Основные черты средневековой философии: теоцентризм, схоластика и средневековый антропоцентризм.
Задачей философии стало доказательство двух догматов церкви: существования личностной формы Бога-творца и сотворения Богом мира из ничего.
Итогом спора номиналистов и реалистов о природе общих понятий (универсалий) стало запрещение номинализма, утверждавшего, что общие понятия существуют только после вещей, а не до вещей, как это утверждали реалисты. В условиях безраздельного господства религиозного мировоззрения это утверждение реалистов соответствовало тексту Библии, в которой сказано, что вначале было слово.
По взглядам представителей умеренного реализма, общие понятия существуют до вещей, в вещах и после вещей: до вещей – у Бога, в вещах – как результат божественного творения (креации), после вещей – как результат познания человеком божественных деяний.
Средневековый антропоцентризм связан с рассмотрением человека как созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него.
|
|
Человек обладает не только телом и душой, но и духом (духовностью), т.е. причастностью к божественному посредством веры. Чтобы быть человеком, надо жить по этическим правилам, изложенным Иисусом Христом в Нагорной проповеди
Основные черты философии эпохи Возрождения:
- Антропоцентризм и гуманизм – признание человека личностью, имеющей право на творчество, свободу и счастье;
- Личностно-материальное понимание мира: все существующее рассматривается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу;
- Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы;
- Геометрически-структурное понимание мира, дополненное диалектикой бесконечно малого и бесконечно большого;
- Пантеизм – утверждение о тождестве мира и Бога, растворение Бога в природе.