1. Дайте определения следующих понятий: дошкольное детство, игра, комплекс оживления, кризис (возрастной), младенчество, наглядно-действенное мышление, новорожденность, норма психического развития, образно-схематическое мышление, ориентировочный рефлекс, поведение, предметная деятельность, раннее детство, ролевая игра, самоконтроль, самосознание, самооценка, символизм, кризис 3-х лет.
2. Раскройте (письм.) роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью?
3. Охарактеризуйте особенности появления и проявления кризиса трех лет. Дайте психологический анализ кризиса трех лет, предложенный Л.С. Выготским.
Рекомендованная литература
Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999,
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Статьи: "Кризис 3 лет", "Младенческий возраст", "Ранний возраст". М., 1992.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996
Практикум №10. Развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.
Вопросы для обсуждения
1. Личность и ее особенности, условия и этапы формирования.
2. Понятие депривации. Депривация социальная, материнская, сенсорная, двигательная и т.д. Влияние депривации на психическое развитие и на развитие личности.
3. Типология депривационной личности (по Й. Лангмейеру, З. Матейчику). Приведите примеры из различных источников (газеты, журналы, художественная литература, ТВ), рассказывающих о судьбе детей-сирот, различных типов депривированности личности.
4. Экстремальные условия жизни и деятельности. Развитие личности в экстремальных условиях (примеры, факты из жизни и др. источников).