Упражнение 1. Самоанализ эмоциональной сферы

Цели:

— формирование навыков самонаблюдения и самоанализа;

— составление портрета эмоционального статуса личности в конкретный отрезок времени.

Работа основана на ретроспективном (ретроспекция от лат. retro — назад и specio — смотрю — обращение к прошлому, обзор прошлых событий) анализе собственных эмоциональных явлений — аффектов, эмоций, настроений и чувств — пережитых в течение дня.

Под эмоциональными явлениями понимают процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека в форме переживаний. При описании любых эмоциональных явлений целесообразно обратиться к их структуре, которая имеет единую природу и состоит из пяти компонентов: физиологический компонент (изменение активности различных функциональных систем организма — дыхательной, сердечно-сосудистой, гуморальной и т. д.), компонент выразительных движений (непроизвольный аккомпанемент эмоций в виде мимики, пантомимики и экспрессивные характеристики речи — громкость, интонация, скорость, тембр и др.), когнитивный, или мыслительный компонент (процессы принятия, переработки и оценки различной информации, проявляющиеся в мыслительном содержании — логических построениях, мысленных и вербальных объяснениях, сравнениях и пр.), компонент переживания (внутренняя психическая деятельность по наделению вещей и ситуаций новым смыслом, то специфическое качество, которое позволяет субъекту отличать одну эмоцию от другой), поведенческий компонент (отражает различные поведенческие акты — движения, действия и поступки — и проявляется в двух видах поведенческих реакций: пассивно-оборонительных, когда человек пережидает эмоцию, не предпринимая никаких попыток избежать негативного или продлить положительное переживание и активно-оборонительных, в том случае, когда демонстрируется целенаправленное поисковое поведение, направленное на получение приятных и на преодоление неприятных эмоциональных явлений).

В начале работы необходимо выбрать день, который будет подвергнут анализу, затем выделить в этом дне ряд последовательных событий, которые явились эмоциогенными (порождающими эмоциональное состояние), причем следует помнить, что события могут быть как крупные, смыслопорождающие, например, экзамен, приезд родителей, свадьба, так и незначительные, обыденные, повседневные, однако провоцирующие эмоции, например, утренний звонок будильника. Эти события следует занести в таблицу, которая представлена ниже. Далее необходимо осознать, какие эмоции были вызваны данными событиями, и также занести их в таблицу. После этого можно приступать к анализу эмоций по компонентам.

Анализируя компоненты эмоций, не следует сразу заносить результаты наблюдения в таблицу, для начала необходимо записать их в виде сырых данных наблюдения в рабочую тетрадь.

Для физиологического компонента существенным являются показатели (в относительных понятиях больше-меньше) частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, тремор рук, сухость во рту, секреция слезной железы, покраснение или бледность кожных покровов и т. д.

Для оценки выразительных движений целесообразно обратить внимание на мимику — выражение глаз, форму бровей и губ, складки лба и т. д. Пантомимика проявляется в общей позе тела (просительная, сгорбленная, неуверенная, эффект «панцирной спины», напряженная, расслабленная и пр.), а также в жестах (общепринятых — кулак с оттопыренным большим пальцем, всплеск рук, указательные жесты, потирание лба, почесывание головы и др.; индивидуальных — щелчки пальцами, потирание переносицы, поправление очков, накручивание волос на палец и т. д.).

Кроме этого, большое значение имеет изменение голоса (как уже говорилось, наиболее важными параметрами являются громкость, интонация, скорость и тембр).

При рассмотрении когнитивного компонента испытуемый должен вспомнить и зафиксировать в рабочей тетради все вербальные (словесные) ассоциации, возникшие у него при восприятии каждого анализируемого события, — словесно оформленные мысли, логические построения, сравнения, аналогии, обобщения и т. д.

Компонент переживания проявляется в качественных особенностях конкретной эмоции. Например, при переживании тревожности человек испытывает чувство напряжения, волнения, его мучают мрачные предчувствия и опасения за свою личность и самооценку; при переживании беспокойства человек испытывает все то же самое с той разницей, что опасается не за себя, а за другого. Таким образом, здесь следует найти те особенности, те специфические характеристики, которые «делают» эту эмоцию. Для облегчения указанной работы можно воспользоваться словарем психологических терминов, толковым словарем, словарем синонимов и др.

При анализе поведенческого компонента следует зафиксировать, во-первых, отдельные движения и жесты (такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком, хождение из угла в угол и т. п.), во-вторых, действия (как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл: например, просьба о чем-либо, подглядывание, просмотр телевизионных программ, чтение и пр.) и, в-третьих, поступки (еще более крупные поведенческие акты, которые имеют общественное значение и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д.; в качестве примера можно привести все ситуации, требующие выбора и связанные с борьбой мотивов: выбор профессии, поступление в вуз, создание семьи и т. д.), которые сопровождают наблюдаемую эмоцию, и определить, к какому типу поведенческих реакций (активно- или пассивно-оборонительных) они относятся.

Дальнейший шаг в данной работе — анализ сырых данных из рабочей тетради и фиксация их в таблице (в таблице должно быть проанализировано не менее пяти различных эмоций). Пример заполнения таблицы представлен в приложении 7.

После составления таблицы необходимо дать ее словесное описание.

Далее анализ строится по следующему плану:

— анализируется соотношение компонентов в проявлении всех эмоций вообще и каждой эмоции в отдельности (какой из компонентов наиболее ярко выражен, бурно или длительно протекает; субъективную оценку интенсивности можно проводить по пятибалльной шкале), также следует сравнить взаимоотношение компонентов в различных эмоциональных явлениях (чем отличается, например, соотношение когнитивного и физиологического компонента при переживании аффекта и настроения);

— оценивается предрасположенность студента к преимущественному переживанию положительных или отрицательных состояний;

— определяются типы ситуаций, которые являются наиболее эмоциогенными (например, угрожающие, ситуации межличностного общения, ситуации соревнований, ситуации тестирования, ситуации монотонной и рутинной работы, ситуации интеллектуальной деятельности и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: