1. Дайте определения следующих понятий: биогенетическая теория развития, бихевиористская теория развития, ведущая деятельность, возрастная периодизация, возрастные особенности развития, высшие психические функции, движущие силы развития, задержка психического развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития, кризис развития, критическое развитие, литическое развитие, период детства, предпосылки развития, условия развития, психические новообразования, психоаналитическая теория развития, сензитивный период, социальная ситуация развития, формирование (личности).
2. Представьте в таблице обзор основных теорий психического развития, включив следующие пункты: автор(ы) теории, движущие силы психического развития, условия развития, источники развития, критерии развития и т.п.
Рекомендованная литература
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин, М., 2001.
|
|
Стр. 18-26
Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка// там же, стр.32-36.
Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996
Практикум №8. Общие закономерности индивидуального развития ребенка.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие сензитивного периода развития.
2. Представление о движущих силах, условиях и факторах развития
3. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.
4. Взаимосвязь развития организма, поведения, познавательных процессов и личности ребенка.
5. Семантическая функция, ее формирование и значение для развития ребенка.
Задание для самостоятельной работы
1. Составьте в табличной форме этапы психического развития человека (в онтогенезе), указав сензитивные периоды для развития какой-либо функции.
2. Приведите примеры существования сенезитивных периодов для развития психики.
Рекомендованная литература
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1986, с. 103-127.
Бернс Р.С. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986, с.67-95.
Брунер Д.С. Психология познания. – М., 1977.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991, с. 100-102.
Леонтьев А.Н, Проблема развития психики. – М., 1981, с. 538-557.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995, гл.1.
Практикум №9. Психология дошкольного детства
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте структуру и динамику младенческого возраста.
2. Характеристика основных психологических новообразований к концу первого года жизни.
3. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.
4. Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте.
5. Игра как ведущий тип деятельности дошкольника.