Дайте определения следующих понятий: анкетирование, беседа, дневниковые записи, метод, методика, метод изучения продуктов деятельности детей, методология, метод продольных срезов (лонгитюдный метод), метод поперечных срезов, метод тестов, наблюдение.
Аудиторная работа: Составление «поведенческого портрета» по схеме.
Практикум № 5. Предмет, задачи, методы возрастной психологии
Вопросы для обсуждения
1. Подготовьте материал об истории становления и развития возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
2. Охарактеризуйте основные категории возрастной психологии: развитие, рост, созревание, возраст.
3. Охарактеризуйте достоинства и недостатки использования различных методов возрастной психологии. В чем заключается проблема диагностики психического развития ребенка?
Задание для самостоятельной работы
1. Дайте определения следующих понятий: возрастная психология, лонгитюдный метод исследования, метод, методика психологического исследования, методология, онтогенез, предмет научной дисциплины, предмет возрастной психологии, развитие, рост, созревание, возраст, тест, наблюдение, метод «срезов», фрейдизм и неофрейдизм в психологии, бихевиоризм как направление в психологии, когнитивная психология, гуманистическая психология.
|
|
2. Сделайте письменный доклад об истории становления и развития возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
Рекомендованная литература
Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999,
Выготский Л.С. Проблема возраста// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин, М., 2001.
Стр. 11-18.
Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация.// Там же, стр. 30-32.
Кон И.С. Возраст и возрастные категории// Там же, стр. 59-62.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
Практикум №6. Проблемы возрастной психологии.
Вопросы для обсуждения
1. Проблема возраста в возрастной психологии. Учение Л.С.Выготского о возрасте.
2. Проблема развития.
3. Периодизация психического развития. Стадии развития взрослого человека.
4. Проблема возрастных кризисов. Кризис как закон психического развития.
5. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского о развитии. Категории «новообразования», «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «социальная ситуация развития».