении 1. Испытуемому предлагается смотреть на матрицу в течение одной секунды и затем воспроизвести увиденные элементы, количество которых определяет объем внимания. В анализе результатов студентам предлагается соотнести объем внимания испытуемых с объемом восприятия и объемом кратковременной памяти.
На кафедре психологии есть компьютерный вариант этой методики.
Упражнение 2. Устойчивость и концентрация внимания
Определение устойчивости и концентрации внимания осуществляется с помощью корректурной таблицы Бурдона. Студенты самостоятельно готовят таблицу (печатают или пишут от руки), состоящую из букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке, примерно на 900 знаков. См. приложение 2. По команде «Начали» испытуемые должны вычеркивать 4 указанных перед началом опыта буквы. Через каждую минуту, по сигналу, ставится вертикальная черта на бланке между буквами в том месте, где производится чтение. Опыт длится 4 минуты, на 2-й и 4-й минутах работу испытуемого сопровождает помеха в виде, например, чтения стихотворения наизусть (если испытуемый не может самостоятельно прочесть стихотворение, тогда экспериментатор читает, а испытуемый за ним повторяет).
|
|
Обработка данных заключается в подсчитывании количества просмотренных в каждую минуту знаков и количества ошибок (неверно зачеркнутых и не вычеркнутых букв). Показателем устойчивости внимания является сумма просмотренных знаков (минус ошибки) за первую и третью минуты. Система оценок следующая:
Знаки | более 431 | 400—430 | 371—400 | 341—370 | 311—340 | 281—310 | 251—280 | 221—250 |
Баллы |
Показателем концентрации внимания является количество просмотренных знаков (минус ошибки) за вторую и четвертую минуты. Система оценок следующая:
Знаки | более 400 | 371—400 | 341—370 | 311—340 | 281—310 | 281—250 | 221—250 | 191—220 |
Баллы |
Нормативы для взрослого испытуемого: выше 7 баллов — высокий уровень устойчивости и концентрации внимания, от 7 до 5 баллов — средний и ниже 5 баллов — низкий.
Упражнение 3. Таблица Шульте
Цель: оценка переключения внимания.
Необходимо подготовить черно-красные таблицы чисел (см. приложение 3). В таблице, приведенной в качестве образца, числа, набранные жирным шрифтом, должны быть красного цвета. На кафедре психологии есть и компьютерный вариант упражнения.
|
|
Эксперимент состоит из трех частей. Сначала необходимо как можно быстрее найти и указать черные числа в возрастающем порядке от 1 до 24. Затем необходимо найти и указать красные числа в убывающем порядке от 25 до 1. Затем необходимо попеременно находить черные числа в возрастающем порядке и красные в убывающем (например, черное 1, красное 25; черное 2, красное 24 и т. д.). Экспериментатор фиксирует время выполнения каждого задания. Среднее время выполнения 1-го и 2-го заданий характеризует способность к концентрации внимания. Нормативы оценок: менее 35 с — отлично, 35—40 с — хорошо, 40—45 с — удовлетворительно, более 45 с — плохо. Показателем переключения внимания является разность между временем выполнения 3-го задания и суммой времени выполнения 1-го и 2-го заданий:
П = Т(III) – [Т(I) + Т(II)]
Нормативы оценок: П менее 100 с — отлично, 101—160 с — хорошо, 160—210 с — удовлетворительно, более 210 с — плохо.