Задание для самостоятельной работы

1. Дайте определения следующих понятий: биогенетическая теория развития, бихевиористская теория развития, ведущая деятельность, возрастная периодизация, возрастные особенности развития, высшие психические функции, движущие силы развития, задержка психического развития, зона актуального развития, зона ближайшего разви­тия, кризис развития, критическое развитие, литическое развитие, период детства, предпосылки развития, условия развития, психические новообразования, психоаналити­ческая теория развития, сензитивный период, социальная ситуация развития, формирование (личности).

2. Представьте в таблице обзор основных теорий психического развития, включив следующие пункты: автор(ы) теории, движущие силы психического развития, условия развития, источники развития, критерии развития и т.п.

Рекомендованная литература

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин, М., 2001.

Стр. 18-26

Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка// там же, стр.32-36.

Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996

Практикум №8. Общие закономерности индивидуального развития ребенка.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие сензитивного периода развития.

2. Представление о движущих силах, условиях и факторах развития

3. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.

4. Взаимосвязь развития организма, поведения, познавательных процессов и личности ребенка.

5. Семантическая функция, ее формирование и значение для развития ребенка.

Задание для самостоятельной работы

1. Составьте в табличной форме этапы психического развития человека (в онтогенезе), указав сензитивные периоды для развития какой-либо функции.

2. Приведите примеры существования сенезитивных периодов для развития психики.

Рекомендованная литература

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1986, с. 103-127.

Бернс Р.С. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986, с.67-95.

Брунер Д.С. Психология познания. – М., 1977.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991, с. 100-102.

Леонтьев А.Н, Проблема развития психики. – М., 1981, с. 538-557.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995, гл.1.

Практикум №9. Психология дошкольного детства

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте структуру и динамику младенческого возраста.

2. Характеристика основных психологических новообразований к концу первого года жизни.

3. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.

4. Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте.

5. Игра как ведущий тип деятельности дошкольника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: