Сущность и функции рынка

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Экономическая система и ее субъекты. Подходы к классификации экономических систем.

2. Экономическое содержание категории «собственность». Формы собственности и формы хозяйствования.

3. Предпосылки возникновения и сущность товарного производства. Товар и его свойства.

4. Рынок: понятие, структура, функции.

5. Типы рыночных структур. Естественные монополии. Регулирование деятельности естественных монополий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Что представляет собой экономическая система общества, каковы ее основные элементы?

2. Назовите основные черты доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества.

3. Охарактеризуйте преимущества и недостатки административно- командной, рыночной, традиционной экономических систем.

4. Дайте определение «собственности». Какое место занимает собственность в системе общественных отношений.

5. Перечислите известные Вам формы собственности и формы хозяйствования.

6. Определите преимущества и недостатки государственной собственности. Какой тип собственности, по Вашему мнению, преобладает в нашей стране?

7. Дайте сравнительную характеристику натурального хозяйства и товарного производства, выявите черты сходства и различия.

8. Что такое «товар»? Какие свойства товара Вы знаете?

9. Могут ли иметь потребительную стоимость услуги?

10. Назовите и раскройте основные функции денег. Какие виды денег Вы знаете?

11. Объясните, каким образом с введением денег в качестве средства обращения преодолеваются трудности бартерного обмена?

12. Что такое «стоимость»? Сформулируйте закон стоимости?

13. Дайте понятие «рынок». Назовите субъекты рыночных отношений.

14. Что включает инфраструктура рынка?

15. Назовите функции рынка и определите его роль в социально- экономической жизни общества.

16. Что такое «типология рынка»? Какие типы рынков Вы знаете?

17. Что включает в себя содержание понятия «конкуренция»? Какие виды конкуренции Вы знаете? Перечислите и раскройте функции конкуренции.

18. Почему в настоящее время преобладает неценовая конкуренция над ценовой?

19. Что такое «конкурентоспособность»? Всегда ли большие объемы продаж свидетельствуют о высокой конкурентоспособности товара?

20. Каковы основные черты олигополии?

21. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополии?

22. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции?

23. К какому типу рынка мы можем отнести: автомобильную промышленность, черную металлургию, легкую промышленность, сферу услуг?

24. Чем определяются цена и объем производства в условиях монополии?

25. Какие монополии получили название «естественных»?

26. Какие формы искусственных монополий Вы знаете?

27. Как государство борется с монополиями?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Путешествие из Санкт- Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом – 100 ден. ед., самолетом – 250 ден. ед. В путешествие отправляются три человека. Часовая ставка оплаты труда первого человека – 20 ден. ед в час, второго – 30 ден. ед. в час, третьего – 50 рублей в час. Каким видом транспорта они поедут?

2. Программист зарабатывает в час 10 ден. ед. В магазине за говядиной по 8 ден. ед. за килограмм нужно стоять в очереди час, по 12 ден. ед. за килограмм очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста?

3. В Казахстане один работник производит 1 т. мяса или 20 ц. пшеницы в год. В Кыргызстане один работник производит 2 т. мяса или 10 ц. пшеницы в год. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируется 400 тыс. человек, в Кыргызстане– 100 тыс. человек. Президенты Назарбаев и Акаев подписывают соглашение о взаимном сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производстве мяса и хлеба. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы?

4. Как изменится меновая стоимость товаров 18 карандашей = 50 тетрадей, если:

А) стоимость карандашей возрастет в два раза?

Б) стоимость тетрадей упадет в два раза?

В) стоимость тетрадей возрастет в два раза, а стоимость карандашей упадет в два раза?

5. Определите количество денег, необходимых для обращения, если известно, что за год было произведено продукции на 100 млн. долл., платежи предприятий друг другу составили 20 млн. долл., в кредит продано товаров на 15 млн. долл., подошли сроки платежей по кредитам на 5 млн. долл., одноименная денежная единица делает 10 оборотов в год?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:

А) рынка зерна;

Б) рынка легковых автомобилей;

В) рынка услуг преподавателей;

Г) рынка карандашей.

2. Какие черты характеризуют только товарное хозяйство:

А) общественное разделение труда;

Б) продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи;

В) возможность определять что, как и для кого производить;

Г) специализация.

3. Рынки совершенной конкуренции и монополистической конкуренции схожи тем, что:

А) выпускают однородные товары;

Б) нет барьеров для вступления конкурентов в отрасль;

В) количество продавцов на рынке ограничено;

Г) все выше указанное верно.

4. Товар – это:

А) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда, предназначенная для собственного потребления;

Б) вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги;

В) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку;

Г) вещь, обладающая только потребительской стоимостью.

5. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

А) конкуренция;

Б) централизованное планирование;

В) частная собственность;

Г) свобода предпринимательского выбора.

6. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

А) совершенной конкуренцией;

Б) монополистической конкуренцией;

В) олигополией;

Г) монополией.

7. К элементам денежной системы относятся:

А) Денежная единица, масштаб цен, эмиссионная система, виды денежных знаков, институты денежной системы;

Б) денежная единица, масштаб цен, электронные деньги, Центральный Банк РФ, институты денежной системы;

В) эмиссионная система, институты денежной системы, ЦБ РФ, масштаб цен, виды денежных знаков;

Г) виды денежных знаков, институты денежной системы, эмиссионная система, разменные монеты.

8. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:

А) концерн;

Б) картель;

В) трест;

Г) синдикат.

9. Какую функцию выполняют кредитные деньги:

А) средство обращения;

Б) средство платежа;

В) средство накопления;

Г) все ответы неверны.

10. К денежному агрегату М 1 относятся:

А) государственные облигации, срочные вклады небольших размеров, чековые депозиты;

Б) наличные деньги, дорожные чеки, чековые депозиты;

В) государственные ценные бумаги, сберегательные облигации, срочные вклады крупных размеров;

Г) Все перечисленное верно.

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ:

1. Формы смешанной экономики.

2. Модели приватизации на примере европейских государств.

3. История происхождения денег.

4. Развитие конкурентной среды в России и конкурентоспособности отечественного производства.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Экономика / учебник под ред. А.С. Булатова. М.: Экономист, 2010.- 896 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономика М.: 2012. — 256 с. Режим доступа [https://www.alleng.ru/d/econ/econ394.htm].

Дополнительная литература:

1. Антюшина Н. Датская социально-экономическая модель / Н. Антюшина // Экономист. -2012. -№10.- С. 41-62.

2. Паппэ Я., Антоненко Н. О новых конфигурациях собственников в российском крупном бизнесе / Я. Паппэ, Н. Антоненко // Экономист. – 2011. - № 6. – С. 63-84.

3. Радыгин А., Симачев Ю, Энтов Р. Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой приватизационной политики» / А. Радыгин, Ю. Симачев, Р. Энтов // Экономист. – 2011. -№ 9. – С. 3-23.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2 –е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2008.- С.44-50, 54-80, 221-264.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: