В античной философии преобладала постановка проблем, которая характеризуется как…
Антропоцентризм
Социоцентризм
Космоцентризм
Теоцентризм
Проблема богооправдания называется……….
Какое направление философской мысли преобладало в Средние века?
Концептуализм
Номенализм
Реализм
Пантеизм
Взаимное расположение вещей друг возле друга называется……………
Автором книги «Критика чистого разума» является…………..
В немецкой классической философии разрабатывалась теория развития, которая называлась………………..
Основные виды понятий, используемых в науке:
1)
2)
3)
Какие образы используются в процессе мышления?
1)
2)
Мышление понимают в двух смыслах. Это……..
1)
2)
Основные виды интуиции?
Стандартизированная
Образная
Конкретно-чувственная
Эвристическая
Основные признаки практики:
1)
2)
3)
Основная классификация научных методов:
1)
2)
3)
Одной из основных форм значимости является…..
Материя – это ……..
Основными видами бытия являются:
|
|
1)
2)
Что является сферой потенциального бытия:
Прошлое
Настоящее
Будущее
Вне времени
Философское понятие для обозначения всего сущего ………….
Независимая основа мироздания называется………..
Длительность существования вещей и процессов называется…………….
Какое направление философии считает, что материя это продукт человеческого сознания:
Материализм
Субъективный идеализм
Объективный идеализм
Позитивизм
Переход к новому качеству с точки зрения диалектики происходит в виде…………
Характеристиками или свойствами сознания являются:
Субъективность и идеальность
Объективность и абсолютность
Относительность и беспредельность
В гносеологической сфере практика играет роль ……
Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств характеризуется как …
Представление
Воображение
Ощущение
Восприятие
Основной вопрос гносеологии это вопрос о……….
Приложение №5.
Темы контрольных работ
(для студентов заочного отделения)
ВАРИАНТ № 1
Философия и круг ее проблем.
1.Философия в системе культуры. Функции философии.
2.Философия как мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия.
ВАРИАНТ № 2
Проблема научности философского мировоззрения.
1.Понятие научно-философского мировоззрения.
2.Философия и наука: сходство и различие функций.
ВАРИАНТ № 3
Исходные принципы основных философских направлений.
1.Понятие субстанции. Дуализм и монизм. Материализм и идеализм – два противоположных монистических направления в философии. 2.Познаваемость мира и его законов.
|
|
ВАРИАНТ № 4
Диалектический и метафизический методы познания.
1.Диалектический и догматический методы мышления, их принципиальное различие.
2.Основные исторические формы диалектики.
ВАРИАНТ № 5
Становление философии.
1.Понятие мировоззрения, его исторические типы.
2.Возникновение философии и ее исторические типы.
ВАРИАНТ № 6
Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.
1.Категория бытия как начало философского анализа мира. Основные формы бытия.
2.Философское учение о материальности мира.
ВАРИАНТ № 7
Современная наука о строении материи.
1.Современная наука о системной организации материи.
2.Основные уровни организации неживой и живой материи. Общество как высший уровень организации материи.
ВАРИАНТ № 8
Материя и движение.
1.Понятие движения. Движение и материя.
2.Движение и покой.
ВАРИАНТ № 9
Пространство и время.
1.Понятие пространства и времени. Материя, движение, пространство, время.
2.Качественное разнообразие форм пространства и времени в неживой и живой природе. Социальное пространство и время.
ВАРИАНТ № 10
Диалектика: связь и развитие.
1.Понятие связи. Философский принцип всеобщей связи.
2.Понятие развития. Принцип историзма.
ВАРИАНТ № 11
Диалектика количественных и качественных изменений.
1.Категории качества, количества и меры. Качество и свойство.
2.Диалектика количественных и качественных изменений.
ВАРИАНТ № 12
Единство противоположностей и противоречие.
1.Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия. 2.Противоречия – источник движения и развития. Ступени развития противоречий.
ВАРИАНТ № 13
Отрицание, преемственность и новации.
1.Отрицание как закономерный момент развития. Понятие диалектического отрицания.
2. Поступательный и спиралевидный характер развития.
ВАРИАНТ № 14
Единичное, особенное, общее.
1.Понятие единичного, особенного, общего.
2.Значение категорий единичного и общего для познания природы и общества.
ВАРИАНТ № 15
Причина и следствие.
1.Понятие причины и следствия. Причинность как момент всеобщей связи явлений действительности.
2.Причинность и целесообразность. Индетерминизм и телеология.
ВАРИАНТ № 16
Необходимость и случайность.
1.Понятие необходимости и случайности.
2.Взаимосвязь необходимости и случайности.
ВАРИАНТ № 17
Возможность и действительность.
1.Понятие возможности и действительности. Виды возможностей. 2.Взаимосвязь возможности и действительности.
ВАРИАНТ № 18
Содержание и форма.
1.Понятие содержания и формы.
2.Значение категорий содержания и формы для познавательной и практической деятельности человека.
ВАРИАНТ № 19
Сущность и явление.
1.Понятия сущности и явления, их взаимосвязь.
2.Познание как процесс движения от явления к сущности.
ВАРИАНТ № 20
Происхождение и сущность сознания.
1.Понятие сознания. Сознание и мозг. Происхождение сознания.
2.Сознание, язык, общение. Творческая активность сознания. Сознание и самосознание.
ВАРИАНТ № 21
Теория познания.
1.Что значит знать?
2.Структура и процесс познания. Субъект и объект познания.
ВАРИАНТ № 22
Чувственное познание и его формы.
1.Чувственное познание, его роль в отражении действительности. 2.Основные формы чувственного познания.
ВАРИАНТ № 23
Рациональное (логическое) мышление и его формы.
1.Рациональное мышление как обобщение и опосредованное отражение действительности.
2.Основные формы рационального мышления.
ВАРИАНТ № 24
Теория истины.
1.Понятие истины. Объективная истина.
2.Абсолютная и относительная истины, их взаимосвязь.
|
|
ВАРИАНТ № 25
Наука и ее роль в обществе.
1.Понятие науки и ее социальные функции. Научная картина мира.
2.Взаимосвязь науки и производства.
ВАРИАНТ № 26
Методы и формы научного познания.
1.Научное познание, его специфические признаки. Структура научного познания.
2.Эмпирический уровень научного знания: методы и формы. Основные методы и формы теоретического уровня научного знания.
ВАРИАНТ № 27
Природа как объект философского осмысления.
1.Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь.
2.Природная среда как предпосылка возникновения и развития человека.
ВАРИАНТ № 28
Природа и общество.
1.Взаимодействие человека и природы. “Естественная” и “искусственная” среды обитания (“первая” и “вторая” природа).
2.Экологическая проблема современности.
ВАРИАНТ № 29
Общество как предмет философского анализа.
1.Общество как подсистема объективной реальности. Отличие законов социума от законов природы.
2.Идеальное и материальное в обществе. Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь.
ВАРИАНТ № 30
Общество как развивающаяся система.
1.Понятие материального производства, его структура и роль в общественном развитии.
2.Особенности формационного анализа социальной реальности.
ВАРИАНТ № 31
Общественное сознание и его структура.
1.Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания.
2.Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
ВАРИАНТ № 32
Формы общественного сознания.
1.Критерии разграничения форм общественного сознания.
2.Специфика и место различных форм общественного сознания в духовной сфере жизни общества.
ВАРИАНТ № 33
Проблема человека в философии.
1.Специфика философского рассмотрения человека. Природа, сущность и предназначение человека.
2.Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека.
|
|
ВАРИАНТ № 34
Личность и общество.
1.Личность как социальная характеристика человека. Роль социальной среды в формировании личности.
2.Общественный и личный интерес: проблема взаимосвязи.
ВАРИАНТ № 35
Историческая необходимость и свобода личности.
1.Необходимость и свобода. Фатализм и волюнтаризм.
2.Диалектика исторической необходимости, свободы и ответственности.
ВАРИАНТ № 36
Общественный прогресс.
1.Понятие прогресса. Критерий прогресса.
2.Противоречивость общественного прогресса.
ВАРИАНТ № 37
Культура.
1.Философское понятие культуры. Традиции и новаторство в культуре. 2.Групповое и общечеловеческое в культуре. Культура и нравственность.
ВАРИАНТ № 38
Научно-технический прогресс: сущность и последствия.
1.Сущность и основные особенности современного научно-технического прогресса.
2.Социальные последствия научно-технической революции.
ВАРИАНТ № 39
Глобальные проблемы современности.
1.Понятие глобальных проблем. Происхождение глобальных проблем. 2.Глобальные проблемы и социальный прогресс.